Меню

Быстро = медленно?

Дети гиперактивные и не очень

AD
Дети гиперактивные и не очень

К тому моменту, когда класс дописывал упражнение, девочка Кира только-только успела доточить карандаш и открыть тетрадь. А мальчик Вова, который с энтузиазмом взялся было за дело, неожиданно заметил за окном великолепную ворону и теперь пытался обратить на нее внимание соседа по парте… Результат один и тот же - сердитая запись красными чернилами в тетради: "Не работал на уроке!"

Как это ни удивительно может показаться на первый взгляд, медлительные и гиперактивные дети, с виду такие разные, придя в школу, сталкиваются практически с одними и теми же проблемами.

И те, и другие в равной мере неудобны учителю; и те, и другие, даже при наличии отличных способностей и солидной подготовки, делают много ошибок при письме и чтении; и у тех, и у других плохой почерк и грязь в тетрадках…

Но значит ли это, что малыш, который "провинился" всего лишь в том, что его внутренний темп слегка отличается от остальных детей, обречен быть головной болью родителей и учителей, а то и посмешищем всего класса? Конечно, нет! Наш постоянный собеседник, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких рассказывает, как помочь первоклашке с особенностями нервной организации привыкнуть к школе и справиться с учебными проблемами.

Детство строгого режима
Главная проблема и медлительных, и гиперактивных детей - неумение вписаться во временные рамки. У такого ребенка стресс ограничения времени начинается с самого утра и продолжается весь день. Как правило, к декабрю эти дети имеют целый комплекс проблем и в психологическом, и в функциональном состоянии, потому что живут в постоянном напряжении. Никакой человек это выдержать не может, тем более - ребенок.

Справиться с ситуацией поможет жесткий режим. И медлительный, и гиперактивный ребенок чувствует себя комфортно, лишь когда четко знает, что именно он делает в каждый конкретный момент времени. Резкие изменения режима для них край- не вредны.

Обратите внимание
Составляя расписание, исходите из реальных возможностей ребенка. Ведь вы знаете, сколько ему на самом деле надо времени, чтобы съесть суп, почистить зубы, сделать домашнюю работу. На это и рассчитывайте: быстрее все равно не выйдет.

Наш совет: между разными видами деятельности обязательно предусмотрите люфт в 10-15 минут, чтобы у ребенка было время спокойно переключиться.

Пора за уроки!
И гиперактивному, и медлительному ребенку, чтобы успешно справиться с домашними заданиями, нужно:
- время, чтобы включиться в новый вид деятельности;
- спокойная, доброжелательная обстановка;
- отсутствие отвлекающих факторов.

Заранее предупредите своего первоклашку, что скоро пора будет садиться за уроки. Можно поставить таймер, который прозвенит минут за 15-20 до условленного времени. Тогда ребенок будет знать, что ему пора постепенно заканчивать свои дела.

Будьте всегда готовы прийти по его просьбе на помощь, но не стойте за спиной, контролируя каждый шаг и каждую написанную букву.

Не торопите ребенка, дайте ему столько времени, сколько ему реально необходимо. Невозможно насильно заставить его работать качественно в несвойственном ему темпе.

Неудачу эту мы переживем…
Будьте снисходительны к школьным неудачам гиперактивного или медлительного ученика. Ведь причина плохих оценок - вовсе не лень или нежелание учиться, а всего лишь несовпадение требований школы с возможностями ребенка. Спокойно относитесь к его тройкам и двойкам, не упрекайте его, а постарайтесь вместе с ним разобраться в причине плохих отметок. Успокойте первоклашку, обязательно найдите, за что похвалить: старался, сегодня лучше, чем вчера, хотя в тетрадке все та же тройка.

Самое главное, чтобы ребенок не считал себя виноватым, не боялся неуспеха, не чувствовал себя один на один со своими проблемами.

Обратите внимание
Если вы поставили ребенка в жесткую ситуацию со сложной программой, высокими требованиями, дополнительными нагрузками и плюс к этому не готовы мириться с его неудачами - это ваша вина и ваша проблема, а не проблема ребенка.

Есть контакт!
Ребенок сможет нормально учиться и вообще комфортно чувствовать себя в школе лишь в том случае, если вам удастся найти контакт и взаимопонимание с учителем.

Обязательно предупредите учителя об особенностях ребенка, расскажите, что вы делаете, чтобы
помочь ему адаптироваться к новым нагрузкам, спросите его мнение об особенностях обучения медлительных и гиперактивных детей. Очень важна реакция педагога. Если он говорит: у меня их тридцать, я не могу каждому уделять внимание, - это не ваш учитель. Если учитель говорит: у меня всегда самый лучший класс, я добиваюсь идеальной успеваемости и дисциплины, - это тоже не ваш учитель.

Стандартная претензия учителей начальных классов - он не старается. Но старается или не старается - это абстракция. И задача родителей - перевести беседу с учителем в конкретную плоскость. А что делаете Вы, в классе, чтобы у него получилось и чтобы его поддержать? Что помогает Вам на уроке его мотивировать? Подскажите, что я, мама, могу сделать сама дома? На что обратить внимание? Как лучше организовать работу дома? И если учителю нечего ответить, может, он задумается и попытается вместе с вами найти выход?

Обратите внимание
Если все, что было в школе, "проходит мимо" и дома нужно начинать сначала, обсудите ситуацию с учителем (возможно, очень быстрый темп, или ребенок быстро устает, отвлекается, нервничает, потому что "не получается"). Важно понять причину.

Ася Штейн

Источник: журнал «Здоровье школьника», октябрь 2011

Журнал «Здоровье школьника» - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325