AD
Учить - не переучить
Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются.
Идеальный возраст
Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Поэтому многие специалисты считают возраст 4-5 лет самым оптимальным.
Первые шаги к чтению
• В два-три года расширяем словарный запас
• До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир
• Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
• К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция - пора заниматься более интенсивно!
Основные этапы обучения
• Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
• Знакомим с ударением, гласными и согласными.
• Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря, для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
• Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.
Основные методики обучения чтению
Фонетический метод. Один из самых эффективных способов - алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком - запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги - единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.
Почему дети не хотят учиться читать?
А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации - нет.
Ребенка начинают обучать чтению слишком рано:
Ему приходится тратить много времени и усилий,
Слова складываются автоматически (как при игре в кубики), малыш не понимает связь между буквами и значениями, забывает первую половину слова или предложения, когда дочитывает до конца
ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры
Зачем учить детей читать, если это делают в школе?
Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:
• во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать,
• ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания,
• детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе,
• у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.
Как мотивировать ребенка учиться?
Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:
Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать; малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.
Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам.
Закон уважения. Считайтесь с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешайте вашему ребенку самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.
Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.
Закон хорошего настроения. Если мама, настроенная позитивно и пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть. Прекращайте занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.
Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняйте урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро заскучать.
Закон новой темы. Обязательно делайте занятия разнообразными. Используйте бумагу и ручки разных цветов, пишите слова на разные темы или разного размера, используйте кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.
Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.
Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются.
Идеальный возраст
Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Поэтому многие специалисты считают возраст 4-5 лет самым оптимальным.
Первые шаги к чтению
• В два-три года расширяем словарный запас
• До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир
• Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
• К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция - пора заниматься более интенсивно!
Основные этапы обучения
• Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
• Знакомим с ударением, гласными и согласными.
• Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря, для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
• Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.
Основные методики обучения чтению
Фонетический метод. Один из самых эффективных способов - алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком - запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги - единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.
Почему дети не хотят учиться читать?
А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации - нет.
Ребенка начинают обучать чтению слишком рано:
Ему приходится тратить много времени и усилий,
Слова складываются автоматически (как при игре в кубики), малыш не понимает связь между буквами и значениями, забывает первую половину слова или предложения, когда дочитывает до конца
ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры
Зачем учить детей читать, если это делают в школе?
Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:
• во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать,
• ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания,
• детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе,
• у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.
Как мотивировать ребенка учиться?
Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:
Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать; малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.
Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам.
Закон уважения. Считайтесь с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешайте вашему ребенку самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.
Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.
Закон хорошего настроения. Если мама, настроенная позитивно и пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть. Прекращайте занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.
Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняйте урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро заскучать.
Закон новой темы. Обязательно делайте занятия разнообразными. Используйте бумагу и ручки разных цветов, пишите слова на разные темы или разного размера, используйте кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.
Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.