AD
Что проверяется при чтении стихов наизусть?
Коммуникативные навыки – если ребёнок без особых проблем может продекламировать стихотворение перед незнакомыми людьми в малокомфортной обстановке собеседования, он легко адаптируется к школьным требованиям.
Произвольность – чтобы выучить мало-мальски серьёзное стихотворение, необходимо сделать над собой определённое усилие. А умение осознанно и целенаправленно заниматься сложным, а подчас и малоприятным делом – важнейший признак готовности к школе.
Текстовое мышление – невозможно запомнить и внятно и выразительно прочитать стихотворение, не понимая тончайших оттенков его смысла, иногда далеко не очевидных. То есть чтение наизусть требует достаточно высокого уровня развития текстового мышления, необходимого будущему первоклашке.
Артикуляция – при чтении стихов особенно заметны незначительные дефекты артикуляции, в обычной речи сглаживающиеся.
Фонематический слух – если ребёнок упорно путает окончания поэтических строк, не понимает, что такое рифма, это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха, без которого невозможно нормальное обучение письму и чтению.
Словом, при подготовке к предстоящим испытаниям стихам стоит уделить особое внимание. Желательно, чтобы в поэтическом репертуаре будущего первоклашки было как минимум 4–5 стихотворений, которые он сможет рассказать осмысленно и выразительно.
Формируем репертуар
Однако не будем забывать, что наша задача – вовсе не поразить слушателей артистическими талантами чада или собственным изысканным поэтическим вкусом, а помочь будущему первоклашке продемонстрировать, насколько он готов к школе, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
Выбранное вами стихотворение должно:
• соответствовать психологическим и интеллектуальным возможностям старшего дошкольника. Одинаково нелепо в его устах будут звучать и любовные стихи Бродского, и история про мишку, которого уронили на пол;
• быть адекватным уровню языкового развития будущего первоклассника. Обилие непонятных слов и многоступенчатых метафор существенно усложнит задачу;
• отвечать складу характера и темпераменту ребёнка. Остроумному любителю парадоксов и розыгрышей понравится учить стихи Хармса или Заходера, но они же могут поставить в тупик серьёзного уравновешенного человечка, который зато с удовольствием будет декламировать назидательные басни Крылова.
Хитросплетенья слов
Поэтический язык даже в самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к заучиванию стихотворения, стоит проверить, понимает ли его маленький декламатор.
• Убедитесь, что ребёнок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
• Чётко объясните ему незнакомые слова, если речь идет о неизвестных реалиях – найдите подходящие картинки в энциклопедии или Интернете.
• Особое внимание обратите на средства художественной выразительности: метафоры, гиперболы и т. д. Объясните ребёнку, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.
• Когда всё станет ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: медленно и четко, чтобы у ребёнка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
Ну, а как же, собственно, учить стихи? Стратегия будет во многом зависеть от того, какой канал восприятия информации является для вашего ребёнка доминирующим: слух, зрение или тактильная память.
Слушаем...
Аудиалами называют людей, у которых ведущий канал восприятия – слух. Такому ребёнку важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
• Прочтите вслух первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала это звуковые маяки, опираясь на которые он, быстрее запомнит текст.
• Попросите повторить первую строчку. Если есть неточности – поправьте и прочтите ещё раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок – переходите ко второй.
• Повторите первую и вторую вместе, и так пока не уляжется в голове всё четверостишие.
• Лишь после этого переходите к следующей строфе. Потом повторите первую и вторую строфу вместе и т. д.
Попробуйте вместе сочинить или подобрать из известных вам песен нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку. Кроме того, так лучше слышно ритм.
Смотрим...
Визуалы легче воспринимают зрительную информацию. Поэтому ребенку-визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.
• Прочтите стихотворение вслух и разберите вместе все непонятные места.
• Предложите ребёнку закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы будете читать. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться зрительный образ каждой строфы. Возможно, это придётся проделать 2–3 раза.
• Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения.
• Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.
• Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них книгу.
Действуем...
Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам (ведущий канал восприятия – движение), которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Но и здесь есть «волшебные приёмы».
• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
• Предложите сыну или дочке «смотать клубочек из стихотворения». Пусть наматывает нитку на палочку, а вы в это время ещё раз медленно и, главное, ритмично читаете стихотворение вслух.
• Пусть ребёнок попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.
• Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
• Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или собирать пирамидку. Главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.
текст: Ася Штейн
Источник: журнал "Здоровье школьника", октябрь 2012
Коммуникативные навыки – если ребёнок без особых проблем может продекламировать стихотворение перед незнакомыми людьми в малокомфортной обстановке собеседования, он легко адаптируется к школьным требованиям.
