Меню

Любимые блюда, как любимые люди

Маша Трауб о своей новой книге

AD
Маша Трауб о своей новой книге

В феврале в издательстве «Эксмо» вышла книга талантливого писателя, журналиста Маши Трауб «Семейная кухня» - сборник жизненных историй, так или иначе замешанных на… еде.

Расскажите, что Вы имеете в виду, когда пишете, что «вся наша жизнь - еда»?
Вкусовые ощущения сильны так же, как первое чувство, первое горе, первая потеря или приобретение. Еда - это наши детство, молодость, зрелость и старость. Любимые блюда, как любимые люди. Ты их помнишь всегда. Пытаешься найти им замену, и не получается. Рецепторы сразу реагируют на подмену, как и сердце. Вы же помните вкус манной каши из детского садика? Или пенки на молоке на полдник. Или творожной запеканки. А, может, вкус колбасы, которую папа приносил перед Новым годом из «заказа». Бабушкины пирожки или мамины куриные котлетки. Еда - очень мощный индикатор чувств, прошлого, всей жизни. Так начинается моя история. Если вас заинтересовало, купите книгу и читайте дальше. Надеюсь, что вам придется по вкусу.

Все истории из новой книги автобиографичны? Или в ней есть место выдуманным персонажам и событиям?
Многие эпизоды автобиографичны, но все-таки это художественная литература, а не хроника реальных событий. Да и кто точно может сказать, как было на самом деле? Мы забываем одни детали, заполняем память новыми, и спустя много лет уже не вспомним, что произошло в действительности. Может, и истории никакой не было?

Какой важный момент в жизни у Вас был связан с едой? Вы описали его в книге?
Да. Мой будущий муж считал, что я совершенно не умею готовить, хотя мне известно, что такое плита с раннего детства. Так вот я долго добивалась его сердца через желудок, готовя какие-то замысловатые блюда, которые от волнения превращала в совершенно несъедобные. В книге есть очень дорогой мне момент первого знакомства моего будущего мужа с моей мамой, то есть его тещей. Описывать его бессмысленно, лучше прочитать в книге.

Как Вы считаете, какую роль в семейных традициях обычно играет еда?
В моей семье еда - главная, основная, непоколебимая традиция. Я каждый день стою у плиты. Мой муж ест только то, что приготовила я и всегда чувствует подмену, если что-то не так. Когда моя мама приезжает в гости, она прямо с порога кидается к холодильнику. И если он не заставлен кастрюлями, если у меня нет двух видов супа, трех вторых и условного «компота», она кричит, что в доме «совершенно нечего есть!». Это упрек мне как матери, как жене, как плохой хозяйке. И я буду готовить десять блюд, лишь бы накормить ребенка. Дети будут воротить нос, капризничать, но я буду носиться с подносом, рассказывать истории, уговаривать и считать съеденные кусочки. В выходные приходит мой пасынок, который живет отдельно, и я знаю, что должна его накормить - тем, что он любит. И готовлю специально для него. Я так устроена и по-другому не могу жить. Кстати, я совершенно убеждена в том, что такие капризы с едой никак не влияют на дальнейшую жизнь. Мой сын, который до шести лет не ел нигде, кроме как дома, сейчас абсолютно всеяден. Он прекрасно ест в школьной столовой и у меня нет с ним никаких проблем. Я считаю, что едой нельзя наказывать ни в коем случае. Нельзя заставлять детей есть то, что они не любят. Нужно приготовить так, чтобы было вкусно. Умереть у плиты, если потребуется. Дети должны быть сыты. Просто я знаю, что такое голод.

Согласны ли Вы с утверждением, что семьи, где каждый день варят суп, распадаются реже?
Не знаю, как насчет супа, но то, что женщина любит не ушами, а желудком - совершенно точно. Я совершенно не помню, как мой будущий муж признавался мне в любви и делал предложение. Я даже не уверена, что он его вообще делал. Зато помню, в какие рестораны он меня водил, в каких кафе мы пили кофе. Я помню, как он тогда пошутил: «Ты ешь редко, но много». Даже сейчас, когда мне тяжело или я устала, он знает, что меня нужно накормить. А если серьезно, то я не представляю семьи без детей, а дом - без домашней еды на плите.

В последнее время кулинарная тема стала модным трендом. Выходят красочные книги, снимаются тематические передачи, открываются кулинарные школы. Как Вы считаете, с чем это связано?
Многие женщины находят в этом удовольствие, для них готовка - творческий процесс. Была мода на дизайн интерьеров, теперь на кулинарию. Однажды моя подруга спросила у моей мамы, которая умеет накрыть стол на пятьдесят человек, приготовить так, что слюнки текут: «Ольга Ивановна, вы, наверное, очень любите готовить?». «Ненавижу», - ответила мама и воткнула нож в разделочную доску. И все женщины, которые блестяще готовили, те, с кем меня сталкивала судьба, не знали ни одного рецепта. Они все делали по наитию, чувствуя, когда нужно бросить приправу, а когда снимать кастрюлю с огня. Меня в детстве тоже учили готовить «с рук». Я просто стояла и смотрела, как готовят деревенские женщины.

Как Вы думаете, какие блюда и продукты будут в будущем вызывать у Ваших детей ностальгические воспоминания о детстве?
Однажды я сказала мужу: «Удивительно, что дети любят чечевицу». «Это потому, что ты ее готовишь», - ответил он. Для меня чечевица - самое вкусное блюдо из детства. Сейчас я понимаю, что рис тогда был дефицитом, поэтому бабушка готовила то, что было доступно. А сейчас чечевица - экзотика. Хотя я считаю, что вкусовые пристрастия передаются по наследству, как способности и талант. Мой сын точно будет любить запеченную баранью ногу. Манты, чебуреки - их ему готовит бабушка. А дочь обожает шпинат, щавель и речную рыбу, выловленную в горных реках или озерах - как я, как моя мама, ее бабушка. Моя мама ездит в подмосковные рыболовные хозяйства и привозит мне «ту самую рыбу». Пусть замороженную, пусть отдаленно похожую на ту, которую ела я в детстве. Сын любит «Ленинградский» торт - любимый торт его отца и яблочный пирог с корицей, которым в детстве моего мужа кормила его мама. А вот лимонный пирог - самый любимый десерт моего мужа, который пекла его мама, я повторить не могу. Утеряны рецепт, воспоминание, ощущение.

Вы любите готовить что-то сложное или не считаете нужным тратить на это время?
Я готовлю то, что любят дети и муж. Простую деревенскую еду. Сыр, запеченный в лаваше, фасоль с травами, соус с виноградными листьями, которым поливают отварную картошку, оладьи с вареньем из тутовника, чай с чабрецом. Для меня это быстрые, сытные, полезные, знакомые с детства блюда. Но они уже считаются экзотикой в наших современных реалиях. Как объяснить ребенку, что пастила из абрикосов или сливы, которая сохла на крыше дома, нам заменяла жвачку? Я привожу ее сыну из командировок - просто чтобы попробовать. Чтобы вкусовые рецепторы работали на генном уровне.

На правах информационного бюллетеня
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325