Меню

За год до старта

Как правильно подготовить малыша к школе?

AD
Как правильно подготовить малыша к школе?

Казалось бы, вопрос решается просто: этим занимаются и в детском саду, и на подготовительных курсах при школах. Существует и масса соответствующих пособий для родителей. И все же проблема не так проста. Неправильно организованные занятия способны значительно затормозить развитие ребенка. Чтобы не совершить серьезных, а подчас фатальных ошибок, необходимо учесть множество тончайших нюансов. Рассказать о них мы попросили директора института возрастной физиологии РАН, доктора биологических наук Марьяну Михайловну Безруких.

Каким предметам нужно уделить основное внимание?
Подготовка к школе - это не обучение чтению, счету, письму, а комплексное развитие базовых познавательных функций. Невозможно в деятельности ребенка выделить одну-единственную функцию и сосредоточиться на ее развитии. Самый неэффективный способ занятий с дошкольниками - предметный: вот сейчас мы прошли про явления природы, теперь чуть-чуть почитали, потом немножечко посчитали, а потом еще поштриховали…
К сожалению, именно по этому принципу чаще всего строятся занятия в детских садах и на многочисленных курсах подготовки к школе. Поскольку при занятиях по предметам системной работы по развитию ребенка практически не ведется, необходимо восполнять ее отсутствие дома, занимаясь с малышом самостоятельно. Только индивидуальные домашние занятия способны сформировать ту базу, без которой предметная подготовка теряет вообще всякий смысл.

Что делать, чтобы ребенок хотел учиться?
Потребности учиться у ребенка-дошкольника нет и еще долго не будет. Необходимая для этого произвольная мотивация формируется в полной мере только к 9-10 годам. Работа ребенка-дошкольника поддерживается не его волевыми усилиями, а интересом и положительной мотивацией. То есть взрослый должен организовать все так, чтобы ребенку было приятно и интересно заниматься. Что для этого необходимо? Правильно выбрать время и продолжительность занятий. Грамотно распределить нагрузку. Четко сформулировать задачи, которые вы ставите перед ребенком.

Когда лучше всего заниматься?
Оптимально - в первой половине дня. Занятия после 16.00 - 17.00, когда ребенок вернулся из детского сада, гораздо менее полезны: он уже устал и будет заниматься с большим напряжением и очень неэффективно. Для занятий с садовским ребенком лучше всего выделить субботу и воскресенье. Но это не значит, что в остальные дни с ребенком не надо заниматься вовсе: вместе собирая конструктор, читая вслух, вы также можете исподволь развивать и его моторику, и речь, и творческие способности.

Какова должна быть продолжительность занятий?
Продолжительность работы ребенка 4,5-5 лет с полной концентрацией внимания - не больше 5-7 минут. Но занятие не начинается сходу. Ребенку нужно время, чтобы включиться в работу. Используйте пальчиковые игры, упражнения на развитие координации движений, дыхательную гимнастику. Это займет примерно 3-5 минут. Затем у нас есть 5-7 минут для интенсивных занятий. Когда ребенок начнет отвлекаться, вертеться, нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы он активно подвигался. Затем пусть в течение еще 5-7 минут продолжает выполнять свою работу, или, если он уже справился с заданием, получает новое. Таким образом, полностью занятие занимает 20 минут.

Как правильно сформулировать задание?
Чтобы ребенок успешно справился с заданием, перед ним нужно четко поставить конкретную задачу. К примеру, мы можем просто сказать ребенку: сложи пирамидку. Это одна задача. А можем попросить его сделать так, чтобы самый большой кружок был снизу, а самый маленький - сверху. Это другая задача. Или сложить ее так, чтобы сначала шли все желтые круги, потом все зеленые и т.д. - это третья задача.

Затем необходимо дать ребенку четкую инструкцию, которая поможет решить поставленную задачу:

• в инструкции не должно быть ни одного непонятного ребенку слова;
• инструкция должна быть одноступенчатой, с ребенком нужно работать пошагово и переходить
• к следующему шагу, лишь когда выполнен и закреплен предыдущий;
• инструкция должна быть выполнимой и соответствовать возрасту.

Нужно ли оценивать работу ребенка?
Обязательно, но только положительно. Ребенок будет эффективно заниматься, только если у него сформируется положительная мотивация, то есть занятия будут доставлять ему удовлетворение, и он будет чувствовать себя победителем. Поэтому в конце каждого занятия найдите, за что похвалить малыша: скажите, что у него все отлично получилось. Если не отлично, то гораздо лучше, чем вчера. А если получилось не очень хорошо, похвалите за то, что старался, занимался с интересом.

Ошибки же обязательно запоминайте, но только для себя, чтобы в следующий раз зафиксировать внимание малыша на том, что вызвало затруднение, и более тщательно и подробно отработать сложный материал.

Эксперт: Марьяна Безруких, беседовала Ася Штейн
Источник: журнал "Здоровье школьника", октябрь 2009-10-05

Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, детей
от 6 до 17 лет. Самая современная и полезная информация по всем
вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и
консультации психологов, врачей, педагогов интерактивная связь с
читателями.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325