Ребенок — семечко
В яблочном семечке уже заложена информация, какого цвета, размера и вкуса будет фрукт. Это значит, что таланты и способности ребенка уже заложены в нем, и вам нужно помочь ребенку проявить их. Для этого надо предлагать ему варианты, наблюдать и поощрять. Это похоже на работу садовника: он изучает растение, наблюдает за ним, осторожно экспериментирует, чтобы помочь ему вырасти. Вам пригодится опыт других профессиональных «садовников» — педагогов и детских психологов. Помните, что родитель – это профессия. А профессии нужно учиться. Не будьте любителем.
В яблочном семечке уже заложена информация, какого цвета, размера и вкуса будет фрукт. Это значит, что таланты и способности ребенка уже заложены в нем, и вам нужно помочь ребенку проявить их. Для этого надо предлагать ему варианты, наблюдать и поощрять. Это похоже на работу садовника: он изучает растение, наблюдает за ним, осторожно экспериментирует, чтобы помочь ему вырасти. Вам пригодится опыт других профессиональных «садовников» — педагогов и детских психологов. Помните, что родитель – это профессия. А профессии нужно учиться. Не будьте любителем.
Есть разные цветы
Если дети — цветы, то цветы бывают разные. Если вы — гордый тюльпан, а ваша дочка — скромная незабудка, не пытайтесь сделать из нее тюльпан, а еще хуже — фикус. Вырастет «недотюльпано-недофикус». Мы разные. Ребенок может очень отличаться от вас по характеру, типу, целям. Ваша задача —помочь ему распуститься тем цветком, которым он создан. Представьте мир из одних тюльпанов.
Если дети — цветы, то цветы бывают разные. Если вы — гордый тюльпан, а ваша дочка — скромная незабудка, не пытайтесь сделать из нее тюльпан, а еще хуже — фикус. Вырастет «недотюльпано-недофикус». Мы разные. Ребенок может очень отличаться от вас по характеру, типу, целям. Ваша задача —помочь ему распуститься тем цветком, которым он создан. Представьте мир из одних тюльпанов.
Ребенок только учится
Он многого не знает, много не умеет, многого еще не способен понять. Очевидные для взрослого вещи ему не понятны, в каком бы возрасте он ни был: 5, 9, 14 лет. Не требуйте, чтобы он с первого раза запомнил, научился делать, выработал привычку. Вам самим нужно много времени и сил, чтобы чему-то научиться и понять. А ребенок еще маленький, ему сложнее. И, пожалуйста, не надо: «Да я в твоем возрасте….»
Он многого не знает, много не умеет, многого еще не способен понять. Очевидные для взрослого вещи ему не понятны, в каком бы возрасте он ни был: 5, 9, 14 лет. Не требуйте, чтобы он с первого раза запомнил, научился делать, выработал привычку. Вам самим нужно много времени и сил, чтобы чему-то научиться и понять. А ребенок еще маленький, ему сложнее. И, пожалуйста, не надо: «Да я в твоем возрасте….»
Дети — копиры
В мозге у ребенка работает одна мощная генетическая программа: «выживай». Программа эта едина с детенышами всех млекопитающих: «Выживай, подражая выжившим особям». Как котенок учится, наблюдая за мамой-кошкой, ваш ребенок учится только одним способом — слепо копируя поведение окружающих. Часто он не понимает смысла, но мозг делает свою работу автоматически. Если ваш ребенок чему-то научился, будьте уверены, что он это бессознательно скопировал. Поэтому окружите его нужными примерами и спокойно наблюдайте, как он их усваивает.
В мозге у ребенка работает одна мощная генетическая программа: «выживай». Программа эта едина с детенышами всех млекопитающих: «Выживай, подражая выжившим особям». Как котенок учится, наблюдая за мамой-кошкой, ваш ребенок учится только одним способом — слепо копируя поведение окружающих. Часто он не понимает смысла, но мозг делает свою работу автоматически. Если ваш ребенок чему-то научился, будьте уверены, что он это бессознательно скопировал. Поэтому окружите его нужными примерами и спокойно наблюдайте, как он их усваивает.
Да, кстати, в первую очередь он будет копировать ваши слова, реакции и поведение. Чтобы ребенок читал, подавайте пример. Агрессивен? А вы не ссоритесь с мужем на его глазах?
У детства свой язык
Пытаясь объяснить ребенку что-то, мы используем взрослые понятия, которые недоступны для его понимания. Общаясь с китайцем, говорите на китайском. Чтобы вас услышал и понял ребенок, научитесь говорить языком того уровня развития, на котором находится ребенок. Иначе он вас не поймет.
Пытаясь объяснить ребенку что-то, мы используем взрослые понятия, которые недоступны для его понимания. Общаясь с китайцем, говорите на китайском. Чтобы вас услышал и понял ребенок, научитесь говорить языком того уровня развития, на котором находится ребенок. Иначе он вас не поймет.
Сегодня вместе, завтра сам
Помните, что ребенок только учится, и учится подражая. Самый лучший способ научить его навыкам — делать вместе с ним. И делать это столько раз, пока он не научится делать самостоятельно. Хотите, чтобы он стал убирать в своей комнате — убирайте вместе с ним. Приучить читать? Читайте вместе. Дети учатся играя. Превратите процесс в увлекательную игру, и ваше чадо само будет хотеть выполнять нудные обязанности.
Помните, что ребенок только учится, и учится подражая. Самый лучший способ научить его навыкам — делать вместе с ним. И делать это столько раз, пока он не научится делать самостоятельно. Хотите, чтобы он стал убирать в своей комнате — убирайте вместе с ним. Приучить читать? Читайте вместе. Дети учатся играя. Превратите процесс в увлекательную игру, и ваше чадо само будет хотеть выполнять нудные обязанности.
Растет туда, где внимание
Почему крона деревьев всегда больше с южной стороны? Потому, что там есть тепло и внимание солнца. Это принцип: на что обращается внимание, то и развивается. Есть похвала за хорошее поведение — ребенок будет вести себя хорошо. Нет поощрения хорошему, он будет протестовать, привлекать внимание негативными поступками, и, если вы будете его ругать и наказывать, а значит уделять внимание, это поведение будет «расти». Хотите управлять развитием ребенка — реагируйте безразличием на то, что вам не нравится, и щедро поощряйте то, что нравится.
Почему крона деревьев всегда больше с южной стороны? Потому, что там есть тепло и внимание солнца. Это принцип: на что обращается внимание, то и развивается. Есть похвала за хорошее поведение — ребенок будет вести себя хорошо. Нет поощрения хорошему, он будет протестовать, привлекать внимание негативными поступками, и, если вы будете его ругать и наказывать, а значит уделять внимание, это поведение будет «расти». Хотите управлять развитием ребенка — реагируйте безразличием на то, что вам не нравится, и щедро поощряйте то, что нравится.
Но имейте в виду: ребенок нуждается и в границах. Где баланс, не подскажет вам ни один педагог и психолог, потому что вы должны его найти сами.
Любовь — это время, проведенное с ребенком
Что самое ценное для ребенка? Не шоколадки, игрушки или мультики. Время, проведенное с мамой и папой — вот самое ценное для него. Если детей несколько, обязательно выделяйте время для общения с каждым ребенком отдельно, когда все ваше внимание достается только ему. Это должно быть регулярным. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь.
Что самое ценное для ребенка? Не шоколадки, игрушки или мультики. Время, проведенное с мамой и папой — вот самое ценное для него. Если детей несколько, обязательно выделяйте время для общения с каждым ребенком отдельно, когда все ваше внимание достается только ему. Это должно быть регулярным. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь.