Меню

Здоровье

10 законов раннего обучения детей чтению

10 законов раннего обучения детей чтению
Маленькие дети воспринимают новую информацию совсем не так, как школьники. Взрослым важно получить подробный ответ на вопрос и понять логику вещей, а для малышей интересны просто факты (небо - синее, солнце - светит, море – соленое и т.д.). И только со временем у ребенка начинают появляться логические цепочки. Так и с чтением: буквы, слова и целые предложения постепенно выстраиваются в сюжеты.
AD
AD
Учить - не переучить

Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются.

Идеальный возраст

Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Поэтому многие специалисты считают возраст 4-5 лет самым оптимальным.

Первые шаги к чтению

• В два-три года расширяем словарный запас
• До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир
• Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
• К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция - пора заниматься более интенсивно!

Основные этапы обучения

• Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
• Знакомим с ударением, гласными и согласными.
• Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря, для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
• Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.

Основные методики обучения чтению

Фонетический метод. Один из самых эффективных способов - алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.

Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.

Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком - запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.

Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.

Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги - единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.

Почему дети не хотят учиться читать?

А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации - нет.

Ребенка начинают обучать чтению слишком рано:

 Ему приходится тратить много времени и усилий,
 Слова складываются автоматически (как при игре в кубики), малыш не понимает связь между буквами и значениями, забывает первую половину слова или предложения, когда дочитывает до конца
 ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры

Зачем учить детей читать, если это делают в школе?

Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:

• во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать,
• ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания,
• детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе,
• у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.

Как мотивировать ребенка учиться?

Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:

Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать; малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.

Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам.

Закон уважения. Считайтесь с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешайте вашему ребенку самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.

Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.

Закон хорошего настроения. Если мама, настроенная позитивно и пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть. Прекращайте занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.

Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняйте урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро заскучать.

Закон новой темы. Обязательно делайте занятия разнообразными. Используйте бумагу и ручки разных цветов, пишите слова на разные темы или разного размера, используйте кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.

Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325