Меню

Как развивается ваш малыш?

Определяем показатели правильного развития

Определяем показатели правильного развития

Ваш малыш растет и развивается, но вы замечаете, что другие дети умеют что-то, что у вашего пока не выходит? Не волнуйтесь, ведь развитие - это очень тонкий процесс, и у каждого ребенка он идет в своем темпе.

В некоторые периоды жизни ребенка скорость изменений увеличивается, в некоторые - притормаживает. Если первые полгода жизни ребенка вы почти каждый день обнаруживаете в его поведении что-то новое, то после полутора лет основные изменения уже не столь очевидны, поскольку относятся к внутренней жизни ребенка и не так сильно проявляются в его поведении. У каждого возрастного периода свои задачи и особенности, и колебания развития в пределах трех-шести месяцев еще ни о чем не говорят. Однако есть основные показатели, позволяющие оценить, успевает ли ребенок за "средними показателями нормы" или можно говорить об отставании в развитии. Оценивать эти показатели должен специалист - врач-невролог, психиатр.

Перед тем, как оценивать развитие малыша, специалисты обязательно расспросят вас, как протекала беременность и роды, были ли осложнения, как чувствовал себя малыш первые недели после появления на свет, переносили ли вы во время беременности какие-либо заболевания. Также будет учтено, сколько вам было лет в момент наступления беременности, какая это беременность по счету, как заканчивались предыдущие беременности. Вся эта информация необходима специалистам для того, чтобы оценить, есть ли основания для беспокойства относительно особенностей развития ребенка. Беременность, протекающая с осложнениями, в тяжелых условиях или в стрессовой обстановке, накладывает свой отпечаток на нервную систему ребенка.

Какие показатели оценивают для оценки развития ребенка:


Первый показатель
- это созревание крупной моторики, другими словами - сроки, в которые ребенок начал сидеть и ходить. Важно, как проходил период ползания - очень важный этап для дальнейшего созревания мышления и речи. В среднем, дети начинают сидеть в шесть-семь месяцев и делают первые шаги к году. Если ребенок сам уверенно не сидит и нуждается в поддержке при сидении до года, нужно срочно бить тревогу. Кроме этого, еще до того, как ребенок начинает сидеть, он должен научиться переворачиваться со спины на живот. Чтобы облегчить ребенку моторное развитие, врачи рекомендуют курс плавания и массажа. К трем годам ребенок уже должен уметь спускаться по лестнице (наступая ножками поочередно на ступеньки, а не приставным шагом), самостоятельно одеваться, умываться и кушать. Обычно трехлетка уже умеет бросать и ловить мяч, может расстегивать и застегивать пуговицы.

Второй показатель
темпов созревания ребенка - это речевое развитие. В год ребенок уже говорит несколько слов, а к полутора годам способен сложить предложение из двух слов, например: "Дай пить" или "Пойдем гулять". Естественно, легче идет речевое развитие у тех детей, с которыми родители много разговаривают, вслух читают книжки для самых маленьких, называют все предметы, встречающиеся по пути на прогулке. У ребенка возникает естественная потребность в активном пользовании речью примерно к трем годам, когда его словарный запас достигает 300 слов. Именно в этот период начинается расцвет игровой деятельности! Малыш уже строит развернутые предложения и способен объяснить не только, что он хочет, но и смысл игры, которая его увлекает. Примерно в это время дети уже способны к совместной игре с общим сюжетом, хотя правил в этой игре еще нет, и она длится не больше 15-20 минут. К трем годам ребенок уже требует от родителей ответов на свои вопросы: именно в этот период мамы мальчиков выучивают названия всех марок автомобилей, а мамы девочек приобретают обширные знания в области животного мира и цветоводства. Ведь стоит только выйти на улицу, как ребенок тут же задает вопрос: "А это что?".

Третий показатель
развития ребенка связан с темпами созревания его мышления. Уже в два месяца ребенок может концентрировать внимание на лице человека и встречать появление мамы так называемым "комплексом оживления" - улыбкой, гулением и взмахом ручек. К восьми-девяти месяцам ребенок с интересом крутит в руках игрушки, пытается ставить кубики один на другой и собирать пирамидку. К году малыш "строит" из крупных блоков конструктора длинные цепочки, прикрепляя одну деталь к другой. В полтора-два года ребенок может сортировать блоки конструктора по цветам, показывать животных в книжках и четко произносить, как кто из них "говорит". Примерно к трем годам малыш может составить рассказ по картинке и знает наизусть несколько любимых стихотворений.

Четвертый показатель
- способность ребенка к обучению. Сложности с обучением могут проявиться в подготовительной группе детского сада и стать явными с первых месяцев обучения в школе. Ребенок с отставанием в развитии с трудом успевает за школьной программой и сразу становится "отстающим", не смотря на все усилия. Именно усилия и отличают ребенка с ЗПР (задержка психического развития) от детей, страдающих расстройством внимания, и просто ленивых детей, не прикладывающих усилия. К счастью, в большинстве случаев ЗПР прогноз хороший, но при условии работы с ребенком. Примерно к 10-12 годам нервная система начинает созревать быстрей, и дети с ЗПР догоняют сверстников в развитии.

Что делать, если развитие ребенка не укладывается в приведенные рамки?


В первую очередь, здесь важна ранняя диагностика, поэтому поддерживайте контакт со своим врачом-неврологом, психиатром, посещайте его не реже, чем раз в три месяца. Программа коррекции может состоять из нескольких блоков: медикаментозное сопровождение (витамины "для мозга" и препараты, ускоряющие темпы созревания нервной системы), физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура и занятия со специалистом по лечебной педагогике (практики, помогающей детям с особенностями развития).

Среди препаратов, назначаемых неврологом, могут быть средства, ускоряющие формирование нейронных связей в головном мозге - например, Тенотен детский. Препарат воздействует на клетки головного мозга, улучшая обменные процессы и ускоряя развитие. Тенотен детский улучшает процесс обучения, повышает усидчивость и внимание, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок, которых достаточно даже в нежном детском возрасте (дети более ранимы, чем взрослые). Этот препарат способствует нормальному созреванию нервной системы и в комплексе с другими препаратами используется в коррекции задержек психического развития у детей, начиная с 3-х лет.

И помните, что задержка психического развития - не болезнь, а физиологическое состояние. Можно сказать, что это особенность созревания нервной системы. Поэтому в большинстве случаев ЗПР проходит по мере роста ребенка.

Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией.

На правах рекламы

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325