Меню

Образование

Бесит! Как не срываться на собственного ребенка

Бесит! Как не срываться на собственного ребенка
Каждый родитель иногда злится на своих детей. Всегда есть бесконечные жизненные трудности: встречи, на которые мы опаздываем, вещи, о которых забыли, заботы финансах или работе — список бесконечен. В разгар этого калейдоскопа входит наш ребенок, который потерял кроссовки или внезапно вспомнил, что ему нужна новая школьная форма, и параллельно дразнит своего младшего брата — и мы вспыхиваем. Конечно, все иногда срываются на своих детей. Задача состоит в том, чтобы обратиться к своей зрелости и научиться себя контролировать, не терять лицо в стрессовых ситуациях. Как это сделать, рассказывает практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School Наталия Дербенева.
AD
AD
Режим дня


Взрослые гибко подходят к своему графику: могут поесть на ходу, поспать меньше обычного, в последний момент отправиться в путешествие и т.д. Но ребенку нужно на что-то ориентироваться, у него должен быть фундамент — распорядок дня, который вписан в расписание семьи. То есть, более-менее стабильный уклад жизни, который нарушается только в праздники, и, если кто-то заболел.
Наталия Дербенева
Наталия Дербенева
Дело в том, что растущему организму нужно отдыхать, набираться сил для новой информации, которую он так активно получает во время бодрствования и режим дня, расписание семьи помогает делать это гармонично. Обычно ребенок начинает выводить родителей, когда и сам нестабилен по каким-то причинам. Когда взрослые сбивают режим детям, например, укладывают спать, когда им вздумается, то это потом обязательно сказывается на растущем организме. Ребенок начнет вредничать в самый ненужный момент не из-за своего характера, а из-за того, что вовремя не отдохнул. И никто не будет понимать, в чем именно проблема.

Тем временем измотанные родители рано или поздно сами станут проблемой для детей и начнут на них срываться. Поэтому расписание и режим дня — это то, что необходимо соблюдать, если вы хотите сохранить нервы себе и здоровье ребенку.

Правила семьи


Одно из самых главных правил — это уважительное отношение друг к другу всех членов семьи. Наши манеры — вторая натура, и они закладываются с детства. Ребенок с юных лет должен научиться высказывать любую просьбу и обращаться к людям в уважительной форме. Это кажется очевидным, и все родители учат говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другим устойчивым фразам, но в бытовой жизни забываются и позволяют детям разговаривать неподобающим тоном: неуважительным, капризным, вредным, оскорбительным.

Даже если ребенок не говорит плохие слова, то все начинается с мелочей. Может показаться, что это такая незначительная вещь, но детям очень сложно выражать свои желания, и, тем более, делать это уважительно. Обращайте его внимание на интонацию и просите сказать то же самое спокойно или вежливо. Так, чтобы он понял. Вместо «Я хочу есть» — «Дай, пожалуйста, бутерброд». Такие простые вещи предотвращают истерики, которые выводят родителей из себя. Когда истерика началась, когда ребенок упал или еще что-то, уже ничего нельзя сделать, и взрослые срываются.

Если на это закрывать глаза, то проблема будет развиваться в геометрической прогрессии — то есть психоз, скандалы, истерики. Родители будут чувствовать, что тратят на ребенка много сил, потакают его капризам, а в ответ никакой благодарности. Поэтому так важно работать с причинами.

Работа над собой


Взрослые часто переоценивают свои силы и думают, что так сильно любят ребенка, что спокойно выдержат любую вспышку его агрессии. Это не так. Все мы люди, и всем нам свойственно срываться. Надо понимать, что человек слаб, и родители не идеальны. Поэтому просто необходимо учиться работать со своим гневом. Например, использовать шкалу от 0 до 10, которая подразумевает уровень раздражения, агрессии, которые вы способны выдержать, и отметка «4» — это та граница, где вы еще что-то можете сделать, остановиться и не срываться на крик.

Человеку кажется, что потенциал у него еще есть, но на самом деле нет. После
«5» наступает точка невозврата, и агрессия, раздражение растут снежным комом —как следствие, взрослые срываются на ребенка. Но если поработать со своим состоянием (раздражительностью) и научиться честно признаваться себе в напряженной ситуации, то достигнув отметки «3-4», прервите общение с ребенком.
Предупредите, что вам нужно успокоиться и отложите разговор на 15-30 мин. Так мы избегаем резких, необдуманных слов и поступков и не копим чувство вины перед ребенком.

То есть мы а) прерываем общение с ребенком; б) сообщаем ему, что не игнорируем его и не хлопаем дверью, а берем паузу, чтобы собраться с мыслями и продумать свою дальнейшую стратегию. Нужно время, чтобы успокоится и обдумать, что произошло, что вызвало такую реакцию. Но из моей практики, максимум, что делают родители — отправляют ребенка в комнату и закрывают дверь, игнорируют и отстраняются от проблемы. В то время как нужна взвешенная стратегия, как поговорить с ним и выбрать адекватную реакцию.

Когда мы расстроены, то неправильно оцениваем свое состояние. Нам кажется, мы еще можем сдержаться, но через минуту уже орем на ребенка и не можем остановиться. Изначально надо себя принять и понять, что есть эмоции, которым вы не сможете противостоять. Но если взрослый человек поймал себя на том, что без причины, постоянно срывается на ребенке, то здесь обязательно нужно обращаться к специалисту. Значит, это устойчивая модель поведения и ее надо менять.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325