Меню

Китай - страна контрастов

Часть первая

AD


- Сегодня Ваша лекция.
- Какая лекция?
- Нью-Йорк город контрастов.
- ?.. А я не был в Нью-Йорке.
- А где же Вы были?
- Был в Риме, Стамбуле...
- Ну, хорошо... Стамбул город контрастов. Ну а объявление перепишем.

к/ф "Бриллиантовая рука".


Начинаю, свой рассказ о посещении Китая. Я не специалист по Китаю, поэтому могу высказать свои, несколько субъективные впечатления. Надеюсь, что читатель простит меня, так как это мое первое столь серьезное произведение, не считая сочинений в школе и курсовиков в институте. Я не претендую на всеобъемлющее повествование...

* * *

Вылетел я, значит, вечером из Москвы и долгo-долго-долго... 8 часов - летел. Благо, самолет был вполне приличный - Боинг 777 (наш Ил-86, без дополнительной посадки в Новосибирске не летает). Потом последовала не особенно продолжительная дорога по суперскоростному шоссе (они там сейчас строят именно такие).

Пекин - в два раза меньше чем Москва, а народу живет - более 12 миллионов. Поэтому можно представить, как много китайцев попадалось мне на глаза. Моя первая мысль на китайской земле была приблизительно такая: "Неужели тут так много китайцев".

Oчень много зелени, но город - есть город, поэтому дышать там особо нечем, тем более Пекин расположен в котловине между гор, и вся "гадость" остается там. Очень много пыли, но в целом, конечно, здорово. Экзотика есть экзотика.

Город здорово растет, строят быстро. Очень много туристов. К туристам относятся довольно прилично, но с наивной надеждой выбить как можно больше денег. Однако мы - "Руссо туристо, облико морале...", то есть нас просто так не разведешь.

Начали "культурную программу" с посещения ресторанчика (ну это естественно - какой русский не любит вкусно поесть?!) Их в Пекине огромное множество, но везде готовят немного по-разному.

Перед приемом пищи подают зеленый жасминовый чай, наверное, для того, чтобы увеличился аппетит (хотя аппетит возникает больше от запахов, исходящих отовсюду), а также влажные салфеточки для рук. Потом приносят по одному блюду и выставляют в центр стола на вращающийся круг. Все сидящие за столом прокручивают круг, передвигая тарелку к себе поближе и выкладывают пищу на тарелку.

Пища, конечно, оригинальная, сильно отличается от нашей. Мясо, в большинстве своем, сладкое или просто в сладком (кисло-сладком) соусе. Еще одно «оригинальное» блюдо – огурец, который отбили молотком и посыпали сахарной пудрой. Как Вам такое? Все острое или очень острое.

Жутко вкусная морская кухня: рыба, креветки и медузы. К сожалению, рыбную кухню любят и китайцы. Поэтому она стоит значительно дороже мясной и овощной. Но они все это лихо запивают приличным количеством... ПИВА (китайского). А вообще, едят практически все...

Мы ели палочками, можете себе представить,.. но мне, чтобы не уйти голодным, пришлось освоить. И САМОЕ УЖАСНОЕ, совершенно нет черного хлеба как, по-моему, и любого другого... Вместо хлеба местные жители употребляют рис, в больших количествах.

* * *

С утра следующего дня, пошли (а вернее сказать - поехали) по историческим местам Пекина. Сначала посетили "Запретный город" зимняя резиденция императоров. Там они жили, пока их не свергли во время революций.

Вообще, строили они, конечно, масштабно, в своем китайском стиле. Крыши "загадочные" со всякими разными дракончиками и фигурками на них. На огромной территории за забором, расположены: небольшой парк, жилые помещения для наложниц императора, прислуги и охраны, а также главный дворцовый комплекс, занимающий огромную территорию.

Огромное сооружение и самое интересное, что снаружи жара 36 градусов, а внутри жилых помещений всего 18.

Наверное, все думают, что только нашим туристам свойственно оставлять надписи типа: "Здесь был Вася"... Отнюдь... Китайцы, совершенно не задумываясь как это выглядит для иностранного туриста, оставляют подобные надписи на своем родном, непонятном...

