Меню

Образование

Ко Шичида: «Если заниматься с раннего детства, то из каждого ребёнка можно вырастить великого человека»

Ко Шичида: «Если заниматься с раннего детства, то из каждого ребёнка можно вырастить великого человека»
Представляем вашему вниманию интервью с сыном Макото Шичиды, всемирно известного педагога, автора уникального метода раннего развития детей. Ко Шичида продолжил дело отца.
AD
AD
Ко Шичида
Ко Шичида
— Каким был путь вашего отца к успеху? Как приняли новый метод обучения и воспитания специалисты и родители?

— Мой отец никогда не предавал свою мечту. С самым тяжёлым испытанием он столкнулся в возрасте 25 лет, когда заболел туберкулёзом. Он сильно болел, и врачи пророчили ему не больше двух лет жизни. Однако в то время мой отец уже был поглощён идеей исследования «человеческого потенциала». Даже когда врачи махнули на него рукой, он продолжал читать книги о здоровье и следовал советам из них, стал вегетарианцем и в итоге смог победить болезнь. Среди книг, которые отец читал в больнице, была одна, посвящённая развитию способностей ребёнка. Из неё он узнал о «законе угасания способностей».
Отец рассказывал о своей мечте (исследования потенциала человека и развития способностей детей) нескольким женщинам. Но все они твердили, что нужно быть более практичным, не летать в облаках, и не разделяли его оптимизма. И только мама, выслушав его, сказала: «Я верю, что у тебя всё получится!» Они поженились, у них родились трое сыновей и дочь.

Родители воспитывали меня, моих братьев и сестру, руководствуясь советами, которые были изложены в той книге, которую отец читал в больнице. Эти советы и вправду работали. Отец тогда руководил школой английского языка, которая по большей части была ориентирована на учеников средних и старших классов. Однако когда он организовал уроки для младших школьников и малышей, он обратил внимание, что у них гораздо лучше функционирует память.

Когда я учился в старшей школе (в 1978 году), отец ушёл из школы английского языка и основал компанию, которая должна была распространить методики Шичиды по всему миру. В свою компанию отец пригласил на полставки жившую по соседству домохозяйку. Вначале в компании работали всего два человека — он сам и эта женщина. Они издавали ежемесячный журнал о воспитании детей «Обучение с рождения» и бесплатно рассылали его тем, кто мог быть заинтересован, пропагандируя таким образом методики Шичиды. Но простому сельскому учителю английского языка сложно было продвигать свои методики обучения.

Распространить методики получилось благодаря изданию книг. В конце книги разместили рекламу журнала «Обучение с рождения» и информацию о наборе участников на заочный курс обучения малышей по методу Шичиды. Количество заинтересовавшихся и поступивших на заочные курсы людей возросло.
На десятый год с даты основания компании, в 1988 году, мы нашли партнёров, которые помогли распространить методику Шичиды по всей стране. Я как раз окончил университет и стал вторым президентом компании. Я управлял компанией, которую создал мой отец, вместе с ним разрабатывал учебные материалы. Отец занимался исследованиями, писал, читал лекции, а партнёры открывали центры обучения по нашим методикам по всей стране. Каждые три года распахивали двери 100 новых центров! За двенадцать лет заработало 400 образовательных центров Шичиды. В течение этих двенадцати лет отец ежегодно читал по 300 лекций, его книги начали переводить за рубежом.

За границей открылись первые образовательные центры Шичиды. Отец умер в 2009 году, но центры Шичиды продолжают активно создаваться за границей. На данный момент они существуют уже в 17 странах и регионах. Сначала методика распространилась в Азии, затем в Австралии и Европе.


— Как метод вашего отца помог вам в решении жизненных задач? Что, на ваш взгляд, главное в этом методе?

