Меню

Покупки

Имущественные отношения. Почему это происходит в школе?

Имущественные отношения. Почему это происходит в школе?
Когда шестилетка начинает заниматься в прогимназии или на курсах подготовки к школе, у него появляется масса новой собственности: не игрушки какие-нибудь, а серьёзные, солидные вещи: пенал со всякой всячиной, рюкзачок, тетрадки… Как правило, дети гордятся своим школьным добром, повышающим их статус: теперь они не малыши какие-нибудь, а взрослые люди, без пяти минут ученики.
Только вот управляться с этим немаленьким хозяйством будущий первоклашка учится далеко не сразу: пенал уже после первой недели занятий оказывается полупустым, фломастеры катаются по всему рюкзаку, тетрадки норовят помяться и порваться, а пропись вдруг и вовсе исчезает бесследно, зато в портфеле обнаруживается явно чужая ручка или линейка.

— Миша, где твой пенал?
— Ой, не помню. Кажется, я его на парте оставил. Ой, а может, и не на парте… Нет, наверное, я его Вовке дал посмотреть… или в коридоре на подоконнике забыл… Нет, всё-таки на парте…

Что же делать? Ругать за безответственное отношение к вещам или, махнув рукой, закупить мелким оптом необходимые канцтовары и без лишних эмоций выдавать новые ручки-карандаши взамен потерянных? И то, и другое – не лучший выход.

Ведь проблема заключается вовсе не в копеечных ручках-карандашах и даже не в потерянных тетрадках. Просто у малыша-приготовишки не сформированы пока необходимые для учебной деятельности навыки: организация деятельности, планирование, произвольность, то есть умение вне зависимости от собственного желания и настроения делать от начала до конца всё, что необходимо для выполнения школьного задания. И лишь когда он осознает, что без ручек-линеек уроки не сделаешь, он начнёт следить за своим школьным имуществом. А наша задача – помочь ему в этом осознании.

Потери в битвах за знания

— Ой, куда это у меня все фломастеры запропастились? Я линейку никак найти не могу… И ластика тоже нигде не видно… Мамочка, а можно мне ручку? Пап, я возьму у тебя карандаш, мой совсем куда-то потерялся…

Не правда ли, знакомая картина? Что ни день в школе – из портфеля в неизвестном направлении исчезают ручки, карандаши, ластики.

Почему это происходит?

Пяти-шестилетний ребёнок вспоминает о линейке или фломастере ровно в тот момент, когда у него возникает в них необходимость, и немедленно забывает об их существовании, как только перестаёт ими пользоваться. Ведь пока ещё он не умеет планировать свою деятельность и не задумывается о том, что через некоторое время школьные принадлежности понадобятся ему снова.

Что с этим делать?

• Не ругайте приготовишку за рассеянность, но и не спешите немедленно выдавать ему новые канцтовары.

• Создайте такую ситуацию, чтобы он смог прочувствовать, что обойтись без потерянного предмета будет сложно: «В этом задании нужно начертить прямоугольник и треугольник. Тебе для этого понадобится линейка. Ты её потерял? Прямо и не знаю, как теперь быть, ведь без неё ты не сможешь выполнить задание!»

• Обсудите с малышом, какие предметы должны обязательно оказаться у него на парте, чтобы он смог работать. Составьте список всего необходимого и прикрепите его на видном месте – например, на внутренней стороне крышки ранца. Если ребёнок ещё не очень уверенно читает, сделайте картинки-иконки.

Наш совет:

не покупайте громоздких рюкзаков, гигантских пеналов с массой отделений и предметов. В пенале и портфеле должно быть только то, что действительно необходимо на уроке. Так будущему первоклашке легче будет проследить за своим имуществом.

Твоё – моё и моё – моё…

— Почему ты пишешь зелёной ручкой?
— Я синюю дала Кате, а потом забыла взять её назад.
— А что это за ластик у тебя в пенале? Я тебе такой не покупала.
— Ой, а это кажется, я у Вали взяла… Или у Марины… Я забыла уже, у кого!
Если речь не идёт о каких-то особо любимых ручках-тетрадках, приготовишки, да и первоклашки, не особо задумываясь, раздают соседям свои школьные мелочи и с той же лёгкостью оставляют у себя чужие.

