Научи ученого
Ходим в школу с пользой и с удовольствием
25.09.09 00:00
Ходим в школу с пользой и с удовольствием

Почему же так происходит? Все просто - дети не умеют учиться. Да, да, им преподают азы точных и гуманитарных наук, не научив тому, как усваивать и применять эти знания. Впрочем, учиться, как известно, никогда не поздно. Так что - начнем.
Ненавязчивый мотив
Саша уже со старшей группы мечтал о школе. Еще бы - у брата-третьеклассника такой красивый рюкзак, много красочных учебников, костюм с жилетом как у взрослого и главное, ему не нужно спать днем и пить молоко с пенкой на полдник! Родители радовались и всячески поощряли его интерес: в школу ходят взрослые детки, там будет много новых друзей, вот станешь школьником - сможешь самостоятельно гулять во дворе. Через неделю после торжественной линейки Саша потерял к учебе интерес. Плата за рюкзак, костюм и отсутствие пенок - в виде скучных уроков и непонятных заданий - была несоразмерно велика. А зачем еще нужна школа, он не понимал.
Каждому ребенку нужна мотивация - простая и понятная. Он должен знать четкий ответ на вопрос: для чего мне нужно учиться?
Правильный ответ: это интересно и полезно. Зачем нужно учиться читать? Чтобы прочитать самому вторую главу "Гарри Поттера", а не ждать, когда мама освободиться. А если ты научишься красиво писать, то сможешь сам (представляешь!) подписать бабушке открытку. А не будешь знать математики - не сможешь правильно распорядиться своими карманными деньгами. Помнишь, как Буратино не умел считать и чем это закончилось?
Неправильный ответ: будешь плохо учиться - не купим новый телефон (плеер, лишим похода в кино). В этом случае ребенок будет ориентирован не на сам процесс учебы, а на результат-оценку. Именно такие дети грустно канючат на переменах: "Марьиванна, ну не ставьте мне тройку, ну пожа-алуйста".
Сами с усами
Аленка любит школу. Вот только учеба ей дается тяжело. Дома, с мамой - все просто и понятно. Мама решит задачку - дочка перепишет красиво в тетрадку. Мама прочитает, перескажет - Аленушка повторит. А в школе ничего не получается, особенно когда учительница дает выполнить задание самостоятельно. Остается только плакать и просится к маме, а так только маленькие себя ведут.
Ребенка необходимо научить самостоятельно работать с информацией. Извлекать нужную, анализировать ее и делать выводы. А для этого родители должны как можно чаще задавать вопросы, а не давать готовые ответы. Можно попробовать поиграть дома в школу: пусть ребенок "примерит" на себя роль учителя и сам попробует дать задание или расспросить "ученика". В этом случае вы еще и сможете составить представление о школьной жизни чада - ребенок наверняка станет копировать манеру своего педагога.
Правильно: задавать наводящие вопросы. Кто главный герой? Какой он? Почему ты так решила? Какое условие у задачи? Как ты думаешь, здесь нужно вычитать, или делить?
Неправильно: пока все не сделаешь, из-за стола не выйдешь!
Дисциплинарное взыскание
Родители-психологи четко знали: у ребенка ведущая деятельность - игровая. Поэтому обучать Дашу чтению брался игрушечный Буратино, числам учила мама зайчика, спасающая зайчат от бабы-Яги. На домашних уроках пели и плясали, шутили, смеялись, прятались и пили чай с конфетами. То, что урок может быть не волшебным, а учитель - строгим, привело Дашу в недоумение. Умная развитая девочка, она плохо воспринимала материал и постоянно получала замечания за поведение.
Умение учиться - это еще и дисциплина. Конечно, речь идет не о суровой муштре "руки- полочкой-спина прямая-что-ты-улыбаешься-Иванова?". Но ребенок должен понимать, что в школе, как и везде, существуют четкие правила поведения, и их нужно соблюдать. В первую очередь для того, чтобы не пропустить что-то важное и интересное.
Правильно: у нас дома, у папы и мамы на работе, и у тебя в школе - везде есть свои правила. Учительница ругает тебя не потому, что она злая. Просто она хочет, чтобы вы все научились разным полезным вещам, а для этого необходимо внимательно ее слушать и не шалить.
Неправильно: будешь вертеться на уроке - учительница тебе поставит два.
Марина Беленькая