Меню

Раннее развитие глазами ребенка

Итоги консультации (21-27 октября 2008 года)

AD


С 21 по 27 октября в форуме “Детская психология и развитие” проходила консультация «Когда начинать и чему учить ребенка. Раннее развитие: глазами ребенка и глазами родителя». На ваши вопросы отвечали специалисты семейного центра «Ого-город»:

В этой статье мы приводим часть вопросов и ответов.

Вопрос: Моему ребенку 1 год и 3 месяца. Последнее время он становится довольно скромным, смущается среди других деток, к чужим нужна адаптация, его могут обидеть, стукнуть или толкнуть и он не отвечает тем же, плачет. Мне бы хотелось чтобы ему было легко общаться с людьми, чтобы он рос раскрепощенным и коммуникабельным ребеночком и мог за себя постоять. Мы ходим в детские центры, в гости, я стараюсь все свободное время посвящать ему. Как правильно направить свое поведение для того чтобы он не давал себя в обиду и не был замкнутым?

Ответ: В возрасте от 1 до 2 лет основная задача развития ребенка - знакомство с окружающим миром происходит через действия с предметами, которые находятся рядом с ним. Поэтому не стоит ожидать, что ваш ребенок должен активно общаться с другими детьми и взрослыми. И если в обществе других детей он предпочитает один играть с какой-то игрушкой, то это вполне нормально и не говорит о замкнутости.

Чтобы ваш ребенок комфортно себя чувствовал в обществе других детей и взрослых, не смущался и не замыкался, не оставляйте его одного, будьте рядом, чтобы он всегда мог к вам обратиться за помощью и поддержкой. Своим собственным примером показывайте, как приятно общаться с другими, то есть сами привлекайте внимание вашего малыша к другим детям, старайтесь поиграть вместе с ними.

Что касается "не давать себя в обиду", то лучше предотвращать ситуации, когда вашего ребенка могут стукнуть или толкнуть, но если это произошло, необходимо тут же пожалеть, успокоить ребенка и постараться показать позитивный выход из конфликта. Например, если у него отняли игрушку - предложить поиграть вместе, вежливо попросить игрушку обратно или поменяться на другую игрушку.

Вопрос: Сыну 3 года и 4 месяца. Месяц назад стали ходить на танцы с элементами хореографии. Ребенку все очень нравилось, он даже сам занимался на уроке, я была в коридорчике. Неделю назад сменился руководитель и теперь заниматься ребенок просто не хочет, на занятиях бегает, преподавателя не слушает. Хотя она очень внимательна к детям. Прежний преподаватель уже не вернется. Скажите: нам еще рано ходить или дело в преподавателе?

Ответ: Возраст вашего малыша для начала занятий танцами вполне подходящий, тем более что такие занятия способствуют не только физическому, но и эмоциональному развитию ребенка, учат его взаимодействию с другими детьми. Смена руководителя для ребенка это почти всегда стресс - даже если новый преподаватель очень хороший, у него другая манера вести занятия, другие требования, просто другая внешность и другой голос. Скорее всего своим поведением (бегает, не слушается, не занимается) ваш малыш реагирует на сам факт изменения привычных условий, а не на конкретного преподавателя. Попробуйте дать своему ребенку время привыкнуть к новой ситуации, к новому человеку. Если через несколько занятий поведение не изменится, то возможно придется подыскивать более подходящий вариант занятий.

Вопрос: Добрый день! Расскажите, как "лечить" речевой негативизм?