Почему это происходит?

Как правило, мы сами с раннего детства приучаем детей к мысли: с друзьями нужно делиться. Обычно это распространяется, в первую очередь, на мелкие игрушки, которые дети выносят с собой в песочницу, с лёгкостью заимствуют друг у друга и часто забывают вернуть. При этом материальная ценность совочка или машинки столь мала, что родители, как правило, относятся к их потере крайне легко: потом, мол, когда-нибудь вернёте. Да ещё и могут пристыдить возмущённого владельца: как не стыдно жадничать, у тебя дома ещё три ведёрка лежат! В результате у ребёнка складывается ощущение, что его собственность не имеет никакой ценности, да и прихватить чужое имущество вовсе не зазорно.

Что с этим делать?

• Обсудите с ребёнком, почему у каждого ученика должны быть свои школьные принадлежности: «Как тебе кажется, Коля сможет сделать это задание без красного карандаша? А ведь ты забыл его вернуть!», «Как ты думаешь, Людмиле Ивановне удобно вести урок, если кто-то всё время просит у соседа то фломастер, то линейку?»
• Продумайте, как поступить, если сосед по парте постоянно просит одолжить то одно, то другое, не обидев его при этом: «Сейчас я закончу раскрашивать , а потом ты можешь взять жёлтый фломастер. Не забудь вернуть его, когда он тебе не будет нужен».

Интеллектуальная собственность

— Мой Вовка опять забыл тетрадку сдать! – жалуется одна мама другой. – Говорит, потерял. Весь дом перерыли, нигде нет.
— А ты в портфеле как следует поищи, – советует ей приятельница. – Я в прошлый раз у своего пропись нашла в отделении для сменки, вместе с огрызком яблока и очистками от карандаша.

Почему это происходит?

Пяти-шестилетний ребёнок ещё не очень хорошо понимает, что такое «учиться». Даже если учёба даётся ему легко, выполнив задание, он, как правило, немедленно утрачивает к нему интерес и не очень-то волнуется о дальнейшей судьбе своей тетрадки. Особенно если это тетрадь с печатной основой, где требуется только выбрать правильный ответ или что-то раскрасить. Именно поэтому тетрадки с добросовестно выполненным домашним заданием нередко исчезают в неизвестном направлении.

Что с этим делать?

• С уважением относитесь к любой работе, которую делает ваш ребёнок, – не только к школьным заданиям. Ведь ему трудно понять, почему родители требуют бережно складывать школьные тетради и прописи, если детский рисунок или поделку из пластилина могут небрежно забросить куда-нибудь в дальний угол.

• Подчёркивайте важность работы, которую выполняет будущий первоклашка: «Ты так здорово научился штриховать! Не забудь показать тетрадку Екатерине Петровне. Ей будет интересно посмотреть, что у тебя получается».


• Приучайте ребёнка с уважением относиться к собственному труду: «Ты отлично решаешь такие задачки, молодец! Но в рваной тетрадке с оторванной обложкой они совсем некрасиво выглядят. Давай подклеим её и обернём в новую обложку».

• Обсудите, почему важно аккуратно складывать свое имущество: «Если ты сложишь тетрадки в папку, это займёт совсем немного времени, правда? А вот перерывать на уроке весь портфель, чтобы что-то найти, – гораздо дольше».

Неправильно:

Подумаешь, потерял карандаш, есть из-за чего расстраиваться! Возьми новый и быстро садись заниматься!

Правильно:

Постарайся, пожалуйста, найти карандаш, который я дала тебе вчера. Жаль, что приходится тратить время на поиски. Мы могли бы пораньше закончить заниматься и подольше погулять.

Неправильно:

Нечего раздавать свои фломастеры! У них – своё, у тебя – своё!

Правильно:

Если ты даёшь фломастеры Кате, напоминай ей, чтобы она возвращала их на место.

Неправильно:

Опять все карандаши растеряла, растяпа! Сколько можно новые покупать? Выкручивайся теперь сама, как хочешь!

Правильно:

Мне сложно каждый месяц покупать тебе новые карандаши. Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы они не терялись.

Текст: Ася ШТЕЙН

Источник: журнал "Здоровье школьника", август 2014

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325