— Благодаря тому, что меня учил отец, моя жизнь сложилась удачно. Конечно же, это не значит, что мне всегда и во всём везло. В компании возникали сложности с руководством, у меня бывали проблемы со здоровьем, я лежал в больнице, перенёс операцию на сердце, попадал в опасные ситуации, но всегда преодолевал трудности. Думаю, всё это стало возможным благодаря тому, что при обучении по методу Шичиды основное внимание уделяется антропологии, тому, как живёт человек. Осознание важности постановки цели, развитие воображения очень пригодились в решении жизненных проблем. Самое важное — это верить в себя, не сдаваться, что бы ни случилось! Тогда даже то, что изначально казалось невозможным, постепенно начинает осуществляться.

Источник: фотобанк
Источник: фотобанк
— Из каждого ребёнка можно воспитать выдающегося человека? Или главное — врождённые способности?

— Если заниматься с раннего детства, то из каждого ребёнка можно вырастить великого человека. С течением времени становится невозможным развить до идеального уровня двигательные способности или, к примеру, абсолютный слух. Особенно важный период — от рождения до 6 лет. После этого момента воспитать выдающегося человека довольно сложно. С каждым упущенным днём ребёнку придётся прикладывать всё больше усилий, поэтому начинать обучение никогда не рано. У каждого ребёнка бывают свои симпатии и антипатии, что-то ему подходит, что-то — нет, существуют наследственные факторы, но природные способности у всех в основном одинаковые. Как говорится, воспитание важнее происхождения, обстановка, в которую попадает ребёнок после рождения, имеет намного более существенное значение, чем природные способности.

— Почему важно развивать мозг именно в детстве? Может ли быть правополушарная методика полезна взрослым людям?

— Если говорить о развитии умственных способностей в детстве, точнее говоря, до двух лет, то для успеха огромное значение имеет как окружение, так и предлагаемые стимулы. Например, если ребёнка одного-двух лет ежедневно побуждать немного ходить, ножки его укрепятся. Или если ребёнку одного-двух лет много раз читать короткие рассказы из книжки с картинками, ребёнок, который даже ещё не умеет читать, сможет пересказывать их, не подглядывая. В мозге детей, которым таким образом тренировали память, хорошо развиваются цепочки нервных клеток, отвечающие за память, и в дальнейшем у таких людей на всю жизнь сохраняется хорошая память. В какой бы стране ни родился малыш, до двух лет он слушает, как разговаривают его родители, и начинает произносить эти слова. Ни один ребёнок не осваивает родной язык, посещая языковую школу.

Так как исходным моментом в системе образования Шичиды является «развитие потенциальных способностей ребёнка», этот метод может пригодиться и взрослым. Но поскольку структура и функционирование мозга отличаются у ребёнка младше шести лет и взрослого человека, метод, пригодный для малыша, не подойдёт для обучения в более старшем возрасте.

Фотография обложки книги «Тренируй мозг», автор Макото Шичида, издательство АСТ, 2021 год
Фотография обложки книги «Тренируй мозг», автор Макото Шичида, издательство АСТ, 2021 год
— Вы знакомы лично с теми, чью жизнь кардинально изменил метод Шичиды? Как они отзываются об этом опыте?

— Говоря о людях, жизнь которых кардинально изменилась, вы, наверное, имеете в виду взрослых. Об этом невозможно судить, если сам человек не сообщил, что его жизнь «радикально изменилась». Но есть конкретные примеры людей, которые изучали предлагаемые Шичидой методики улучшения памяти, изо дня в день выполняли соответствующие упражнения, а потом принимали участие в конкурсах на лучшую память и побеждали. Не правда ли, очень радует, что они смогли продемонстрировать такие выдающиеся результаты?!

— Часто дети отказываются заниматься тем, что было смыслом жизни их родителей. Почему вы решили продолжить дело своего отца?