Ответ: К сожалению, Вы не указали возраст Вашего ребенка, что является принципиальным при ответе на данный вопрос. Само понятие "негативизм" означает, что ребенок сопротивляется любым воздействиям взрослого и отказывается от общения с ними. Нормальное освоение языка происходит естественно, спонтанно и без видимых усилий со стороны ребенка. Это обусловлено происходящими процессами физиологического созревания центральной нервной системы и пластичностью детской психики. Однако пути освоения языка детьми различны. Кто-то очень долго накапливает пассивный словарь, а потом в один момент начинает говорить предложениями. Другой ребёнок постепенно повторяет слова, затем складывает слова в простые предложения. На освоение языка влияют ряд факторов - биологических и социальных. Чаще всего отказ от речи появляется в результате чрезмерного давления окружающих взрослых. Важно понимать, что определенные речевые умение не смогут возникнуть у ребенка до того, как он достигнет соответствующей стадии в своем развитии. Постарайтесь использовать "хитрые" приёмы развития речи: опосредованное общение через игрушку, разговор взрослого с самим собой, описание действий ребёнка, игровой фольклор, пальчиковые игры и гимнастику и другие. Не настаивайте на том, чтобы ваш ребёнок говорил именно сейчас. Составьте словарик из тех слов, которые знает и понимает Ваш ребёнок. Пока можете пользоваться ими. Чтобы "говорить", ребёнку должно быть это приятно. Создайте ему все необходимые условия!

Вопрос: Надо ли целенаправленно учить ребенка давать сдачи? Как и в какой форме это нужно (и нужно ли )делать? Ребенку 3,3 года, очень удивляется, если ему кто-либо без каких либо причин и поводов просто заезжает куда попало? Как объяснять ребенку происходящее и как учить его на это реагировать? Спасибо.

Ответ: Важно учить ребенка РАЗНЫМ способам выхода из конфликтных ситуаций, чтобы он мог выбирать тот или иной в зависимости от характеристик самой ситуации. Например, где-то нужно проигнорировать и отойти в сторону, где-то - безобидно пошутить. Чаще всего дети Вашего возраста обзываются и дерутся, чтобы привлечь внимание и увидеть ответную реакцию своего "соперника". Или они хотят пригласить к игре, но не знают как это сделать. И чем активнее и агрессивнее ребенок реагирует на выходки в его адрес, тем больше к нему пристают! Если только учить ребенка "давать сдачи", то малыш будет агрессивным в любом ситуации. Поэтому самое главное - это уверенность ребенка в своих силах, чтобы слова и поступки другого ребенка не могли его сильно задеть.

Вопрос: Добрый день! Нам 2 года и 2 месяца, дочка очень хорошо говорит, пересказывает сказки, стихи, поет, песенки, собирает пазлы,рисует человечков, облака и т.п, очень подвижна дома есть спортивный уголок - охотно занимается.. Хотели пойти на развивалки, но наш терапевт не рекомендует нам дополнительно заниматься. Дочка очень эмоциональна, плохо спит, разговаривает во сне, просыпается, легко пугается громких звуков, взрослых мужчин, вообще посторонних, если они к ней проявляют внимание. Вот я и не знаю стоит ли нам ходить на "развивалки"? Хотелось, чтобы ребенком занимались системно и чтобы она могла общаться со сверстниками.

Ответ: Рекомендую Вам сначала посетить консультацию детского психолога, чтобы определить уровень тревожности и возрастных страхов, а также провести диагностику эмоциональной и интелектуальной сфер развития. Специалист обязательно поможет подобрать Вам оптимальный режим занятий и их направленность. В любом случае занятия с детьми раннего возраста предполагают присутствие родителей, которые обеспечивают чувство стабильности и защищённости у ребёнка. Польза же развивающих занятий максимальна: это развитие познавательных способностей и способностей к общению, двигательное и творческое развитие. Возраст 2 года - хороший возраст для того, чтобы начать посещать такие занятия.

Вопрос: Здравствуйте, нам месяц. Хотелось бы понять, как уже начинать развивать ребенка?

