Меню

Здоровье

9 лет – новый переходный возраст у детей?

 9 лет – новый переходный возраст у детей?
В последнее время у еварушниц часто возникают вопросы по поводу возраста, в котором начинается переходный период у детей. Вроде бы обычно считается, что переходный возраст – это 11-16 лет, но что делать, если уже в 9 лет ваш сын или дочь начинает отдаляться от родителей, грубить, выражает нежелание учиться и вообще подчиняться общепринятым правилам, одним словом – самоутверждается? Что это – акселерация, сдвиг начала подросткового возраста к более раннему – или нечто иное?
AD
AD
Что происходит?

Начнем с того, что переходный возраст включает в себя как психологию (изменение поведения, пересмотр жизненных ориентиров и авторитетов, смена ведущей деятельности), так и физиологию (начало полового созревания, появление вторичных половых признаков, тело приобретает взрослые черты и формы).

В 9 лет про половое созревание речь пока не идет (кроме единичных случаев-исключений, которые, как говорится, только подтверждают правило). Поэтому, когда говорят про переходный период в этом возрасте, то имеют в виду, скорее всего, именно потерю связи с ребенком на психологическом уровне. Исходя из этого, можно назвать этот период скорее подготовкой к переходному возрасту. Психика ребенка готовится к очень важному этапу – одному из самых драматичных в жизни человека.

Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная (познавательная) деятельность, для подросткового возраста – общение, интимно-личностные отношения. Вполне возможно, что многие современные факторы: огромный доступный детям поток информации, преобладание индивидуальных (часто компьютерных) игр над совместными, увлечение родителей методиками раннего развития, приводят к тому, что в начальных классах школы у детей снижается мотивация к учебе. Сейчас дети часто приходят в 1 класс, уже бегло читая и считая в уме в пределах сотни, а их сажают за парту и предлагают складывать 2 и 2, рисовать палочки и читать по слогам «Ма-ма мы-ла ра-му». Это приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе. Как следствие, к 9 годам роль познавательной деятельности в жизни ребенка значительно снижается и на первый план выходит общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового периода.

Что с этим делать?

Во-первых, как ни странно, радоваться! Ребенок растет и развивается, и если где-то в чем-то он забегает вперед – это лучше, чем, если бы он отставал в развитии.

Во-вторых, если говорить о мотивации к учебе, можно своими силами разнообразить не слишком веселые школьные будни. Например, предложить своему ребенку вместе сделать некий проект для школы в той области, которая ему интересна. Он увлекается иностранными языками и с детства смотрит мультфильмы на английском языке? – Сделайте с ним английскую стенгазету для класса. Ваш сын – шахматный гений? – Придумывайте вместе с ним математические задачи на шахматную тематику, соответствующие его классу, похвастайтесь ими учительнице. Ваша дочь отлично рисует, занимается в художественной студии? – Предложите учителю свои услуги по оформлению, например, учебных плакатов. Словом, найдите то, что позволит вашему ребенку бежать в школу с интересом, а не брести понуро, как на каторгу.

А я хочу быть дворником!

Часто родители пытаются воззвать к чувству ответственности школьника, мотивируя необходимость учиться тем, что в будущем ему это пригодится. И не понимают, что в 9 лет ребенок еще даже физиологически не готов задумываться о столь далеком будущем – психологи считают, что формирование отдела мозга, отвечающего за то, чтобы перестать жить моментом и начать жить будущим, заканчивается к 18-20 годам. Поэтому родителям 9-летнего ребенка придется искать другие слова.

Стандартные «пугалки» вроде «будешь так учиться – станешь дворником» не работают и в старшем возрасте, когда подросток уже хоть немного понимает, что такое «работать», и осознает, что таки этим придется заниматься. А в возрасте 9 лет фразы про будущую работу вообще не имеют веса, потому как до этого еще целая вечность. Да и потом – так ли это плохо, работать дворником? Романтика, свежий воздух, метлой машешь, снег кидаешь … Бесплатный фитнес, да и только! И прямые объяснения, что работа дворника – это тяжелый, физически выматывающий, абсолютно непрестижный, многими презираемый труд, результата не дадут. Просто не будут поняты адресатом.

Если вы хотите в возрасте 9 лет донести до ребенка некую мысль, то придется действовать через язык образов и картинок, понятных именно ему. Например, ребенок играет в компьютерные игры? Если он делает это в компании друзей, понаблюдайте за ними. Наверняка рано или поздно произойдет ситуация, когда ваш ребенок будет в сердцах кричать: «Петя/Вася/Маша, куда же ты лезешь! Тебя же там убьют, как ты не понимаешь! Я в этом подземелье уже был, ничего стоящего там нет, так чего же ты нарываешься на неприятности!»

Поймайте момент! Сразу после игры, как только ребенок освободится и будет готов пообщаться с вами, проявите интерес – напомните ему про этот игровой эпизод, спросите, как он себя в этот момент чувствовал, хотелось ли ему помочь человеку, который заведомо делал нечто неправильное. Главное – чтобы ваш интерес был искренним! Постарайтесь действительно узнать, какие чувства испытывал ваш ребенок – наверняка в этой ситуации он поделится своими переживаниями, потому как момент недавний и струны в душе задевший. Найдите в себе то, что откликается на эти чувства ребенка – моменты, когда вы испытываете нечто подобное. И поделитесь этим с сыном/дочерью.

«Я действительно понимаю, что ты чувствовал. Так обидно, когда ты хочешь помочь хорошему человеку, а он к тебе не прислушивается. Ощущаешь себя беспомощным и даже злишься, когда знаешь, что вот такие действия другого человека не приведут ни к чему хорошему, говоришь ему об этом – а он продолжает гнуть свою линию. Это просто раздражает, правда? Я это очень хорошо понимаю, потому что у меня так же бывает. Вот когда я говорю тебе о том, что интерес к учебе/занятия спортом/своевременное выполнение домашних заданий/ (нужное подчеркнуть) помогут тебе в дальнейшей жизни, мне тоже бывает обидно, что мои слова пролетают мимо тебя. Просто «я-то уже в этом подземелье бывала», а тебе еще только предстоит побывать. Так что, когда ты не реагируешь на мои слова, я чувствую себя такой же беспомощной, как ты, когда Петя/Вася/Маша не реагируют на твои».

Как достучаться?

Не нужно делать выводов, что ребенок тут же проникнется, осознает, поймет и будет-таки хорошо учиться/заниматься спортом/вовремя и не из-под палки выполнять домашние задания. Но слова, пример которых мы привели выше, скорее дойдут до его сознания, чем про дворника. И если постоянно ловить такие моменты и объяснять важные жизненные позиции ребенку через ассоциации с понятными ему ситуациями – то результат может быть достигнут.

В завершение хочу пожелать всем родителям, которых волнуют поднятые в данной статье вопросы, громадного терпения, безграничной и безусловной любви к своим детям.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325