Меню

Тренируем память

Как помочь ребенку?

AD
Как помочь ребенку?

Чем ближе конец учебного года, тем больше нагрузки у школьников: итоговые контрольные, экзамены... Чтобы к ним подготовиться, требуется хорошая память. А ведь дети так устали! Как им помочь?

Существует немало специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. От замысловатых до известных всем. К первым можно отнести, например, метод запоминания дат по так называемой системе Шедда (Shedd). Допустим, надо выучить, когда произошло восстание Спартака (74 год до н. э.). Составляем специальную фразу, каждое слово в которой имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре: например, Спартак (7 букв) убит (4 буквы). Тут даже все логично получилось. И психологи утверждают: самое нелепое сочетание слов легче запомнить, нежели абстрактные цифры.

Но чаще опытные учителя-предметники советуют ученикам использовать рифмованные запоминалки. Они есть в арсенале любого опытного учителя. Например, числовое выражение величины числа ? (~3,14159265358…) легче всего заучить с помощью таких рифм:

«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять -
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять».

В русском языке - своя «поэзия»: «Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне», «Кое, либо, то, нибудь - дефис поставить не забудь, а частицы бы, ли, же - разделяй давай уже» и т. п. Не Пушкин, конечно, зато обычно срабатывает.

А вот уже химия:
«Железо, алюминий, хром -
их валентность равна трём.
Натрий, калий, серебро -
одновалентное добро.
Натрий, калий и аргентум -
не всегда одновалентны».

Эти и подобные им забавные стихи помогли уже не одному поколению школьников. Но их ведь тоже еще надо запомнить!

Чем раньше, тем лучше

Вообще-то, тренировать память надо с самого раннего возраста. Например, родителям дошкольников рекомендуется, укладывая ребенка вечером спать, вместе с ним припомнить прошедший день: последовательность событий и ощущений. Это активизирует кратковременную память.
Также малышам полезно учить стихи и песенки. А прочитав сказку, задайте ребенку вопросы: «О чем история? Кто что делал? Кто как выглядел?»

Полезно поиграть в «Что пропало?». На столик ставятся несколько предметов. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, что именно пропало. Чем старше дети, тем больше предметов изначально. И убирать надо уже не один, а несколько.

Упражнения для тех, кто постарше
Развиваем ассоциативную память

Пусть кто-то из домашних медленно прочитает ребенку вслух пары слов. Например: лето - солнце, крылья - бабочка, дом - крыша, собака - хвост и т. п.
А затем повторит, но только первые слова из каждой пары. Задача - вспомнить и назвать вторые.

Укрепляем зрительное воображение

Ребенок закрывает глаза. Затем помощник называет не менее 10 действий, которые легко представить.
Например: собака, виляющая хвостом. Свечи, горящие на именинном торте. Молния в темноте. Озеро, сверкающее на солнце. Гудок проходящего поезда. А теперь пусть ваш школьник вспомнит и запишет названия визуализированных картинок. Если удастся воспроизвести более 6 образов, упражнение выполнено успешно.

Учимся воспринимать информацию на слух

Взрослый читает вслух 10 произвольных слов. Например: дом, солнце, ребенок, обед, цветы, прибой, весна, верх, школа, забор. Задача - воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны.

Чем еще помочь своей памяти?

• Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь, пишите не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша). Таким образом вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни.
• Придумывайте себе задания. Например, читая какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную «н» или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Это развивает способность концентрировать внимание.

Впереди экзамен. Как к нему готовиться?

• Важное правило: за 1 раз изучаем 1 предмет!
• При повторении делайте перерывы. Намного эффективнее заучивать новые сведения в течение двух дней по часу с перерывом в 30 минут минимум, чем в течение двух часов подряд.
• Чтение вслух помогает лучше усвоить материал.

Как запомнить прочитанное

• Первый шаг - знакомство с кратким содержанием книги. Прочтите предисловие. Просмотрите содержание. Всё это поможет понять, каким образом организована книга, какую информацию она содержит. Изучите рисунки и схемы, содержащиеся в книге. В итоге еще до прочтения вы начнёте улавливать общую картину материала.
• Запишите вопросы, которые появились у вас после предварительного ознакомления с книгой. Потом, по мере прочтения, на некоторые из них вы сможете найти ответы. Это способствует лучшему запоминанию материала.
• В процессе чтения ничего не пропускайте. Подчёркивайте важные моменты: взяв книгу в следующий раз, вы сразу увидите самое главное. Важно: выделяйте именно ключевые фразы. Иначе, если подчеркнете слишком многое, потом снова придется просматривать всю книгу целиком.
• Перескажите прочитанное. Вы действительно поняли материал, только если сможете рассказать и объяснить его другому человеку.
• После прочтения каждой главы пересматривайте сделанные в ней пометки - это поможет уложить новые сведения в памяти.

Эксперт: Ольга Титова, психолог
Текст: Мария Трофимова


Источник: журнал «Здоровье школьника», апрель 2012


Журнал «Здоровье школьника» - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325