Ответ: Самым важным для психического развития малыша в первые несколько месяцев является общение со взрослым, который становится источником разнообразных ощущений и первых знаний. С двух месяцев ребенок учится отвечать на обращения к нему взрослого с помощью взгляда, голоса, улыбки, движения, что в психологии получило название «комплекса оживления». Наблюдая за движениями лица взрослого, ребенок пытается их повторить и таким образом учится выражать свои эмоции посредством мимики. И чем чаще он будет видеть улыбку на лице взрослого, тем скорее он научится улыбаться. Вокализации (гуканье и гуление) - это самые первые «слова» ребенка, обращенные взрослому. Чтобы стимулировать их развитие, необходимо как можно больше разговаривать с малышом. Кроме «беседы», вы можете петь ему разнообразные песенки или ставить специальные аудиодиски, читать стихи: так ребенок получает знания о разнообразных ритмах и интонациях в языке. Важно разнообразить предметную среду ребёнка. Малыша должны окружать предметы самых разнообразных форм, цветов и предназначений. Впоследствии он научится осуществлять с ними манипуляции. Если в этот период взрослые не обеспечивают полноценные условия для развития младенца, а ограничиваются только удовлетворением его физиологических потребностей, не проявляя при этом ласки и отзывчивости, то психическое развитие ребенка замедляется, отмечается низкая инициативность ребенка в общении, бедность эмоциональной сферы. Главное – не забывайте, что в первом полугодии самым важным является контакт ребёнка с Вами!

Вопрос: Сыну - 2 года и 9 месяцев. Развитый, подвижный мальчик, хорошо говорит, спортивный (плавание с раннего возраста). Есть одна проблема - течет слюна, особенно когда он увлеченно играет во что-то. Ходили к стоматологу - проблем не обнаружено. К лору тоже ходили - проблем нет. В детском саду воспитатель делает нам замечания по этому поводу, футболка у малыша часто влажная на груди. Что делать?

Ответ: Проблема сильного слюнотечения - это физиологическая особенность, которая встречается у детей. Дело в том, что когда ваш ребенок сильно чем-то увлечен, то у него ослабляется контроль за внутренними мышцами лица и ротовой полости и он просто "забывает" сглатывать слюну, что в спокойном состоянии происходит автоматически. В этой ситуации вы можете ему помочь, если научите его контролировать свое состояние. Для этого у ребенка всегда должен быть с собой носовой платок, и когда вы видите, что начинается слюнотечение всегда мягко обращайте на это внимание вашего сына и просите его самого (именно самого!) закрыть ротик и вытереться платочком. И воспитателя в детском саду попросите не делать замечания, а напоминать ребенку про платок.

Вопрос: Сыну год и месяц. В какие возрастные этапы и на чем лучше делать акцент в развитии? Как выявлить, чем лучше заниматься с ребенком?

Ответ: Здравствуйте. Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность. Манипулируя с предметами, изучая их свойства дети получают знания и представления об окружающем мире. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, Жан Пиаже называл такой тип мышления "сенсомоторным интеллектом". Само название говорит о том, что в основе его развития лежит сенсорный опыт ребенка, получаемый им в процессе действий с разнообразными предметами.

Предметная деятельность является в раннем возрасте источником развития и других психических процессов:восприятия, речи,памяти,внимания.Постепенно,по мере взросления ребенка,этот вид деятельности совершенствуется,претерпевает качественные изменения и к 3-м годам из него рождается игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Пишу об этом так подробно потому, что в настоящее время многие родители под ранним развитием понимают раннее обучение детей чтению,письму и т.п., забывая об основных закономерностях психического развития и возможностях детей раннего возраста, что влечет за собой многочисленные проблемы. Также ранний возраст - это период интенсивного развития речи. А ведущей потребностью является потребность в общении и взаимодействии со взрослым.

Из опыта работы с детьми раннего возраста могу сказать, что не всегда родители сразу видят первые результаты. Иногда дети начинают что-то делать или повторять за педагогом только спустя какое-то время.Это не значит, что все это время они пропускали информацию мимо ушей. Они воспринимали и усваивали информацию. А такое отсроченое воспроизведение является особенностью возраста.

Что касается рисования, лепки и т.п., то ребенок обязательно в той или иной степени проявит к ним интерес, а может быть и полюбит эти занятия. Вы просто время от времени ненавязчиво предлагайте их ему.