После этой, поистине неприятной картины, впечатления об императорском дворце померкли. Для тех, кто захочет увидеть обстановку императорских покоев, можно сказать, что разглядеть что-то в темноте и за пыльными стеклами тяжело. Но сам дворец потрясает!

Потом мы с сестренкой сходили в парк "Житань", он недалеко от дома, где живут родители.

Вообще, парковая культура у них развита. Парки они умеют сооружать. Много зелени и камня, причем камень, что-то наподобие песчаника, но весь в дырках от выветривания.

Китайцы вообще любят отдыхать в парках, так как они живут в маленьких комнатушках в районах называемых "хутунами", где даже приготовить негде. Поэтому они едят на "обжорных улицах" (нравиться название?.. - рассказ об этом будет дальше) - они лежат на травке, сидят под деревцами и т.д.

Очень много почтенного возраста старичков и старушек, их вывозят дети. А дети детей (которые скачут вокруг взрослых) жутко избалованные и среди них много толстых, так как они очень долго голодали, поэтому у них "идея фикс" - ПОЕСТЬ!

Едят постоянно и все подряд (но это, наверное, на наш взгляд). Есть даже, что-то типа приветствия, вместо "Привет!" - "Как Вы сегодня покушали!"

По политике правительства и партии, китайцу раньше предлагалось только место для спанья. В 5 часов тысячи китайцев, китаянок и китайчат едут по городу на велосипедах в парки, чтобы сделать зарядку (живут они поэтому жутко долго). Потом этим же потоком на работу, а в пять вечера с работы.

Похоже это, на массовое переселение китайцев на велосипедах. Во-первых, велосипед - это здоровье; во-вторых - транспортное средство, намного дешевле, чем автомобиль; в-третьих - с велосипедом можно пройти практически в любой уличной пробке.

Ездят все, начиная от детей и заканчивая почтенными старцами. Ездят кампаниями, ездят семьями. И, естественно, мешают автомобилистам, шныряя перед машинами! Все (в том числе и автомобилисты) ездят с трудом, соблюдая правила, так как вообще движение "броуновское", но до того момента пока не появится полицейский (они жутко злые и принципиальные, однако иностранцев с дипномерами стараются не тормозить).

Особый разговор о рикшах (этот способ зарабатывать на жизнь и рассчитан, скорее всего, уже на туристов). Так как поймать такси в Пекине не составляет труда, их - огромное количество. Рикша - это трехколесная велосипедная повозка. Есть рикши грузовые - у них над задними колесами деревянная платформа для перевозки грузов, а есть, так сказать, пассажирские - у них, вместо "грузовой" платформы двухместное сиденье, чаще всего, с навесом от солнца.

Рикшами работают, в основном, пожилые люди и немолодые мужчины, но бывают и женщины. Причем это сухие поджарые люди, которые, несмотря на физическую работу, дышат спокойно и, практически, не потеют, в то время, как пассажиры, почти всегда, изнывают от жары.

У меня на глазах однажды разыгралась сцена:

    Один европеец (по выражениям из ненормативной лексики можно было догадаться, что это наш "челнок") отказался заплатить за проезд. Тогда налетела толпа рикш и окружила его. Ему ничего не оставалось, как заплатить и идти восвояси.

То есть, получается, у рикш существует (как, впрочем, наверное, и у таксистов, и пр.) солидарность и каждый готов прийти на помощь "своему" коллеге.

У меня сложилось впечатление, что рикшы любимое средство передвижение "челноков".

* * *

Теперь немного о характере китайцев, для того чтобы понять некоторые моменты из их жизни. Любой китаец - жуткий эгоцентрист! Он делает, так как ему это нужно, не обращая внимания на то, что это может быть неприятно и неудобно другим. Причем другие представители местного населения относятся с пониманием, "значит ему это надо".

