Меню

Образование

5 ошибок в конфликтах «родитель – подросток»

5 ошибок в конфликтах «родитель – подросток»
Тема родителей и подростков всегда является горячей — сколько бы лет ни проходило и детей ни вырастало. Мы все когда-то были подростками и обижались на то, что родители нас не понимают. И вот, наступает этот прекрасный момент: наш ребёнок становится подростком, а мы… тем самым родителем, который его не понимает. Попробуем разобраться с медиатором Екатериной Елгаевой почему так происходит и какие основные ошибки возникают при решении конфликтов с подростками.
AD
AD
Подростку необходимо отстоять себя, своё мнение, свою территорию
Подростку необходимо отстоять себя, своё мнение, свою территорию
Первое, и самое главное — гормоны имеют значение. Подростку действительно может быть тяжело эмоционально и физически переживать то, что с ним происходит. Он на самом деле может плохо контролировать себя не потому, что вредный, а потому что не справляется.

Второе: подростку необходимо отстоять себя, своё мнение, свою территорию. Это один из этапов сепарации, и он крайне необходим. Как он иначе станет взрослым человеком, который может управлять своей жизнью? Только через постепенный «обрыв» зависимости от мнения родителя, страха перед ним. Для подростка это тоже тяжелая задача — в первый раз примерять на себя взрослые отношения, роли, ответственность — пусть и частично. Он переживает это не через самые приятные эмоции, но именно они дают ему опору, чтобы взрастить в себе первые ростки взрослости.

Третье: для подростка в этот период важнее социум, чем родители. Это временно, но это необходимый пробный заплыв, чтобы понять, как функционирует общество, в котором ему потом жить самостоятельно.

Опираясь на эти три положения, давайте посмотрим на самые распространённые ошибки в конфликтах родителей с подростками.

Ошибка первая

Конфликтовать с подростком на «полном серьезе» — то есть действительно верить в то, что ребёнка вам сейчас необходимо победить, иначе случится что-то непоправимое. В этом случае создаётся интересная ловушка: с одной стороны, вы действительно ставите ребёнка вровень с собой (чего он и добивается), и ставки каждого из вас в конфликте становятся невероятно высоки.
Подростку действительно может быть тяжело эмоционально и физически переживать то, что с ним происходит
Подростку действительно может быть тяжело эмоционально и физически переживать то, что с ним происходит
Ему обязательно нужно победить (помним да, что это основная задача этого периода?), а вы можете всерьез спорить о том, о чем вы спорите — об одежде, друзьях, выборе ВУЗа, например. У вас просто разные задачи в этом конфликте. Подросток будет добиваться того, о чем номинально идёт спор — даже если ему это не надо (а вы как раз и думаете, что не надо).

При этом ваша «победа» не принесёт ни ему, ни вам ничего хорошего. Ребенок не смог реализовать свою основную задачу, и это для него серьёзный удар, который отразится на способности принимать собственные решения в будущем. А выполнить то, чего вы добились, он скорее всего не сможет, так как это будет не его решение: не будет ни мотивации, ни результата.

Ошибка вторая

Впадать в крайности по варианту «раз ты такой взрослый, то и делай все сам: зарабатывай, решай, убирай и т.п.» Когда подросток начинает отстаивать свои права, и, кажется, совсем забывает об обязанностях, у родителей нередко «заканчиваются нервы».

Взрослый отличается от ребёнка тем, что полностью несёт ответственность за свою жизнь, а впоследствии — ещё и за жизнь своих детей. Подросток — это такое переходное состояние, этап примерки на себя как новых прав, так и новых обязанностей. Образно говоря, у подростка вырастает новая «мышца» ответственности за свою жизнь, он пытается понять, как с ней обращаться, и с непривычки перегрузить ее очень легко, как самостоятельно, так и с помощью родителя. Подростку действительно нужно выделить свою новую зону ответственности и новые права на принятие каких-либо решений и смириться с тем, что многие вещи он будет выяснять на практике самостоятельно, даже если вы ему заранее говорили как надо, а он вас не послушал.

Бывают такие случаи, когда подростки берут на себя излишнюю ответственность за собственную жизнь. Они выглядят очень взрослыми и самостоятельными на радость родителям, но впоследствии их это очень сильно тормозит — излишние усилия сильно истощают, и в адаптации к уже по-настоящему взрослой жизни у них возникают большие трудности.
AD
AD
Подростку действительно нужно выделить свою новую зону ответственности и новые права на принятие каких-либо решений
Подростку действительно нужно выделить свою новую зону ответственности и новые права на принятие каких-либо решений

Ошибка третья

Противоположная крайность — жесткий контроль и условия: «сначала сделай как я говорю, а потом посмотрим, в чем тебе можно будет доверять». Тот же принцип, что во втором пункте: «мышцу ответственности» подростка нельзя не нагружать вообще, обязательно должны быть зоны ответственности, где он может принимать решения.

Ошибка четвёртая

Рассказывать подростку как надо, и как не надо, устраивая «воспитательные лекции». Все равно пропустит мимо ушей. Сейчас он уже все выясняет на практике, и все то, что усвоил от вас в предыдущие годы, начинает применять в реальной жизни.

Ведение диалога по каждой конкретной ситуации будет продуктивнее: можно выяснить отношение к ситуации, чувства ребёнка, намерения, обсудить варианты развития событий. В центре диалога — подросток, его намерения, его интересы и желания. Вы своими словами, формулировками можете «проводить» его через мыслительный процесс, рассматривать разные варианты развития событий, своими вопросами подсказывать сложные и мало предсказуемые ситуации. Главное, чтоб у него оставалась уверенность, что решение он принял сам — тогда и с его результатами он будет иметь дело самостоятельно (то есть в полной мере поймёт, что такое ответственность).
Ведение диалога по каждой конкретной ситуации будет продуктивнее
Ведение диалога по каждой конкретной ситуации будет продуктивнее
AD
AD

Ошибка пятая

Быть непоследовательным. Если родители каждый день требуют от подростка выполнения все новых и новых правил или, наоборот, старые правила разрешается выполнять только от случая к случаю, то подросток вполне логично вообще перестает прислушиваться к требованиям родителей.

Иногда в спорных ситуациях родители оказываются по «разные стороны баррикад». Например, мама склонна запрещать долго играть в компьютерные игры и устанавливает, в связи с этим строгие правила. А папа считает, что от игр большого вреда не будет и разрешает подростку проводить за компьютером столько времени, сколько он пожелает. В итоге подросток приходит к закономерному выводу, что мамины правила — всего лишь ненужная условность и учится манипулировать.

В целом, основные сложности в конфликтах с подростками могут возникать по причине родительских страхов. Родителю тоже нужно принять, что ребёнок взрослеет, что у него будет собственное мнение, что мнение родителя будет не главным, и что невозможно своего ребёнка застраховать от всех неприятностей — он все равно будет набивать собственные шишки. Но только это позволит ему стать взрослым и самостоятельным человеком, которым вы в итоге будете гордиться.



Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325