В возрасте одного года ребёнок ещё неусидчив. Он недавно научился ходить и осваивает этот новый вид деятельности. Ходьба открывает ребенку новые возможности, рождает разнообразные потребности. Конечно, он всецело поглощен ею и стремиться овладеть в совершенстве.Отсюда и "неусидчивость".

Вопрос: У нас всё "плохо", "плохие","буду обижать деток". Девочке 2 года и 7 месяцев. Длится это месяца четыре. Что это такое и как с этим бороться? Она говорит постоянно, что "я плохая девочка", причём радостно говорит это. Стараюсь окружить её позитивом, хорошие добрые сказки, мультфильмы.

Ответ: В основе такого поведения вашей дочки может лежать несколько причин. Во-первых, такое демонстративно негативное поведение может быть способом привлечь ваше внимание. Вспомните, что произошло в вашей жизни и жизни вашей дочки в тот момент, когда все вдруг стало "плохо". Возможно, по каким-то обстоятельствам вы стали меньше общаться или что-то изменилось в привычном распорядке. Тогда эти слова - просто своеобразная просьба ребенка побольше уделять ему внимания и заботы.

Но, скорее всего, такое негативное поведение - это симптом возрастного кризиса трех лет (индивидуальные темпы развития у всех детей разные и у вашей дочки этот кризис вполне мог наступить и в два с половиной года. В этот период ребенок начинает осозновать себя как отдельную, самостоятельную личность, и отстаивает свое "Я" доступными ему способами. Одним из которых может быть активное желание делать все наперекор вам, вы говорите что что-то "хорошо", а дочка в ответ "плохо". Также может происходить обесценивание всего того, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

В этом случае вам нужно просто вооружится спокойствием и терпением, помня о том, что за такими неприятными внешними проявлениями скрывается необходимый процесс формирования самосоосознания и самостоятельности. Подробнее узнать про кризис трех лет и про то, как вести себя родителям, довольно просто можно узнать даже через интернет, набрав в поисковике "кризис трех лет".

Вопрос: Ребёнку 3 года и 10 месяцев, общительная , развитая . Ходит в сад, на развивающие занятия, очень ей нравится , но частенько стала устраивать истерики на ровном месте . Например , прошу побыстрее одеться , чтобы не опаздывать - кричит “нет”, вещи швыряет. На “развивалках” места мало - ложится на банкетку , прошу подвинься другим деткам надо сесть ...ни в какую , сажаю её , чтобы другие могли сесть - истерика и кричит , что всех выбросит и вещи свои кидает . Дома спокойная , только с утра встаёт тяжело .

Ответ: Детские капризы и истерики - это один из способов привлечения дополнительного родительского внимания. Для начала проанализируйте Ваши семейные взаимоотношения: роль матери, отца и близких в воспитании ребёнка. Возможно, имеют место гипоопека или, напротив, гиперопека. И в том и в другом случае необходимо принять определённые меры для того, чтобы избежать ситуаций избыточности или недостаточности внимания со стороны всех участников воспитательного процесса. Ещё одной причиной истерик, если исключить проблемы со здоровьем, может быть нервное перенапряжение и переутомление вследствие изменения режима дня или высоких длительных нагрузок (физических, интеллектуальных).

Современные родители очень часто "чрезмерно увлекаются" идеями раннего развития, записывая ребёнка во всевозможные секции и группы, предлагая изучать иностранные языки, учиться читать и считать, когда физиологические процессы нервной системы ещё недостаточно созрели для овладения теми или иными навыками. В воспитании и развитии ребёнка важно всегда соблюдать меру и последовательность.

Однако я рекомендую Вам посетить консультацию детсткого психолога для того, чтобы более точно определить причину возникновения истерик, которые также могут иметь и соматическую природу. Особенно важно уточнить: спонтанность их возникновения и длительность.

Всю консультацию вы можете прочесть в этом топике.

На правах рекл

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325