Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду: умение общаться со сверстниками, воспитателями, расставание с мамой, формирование положительного настроя на детский сад. Как подойти к этим аспектам ответственно?
Формирование положительного настроя. Вы наверняка обратили внимание на то, что когда вы едете с ребенком на отдых или к бабушке, то поначалу ребенок ведет себя несколько необычно, он зажат или, наоборот, гиперактивен. Это связано с тем, что он осваивается, адаптируется к новому окружению. Даже в такой, казалось бы, безобидной ситуации на адаптацию ребенка уходит 2-3 дня. Так что же говорить об адаптации к детскому саду, где малыша ждут кардинальные перемены? Если бы вы заранее рассказали ребенку о том, что поедете к бабушке, что у бабушки есть такие-то и такие-то игрушки и т.д., то ребенок адаптировался бы быстрее. Разумеется, вам просто не пришло это в голову, потому что, по большому счету, это ни к чему. А вот с детским садом все совсем иначе – такого рода подготовка во многом облегчит процесс адаптации. Если вам удалось пробудить у малыша интерес к детскому саду и рассказать ему в игровой форме об особенностях детсадовского режима, то считайте, что вы отлично справились с психологической подготовкой ребенка к детскому саду.

Общение со сверстниками. Малыш может научиться этому только на собственном опыте. Проводите больше времени на детских площадках, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми. Хорошо, если в круг общения ребенка войдут дети, которые уже ходят в детский сад. Ребенку нужно усвоить базовые правила общения: научиться делиться своими игрушками, не отнимать чужие, понять, что нельзя обижать других детей и давать в обиду себя. Ребенку, обладающему вышеперечисленными навыками, будет проще приспособиться к условиям детского сада и относительно безболезненно пережить расставание с мамой.

Общение с воспитателями. Неподготовленный малыш, привыкший все время находиться рядом с мамой, испытает огромный стресс от необходимости находиться в непривычном месте (детском саду) с незнакомыми людьми (воспитателями) и слушаться их. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к пребыванию в детском саду, нужно расширить его круг общения, чаще ходить с ним в гости, звать гостей к себе. Важно, чтобы ребенок узнал, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, и научился с ними общаться. Старайтесь хотя бы иногда оставлять ребенка с малознакомыми людьми (это может быть бабушка, которая нечасто к Вам приезжает, или Ваша близкая подруга) на несколько часов, чтобы он понял, что близкие люди не всегда могут быть рядом, и ничего страшного в этом нет. Также ребенку важно знать, что мама обязательно за ним вернется, не забывайте говорить ему об этом.

Режимные моменты. Малышу понадобится умение соблюдать дисциплину и четкий распорядок дня, установленный в детском саду. Подготовить к этому ребенка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определенный режим дня и неотступно его придерживаться. В идеале нужно отвести ребенка на экскурсию в группу и регулярно гулять с ним на площадках детского сада. Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Формирование определенных навыков и умений у ребенка. Как правило, уже в яслях от детей требуются некоторые навыки самообслуживания. Ребенок должен быть приучен к горшку, должен уметь пить из чашки и самостоятельно есть ложкой, а также пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно. Если малыш научится делать это еще до сада, ему будет проще адаптироваться. В противном случае его научат этому непосредственно воспитатели, но ребенок может чувствовать себя не комфортно от того, что другие дети в саду уже умеют это делать.
Игры, способствующие адаптации к детскому саду. Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение. Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Медицинский аспект. Самый простой способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Проблемы начального этапа и способы их преодоления. Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка). Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла? Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик. Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях. Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое.

Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему!
Советы давала Чернявская Ольга Викторовна – заведующая педиатрическим отделением Поликлиники № 8, врач-педиатр высшей категории. Стаж работы в педиатрии – 12 лет.

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (nbww73hg8uzroxc8)