Мне пришлось услышать несколько версий появления данной черты в их характере. Больше всего, мне понравилась следующая:

    Так как они всю жизнь жили в "хутунах" (трущобах) по 24 семьи (там, где, по нашим меркам, тесно и одной семье), имея один водопроводный кран и туалет, то приходилось жить по принципу: "В большой семье, клювом не щелкай".

Но я могу и ошибаться.

Еще, китайцы - жутко настырные и упрямые, что, естественно, помогает им в нелегкой жизни.

Кстати, несмотря на наличие 4-х транспортных колец, Пекин задыхается от постоянных пробок. Если Вы выехали на машине на улицы города, то будьте готовы к тому, что вся дорога будет перманентной пробкой со средней скоростью движения 20 км/ч.

Понятно дело, что к Пекинской олимпиаде правительство пытается решить эту проблему. Но, если в "европейских" городах они возникают, чаще всего, при авариях или ремонте дороги, то в Китае часто виной тому - элементарное упрямство и "любовь к себе".

Например, "надумалось" вдруг китайцу развернуться посреди дороги, причем совершенно наплевательски по отношению к своду Правил Дорожного Движения. А другой - решил его не пустить... Тут же появляется третий, который не дает первому вернуться "на место". Пожалуйста - "пробочка"! И так стоять они могут довольно долго.

Другой яркий пример китайской специфики характера: таксист останавливается в любом месте, там где "ему махнули", совершенно не задумываясь о том, что творится у него "за спиной". Китайцы реагируют обычно "с пониманием": "ну надо ему и пусть стоит".

В Пекине очень много женщин за рулем, причем, когда за рулем едет китаянка, у нее до умопомрачения гордый вид. Но вся проблема в том, что они, по-моему, очень агрессивные и злые. Поэтому часто можно видеть "сцены" на улице, на рынке, а иногда даже можно посмотреть как китаянка с кулаками нападает на мужчину, причем ему приходиться, явно, несладко.

Дороги за городом сейчас строят по европейскому типу, с платным въездом, но, пожалуй, стоит заплатить 24 юаня (~ 9 юаней = 1 $ US), чтобы ехать со скоростью 140 км/ч и не испытывать при этом никаких неудобств.

Дорога в 4 полосы с каждой стороны. Они разделены полосой из деревьев или кустов. Причем, когда строится дорога, на обочине строят сооружения типа "колодцев" из кирпича, в которые высаживают большие деревья и, как ни странно, они приживаются. Дороги имеют хорошее качество, но, во многом, это не заслуга строителей, а достоинство климата (отсутствие долгой зимы и слякотных осени и весны).

Пекин, за последние несколько лет, меняет свой облик буквально на глазах. Так как в Китае, наверное, самая дешевая рабочая сила, то строительство идет полным ходом, в три смены. Буквально за месяц два вырастают 30-этажные дома. Конечно, в стиле зданий чувствуются национальные мотивы, но это иногда смотрится слишком аляповато и не принимается даже населением Пекина.

Если буквально 10 лет назад столица состояла в основном их одноэтажных китайских двориков (хутунов), то сейчас Пекин современный город, с развитой инфраструктурой дорог и высокими красивыми зданиями.

Правительство приняло постановление, что все хутуны должны быть перестроены к Пекинской олимпиаде, но теперь поднимается «волна» в их защите, как народного достояния.

Поражает то, что в городе с 12 миллионами жителей такая чистота? Ответ прост - при большой безработице людям надо есть. Поэтому часть населения занимается сбором мусора, и их работа оплачивается. Платят, как я понял, за каждую жестяную банку, стеклянную и пластмассовую бутылку, невзирая на их внешний вид.

Поразил меня ремонт теплоцентрали в центре Пекина. Приехали рабочие, обкопали деревья, обвязали их сеткой. После чего, погрузили в машины и куда-то увезли. После завершения ремонта, привезли и закапали их на место. И деревья прекрасно прижились. Потом был засажен газон, но сажают опять же, "не как у нас", не семенами, а рассаживая кусочки дерна. (Продолжение следует...)


timric

Статья участвует в конкурсе статей "Общие"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325