Произвольность – чтобы выучить мало-мальски серьёзное стихотворение, необходимо сделать над собой определённое усилие. А умение осознанно и целенаправленно заниматься сложным, а подчас и малоприятным делом – важнейший признак готовности к школе.
Текстовое мышление – невозможно запомнить и внятно и выразительно прочитать стихотворение, не понимая тончайших оттенков его смысла, иногда далеко не очевидных. То есть чтение наизусть требует достаточно высокого уровня развития текстового мышления, необходимого будущему первоклашке.
Артикуляция – при чтении стихов особенно заметны незначительные дефекты артикуляции, в обычной речи сглаживающиеся.
Фонематический слух – если ребёнок упорно путает окончания поэтических строк, не понимает, что такое рифма, это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха, без которого невозможно нормальное обучение письму и чтению.
Словом, при подготовке к предстоящим испытаниям стихам стоит уделить особое внимание. Желательно, чтобы в поэтическом репертуаре будущего первоклашки было как минимум 4–5 стихотворений, которые он сможет рассказать осмысленно и выразительно.
Формируем репертуар
Однако не будем забывать, что наша задача – вовсе не поразить слушателей артистическими талантами чада или собственным изысканным поэтическим вкусом, а помочь будущему первоклашке продемонстрировать, насколько он готов к школе, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
Выбранное вами стихотворение должно:
• соответствовать психологическим и интеллектуальным возможностям старшего дошкольника. Одинаково нелепо в его устах будут звучать и любовные стихи Бродского, и история про мишку, которого уронили на пол;
• быть адекватным уровню языкового развития будущего первоклассника. Обилие непонятных слов и многоступенчатых метафор существенно усложнит задачу;
• отвечать складу характера и темпераменту ребёнка. Остроумному любителю парадоксов и розыгрышей понравится учить стихи Хармса или Заходера, но они же могут поставить в тупик серьёзного уравновешенного человечка, который зато с удовольствием будет декламировать назидательные басни Крылова.
Хитросплетенья слов
Поэтический язык даже в самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к заучиванию стихотворения, стоит проверить, понимает ли его маленький декламатор.
• Убедитесь, что ребёнок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
• Чётко объясните ему незнакомые слова, если речь идет о неизвестных реалиях – найдите подходящие картинки в энциклопедии или Интернете.
• Особое внимание обратите на средства художественной выразительности: метафоры, гиперболы и т. д. Объясните ребёнку, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.
• Когда всё станет ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: медленно и четко, чтобы у ребёнка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
Ну, а как же, собственно, учить стихи? Стратегия будет во многом зависеть от того, какой канал восприятия информации является для вашего ребёнка доминирующим: слух, зрение или тактильная память.
Слушаем...
Аудиалами называют людей, у которых ведущий канал восприятия – слух. Такому ребёнку важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
• Прочтите вслух первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала это звуковые маяки, опираясь на которые он, быстрее запомнит текст.
• Попросите повторить первую строчку. Если есть неточности – поправьте и прочтите ещё раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок – переходите ко второй.
• Повторите первую и вторую вместе, и так пока не уляжется в голове всё четверостишие.
• Лишь после этого переходите к следующей строфе. Потом повторите первую и вторую строфу вместе и т. д.
Попробуйте вместе сочинить или подобрать из известных вам песен нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку. Кроме того, так лучше слышно ритм.
Смотрим...
Визуалы легче воспринимают зрительную информацию. Поэтому ребенку-визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.
• Прочтите стихотворение вслух и разберите вместе все непонятные места.
• Предложите ребёнку закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы будете читать. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться зрительный образ каждой строфы. Возможно, это придётся проделать 2–3 раза.
• Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения.
• Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.
• Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них книгу.
Действуем...
Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам (ведущий канал восприятия – движение), которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Но и здесь есть «волшебные приёмы».
• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
• Предложите сыну или дочке «смотать клубочек из стихотворения». Пусть наматывает нитку на палочку, а вы в это время ещё раз медленно и, главное, ритмично читаете стихотворение вслух.
• Пусть ребёнок попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.
• Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
• Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или собирать пирамидку. Главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.
текст: Ася Штейн
Источник: журнал "Здоровье школьника", октябрь 2012
Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.
Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
Ссылки по теме:
Линзы и очки: вместо или вместе?
Каким карандашиком в прописи писать – большим или маленьким?
Форум "Детская психология и развитие"
Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
Ссылки по теме:
Линзы и очки: вместо или вместе?
Каким карандашиком в прописи писать – большим или маленьким?
Форум "Детская психология и развитие"