— Когда я поступал в университет, я уже начал подрабатывал в компании отца. И однажды он задал мне вопрос: «Собираешься помогать мне в работе после окончания университета?» Тогда я ответил: «Прости, но нет, не собираюсь». В то время я думал: «Если в жизни катиться по рельсам, проложенным родителями, я не смогу прожить свою жизнь по-настоящему». Я также сомневался, что тем нескольким ребятам, которых отец и вправду сделает гениями, такое обучение принесёт счастье, и поэтому дал отцу такой ответ.

Однако постепенно я понял, что отец хотел воспитать не «горстку гениев», а «раскрыть способности в каждом ребёнке», и тогда работа, которой я продолжал заниматься, стала мне интересна. В тот год, когда я оканчивал университет, по всей стране как раз стали распространяться учебные центры Шичиды. Из Токийского филиала я перешёл в головную компанию в Симанэ, и был назначен вторым президентом компании. Теперь я понимаю, что отец оставил мне не «рельсы», а «поле деятельности». Я не должен был просто следовать определённому им пути. Многое на этом поле я должен был придумывать и выполнять я сам, так что не стоило опасаться насчёт независимости.

— Как вы думаете, какое будущее ждёт метод Шичиды? Будет ли он развиваться? Преобразится ли во что-то иное? Как долго ещё он будет востребован?

— Полагаю, метод обучения Шичиды будет востребован в будущем. Мне кажется, что цель воспитания ребёнка состоит в том, чтобы сделать его независимым, чтобы он смог достойно жить, когда родителей не станет. А для этого нужно, чтобы способности человека достигли такого уровня, когда в его силах будет добиться желаемого. Не исключаю, что умение осуществлять задуманное формируется во время обучения в детстве. Важно, чтобы человек не разочаровался в себе, не сдался. К сожалению, люди часто теряют веру в свою мечту, провалив несколько раз экзамены. Я бы не сказал, что в наше изменчивое время потребность в этом качестве личности снизилась.

Всегда нужны больницы и школы. Чтобы не заболеть, не попасть в больницу, люди стараются заботиться о своём здоровье. Аналогично прежде чем ребёнок начнёт испытывать сложности с посещением школьных занятий и ему потребуются домашние репетиторы, важно с раннего детства развивать основные академические навыки и раскрывать его таланты.

Поэтому я убеждён, что вся индустрия раннего развития будет процветать, а не приходить в упадок. Но я не рискну утверждать, что метод обучения Шичиды будет существовать вечно. Всё зависит от стратегий развития, выбранных нашими новыми сильными конкурентами и нами. Я приложу максимум усилий к воспитанию последователей!

— Что бы вы пожелали современным родителям?

— Созданная отцом компания, которую я сейчас возглавляю, существует уже 43 года. И уже 30 лет обучение по методике отца ведётся в Японии. Малыши, которые когда-то ходили в центры Шичиды, выросли, вступили в брак, обзавелись детьми. По их словам, в учёбе им очень помог метод Шичиды, и теперь пришло время им самим, уже как родителям, приводить своих детей в наши центры.

До недавних пор основную причину, побуждавшую родителей приводить к нам своих детей, они объясняли так: «Мы прочитали книги господина Шичиды и нам захотелось, чтобы дети обучались по его методике». Сейчас же, когда интерес к чтению снижается, эта причина перестала быть основной. Родителей чаще вдохновляет пример развития детей родственников и друзей, посещающих центры Шичиды. Однако, чтобы от посещений центров Шичиды была польза, необходимы определённые затраты. В любой стране в такие учебные заведения ходят те, у кого есть время и средства. Те родители, у кого нет возможности водить детей на занятия, записываются на заочные курсы, заказывают наши материалы и, руководствуясь книгами Шичиды, сами обучают своих детей.

В любом случае, для эффективного результата необходимо, чтобы дома родители ежедневно посвящали некоторое время ребёнку. Пожалуйста, старайтесь дарить своим детям время и тепло своей души, это вернётся вам сторицей!

Желаю приятного и полезного чтения книги Макото Шичиды,
Ко Шичида (Mr. Kou Shichida)

Перевод с японского Е. Анисимовой
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325