Меню

Жертвы шоппинга

Зависимость у детей

AD
Зависимость у детей

Не успев нарадоваться, что подросшие дети сами ходят по магазинам, мы начинаем огорчаться, что покупают они себе не то, что следует, и по количеству, и по качеству. Времени и денег в торговых центрах тратят точно больше, чем нам бы хотелось. А у некоторых страсть к покупкам становится болезнью…

После родительского собрания мы, мамы десятиклассников, стояли во дворе школы и обсуждали проблемы наших детей. Одна из родительниц жаловалась на дочку: «У нее уже шкафы ломятся от вещей. Даже если лет пять она не будет ничего нового покупать, ей все равно не сносить то, что уже имеется. Восемь сумочек, вы подумайте! А она деньги на девятую клянчит». - «А зачем ты ей потакаешь?» - недоумевали мы. - «Ну, я же ее одна растила, без отца. Все боялась, как бы она не почувствовала себя хоть в чем-то обделенной. Ну, и перегнула палку, наверное», - сокрушалась мать. Другая женщина поддержала тему: «Да не одна твоя такая. Вон, моя у отца кредитку стащила и по ней в интернет-магазине себе всякой ерунды на 15 тысяч заказала, паршивка! Диски какие-то, косметику, майки, купальники… Отец, когда узнал, так рассвирепел, что я его еле-еле успокоила».

Трудно представить девушку, равнодушную к модным обновкам. Ведь желание нравиться у женщин в крови. Может быть, поэтому в представлении большинства из нас слово «шопоголик» звучит довольно безобидно. В памяти тут же всплывает образ миловидной героини одноименного фильма - девушки хотя и безалаберной, но, в сущности, доброй и славной.

Шопоголиками без стеснения называют себя и многие звезды, как зарубежные (Кристина Агилера, Мэрайя Керри, Сара Джессика Паркер), так и отечественные (лидерами в этом считаются Сати Казанова и Ксения Собчак).

Девичье счастье?
О том, что шопоголизм - штука серьезная, первым догадался еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Описав новый недуг, врач заметил, что он очень похож на прочие виды зависимости. Люди, страдающие от шопомании, испытывают примерно то же, что и наркоманы.
Шопоголик испытывает эйфорию в тот момент, когда вещь оказывается в его руках, а после совершения покупки его начинает мучить чувство вины и глубокого раскаяния.

Как понять, что нормальная девичья увлеченность нарядами, вполне объяснимое желание иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросли в болезнь? Шопоголизму свойственны следующие симптомы:
• подавленное настроение без регулярного посещения магазинов;
• эйфория при входе в торговое заведение;
• поход за покупками осуществляется без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы «посмотреть, что есть» или просто провести время;
• неконтролируемое желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет использоваться и пригодится ли вообще;
• разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
• увлечение модными журналами;
• постоянное обсуждение купленного товара.

Тратьте не деньги, а время и любовь
Психологи считают, что причины постоянного стремления к приобретению вещей надо искать в детстве. Шопоголики часто вырастают в семьях, где мамы и папы уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. Нехватку родительской любви взрослые компенсируют подарками.

Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами и вещами. Вторая категория шопоголиков получается из тех, кто, наоборот, рос в бедности. Как только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их. Так он пытается с избытком вернуть себе все то, чего был лишен в своей семье. Третью и самую многочисленную группу подростков, зависимых от покупок, составляют дети авторитарных родителей. Те, кого в семье зажимали, унижали, недооценивали. Обычно родители не отдают себе отчета в том, что поступают жестоко, им кажется, что требовательность закаляет характер. Поэтому такие дети всеми силами стараются возместить себе недостаток родительской любви. Покупками это сделать проще всего.

Хотелось бы еще вот, о чем сказать. Еще пять лет назад в России, по мнению психологов, мужского шопоголизма практически не существовало. Сегодня страсть к неконтролируемым покупкам все чаще овладевает юношами. Ею страдает один парень на пять девчонок. И если девушки обычно скупают косметику и одежду, то представители сильного пола предпочитают электронику - компьютеры, мобильные телефоны, наушники, электронные книги.

Нет - лишним вещам!
• Не давайте подросткам в руки свою кредитку. Пластиковые карточки создают иллюзию того, что товары достаются бесплатно. Деньги поэтому тратятся абсолютно бесконтрольно и бездумно.
• Предложите соблюдать такое правило: даже если очень понравилась вещь, не покупать ее сразу, а подождать до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только желанный предмет исчезает с глаз долой. Ну, а если этого не произошло - значит, вещь и впрямь нужна.
• Введите строгий запрет на приобретения в интернет-магазинах. Одними разговорами, скорее всего, не обойтись, поэтому закройте ребенку доступ на соответствующие сайты с помощью пароля.
• Карманные деньги выдавайте раз в три дня, а не раз в неделю. Большие суммы выдавайте только с целевым назначением (например, на обувь или одежду, на подарки). Объясните, что скидки - еще не повод хвататься за кошелек, приобретать следует только то, что действительно нужно.
• Убедите подростка в необходимости устроиться на каникулы подработать. Обычно, прочувствовав, с каким трудом достаются деньги, дети быстро избавляются от пагубной страсти к бессмысленным покупкам.

текст: Елена Нечаенко
консультант: Инна Пархоменко, к.м.н., психиатр


Источник: журнал « Здоровье школьника», март 2011

Журнал " Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325