Меню

Образование

Куратор или начальник: какую грань лучше не переходить родителям

Куратор или начальник: какую грань лучше не переходить родителям
Наверняка каждый родитель, которому не чужда ответственность, хочет, чтобы его ребенок был успешным, но иногда заходят слишком далеко. Они заставляют детей участвовать во всех видах деятельности, держат на быстром наборе номер классного руководителя и даже отпросятся с работы, чтобы вместе с детьми подать документы в институт! Действительно, как можно доверить такое важное действие какому-то 18 летнему парню, еще напутает чего-нибудь.
AD
AD
Я выросла в эпоху, когда дети рано утром выходили из дома и весь день бродили по окрестностям на велосипедах, залезали на деревья и исследовали подвалы. У нас не было сотовых телефонов и смарт-часов, благодаря которым родители могли бы наблюдать за нами, и все, о чем заботилась мама – это чтобы я вернулась к ужину. Конечно, многое изменилось с тех пор, и вопрос безопасности стал одним из ключевых. Но вместе с тотальным контролем передвижений пришло и что-то иное: родители все чаще начинают вмешиваться и в остальные сферы жизни детей, заключая в свои руки все бразды правления.

Термин «родитель-вертолет» был впервые использован в книге «Родители и подростки», написанной доктором Хаимом Гиноттом в 1969 году. Именно такую характеристику дали подростки своим родителям, говоря, что те нависают над ними как вертолет. Кто бы мог подумать, что спустя полвека этот термин станет достаточно популярным и у нас в России.
фотобанк
фотобанк
Конечно, классические родители-вертолеты чаще всего встречаются у старшеклассников, ведь в этом возрасте школьники уже вполне в состоянии позаботиться о себе, однако обеспокоенные мамы продолжают звонить учителям по поводу плохих отметок и лично составляют график занятий для подростков, а после закатывают глаза при мысли о каком-то общежитии института и снимают драгоценным детям квартиры, которые сами и убирают в выходные. Но на самом деле это стремление к тотальному контролю впервые проявляется гораздо раньше.

Любопытно, что причины, побуждающие родителей стать строгими начальниками, контролирующими едва ли не каждый шаг, звучат очень здраво. Будь то просто чувство тревоги и желание защитить ребенка от неудач и разочарований (мол, успеет еще намучиться), компенсация собственного ощущения одинокости в детстве или давление со стороны других родителей, выставляющих напоказ успехи чада – результат, как правило, один: чрезмерный контроль, чрезмерная защита и завышенная планка ожиданий.

Но, как известно, благими намерениями…. Если родитель всегда рядом, всегда нависает тенью за спиной и направляет, подсказывает и заставляет идти вперед, прикладывая все усилия по предотвращению проблем – как ребенку научиться справляться самому? И как не впасть в тревожность и депрессию, пока в нем «куют дух победителя», вынуждая соответствовать огромному списку требований?
фотобанк
фотобанк
Конечно, никто не хочет «напортачить» с детьми, и самое ужасное, что может быть – это вырастить неуспешного человека, что бы ни подразумевалось под успехами как таковыми. Мы хотим сделать все правильно, обеспечить светлое будущее, а потому первоклассники учат английский, французский, немецкий, ходят на ментальную арифметику, посещают кружок по шашкам, трижды в неделю занимаются профессиональным видом спорта (и все это мы делаем вместе с ними) и, о боже, у них еще не занято утро воскресенья!
Что самое поразительное, сапоги, куртки и шапки в раздевалках на таких первоклассников надевают родители, мотивируя: «Так быстрее, мы опаздываем на следующий кружок».
Просто не завязывайте обувь вашей 5-летней девочки, когда она может сделать это сама, и не одевайте ее, если она умеет одеваться. Не нужно постоянно обсуждать с учителями и воспитателями, как и что и почему. И не будьте ходячей книгой знаний, сходу отвечающей на все вопросы ребенка – это никак не стимулирует любознательность. Дайте возможность самим подумать об ответах и прийти к выводу «почему».
Диалог: «А зачем зонт?» – «Потому что там дождь» – уместен для ну очень маленьких детей. Дошкольникам же нужно дать минутку на размышления и позволить самим обратить внимание на погоду за окном.
фотобанк
фотобанк
Родитель должен быть куратором, тем, кто поощряет на поиски и выслушивает рассказ о проделанной работе, а не начальником, ставящим задачи и следящим за графиком их исполнения. Хуже только, если вы еще и делаете все за них.

Не сосредотачивайтесь на своем ребенке утром, днем и ночью, перебирая в голове все худшие результаты. Отпустите негативные мысли о будущем и перестаньте задаваться вопросами: «Что, если она ничего не добьется, когда вырастет?», «Почему она так застенчива? Как повысить ее уверенность в себе?». Просто не перегибайте палку.

И если ваши дети уже достаточно взрослые, не принимайте за личное, если они выберут другой путь. В конце концов, дети изначально должны жить с нами всего каких-то 20 лет, и главное, что мы должны им дать – это ответственность за свои решения.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325