- Учителей никто не учил, как работать с детьми, у которых аутизм, СДВГ, синдром Дауна, ДЦП и другие особенности
- Родители нейротипичных учеников недовольны тем, что ученик с особенностями будет оттягивать на себя внимание учителя, а их дети недополучат знания
- Детям в классе никто не объяснил, почему их одноклассник выглядит необычно или ведет себя как-то странно.
- Родители ребенка с особенностями приготовились к обороне: от учителей, других родителей, одноклассников ребенка.
- Сам ребенок с особенностями испытывает нарастающую тревогу, так как не всегда понимает, что от него требуется в новой ситуации, а все вокруг напряжены.
Очевидно, что эта ситуация рано или поздно перерастет в конфликт. В некоторых случаях, дети с особенностями действительно не могут учиться в обычной школе — этот вариант ничего хорошего не даст самому ребенку, даже если ни брать в расчет других участников образовательного процесса.
Но чаще всего все не так плохо. Если посмотреть на список трудностей, есть кое-что общее во всех пунктах — недостаток информации. Это осложняется неготовностью сотрудничать. Инклюзия тяжело приживалась и в других странах, но наша страна сейчас проходит в этом смысле рубеж, который другие пересекли где-то в 1970-х.
Советское наследие наложило серьезный отпечаток на нашу картину мира. Это касается и тех, кто родился позже. В СССР дети с особенностями жили и учились в закрытых учреждениях. Считалось, что специалистам лучше известно, как учить таких детей, как заботиться о них. Родителям права голоса не давали.
И вдруг в какой-то момент родители оказались людьми, принимающими решение об образовании своего ребенка.
Но чаще всего все не так плохо. Если посмотреть на список трудностей, есть кое-что общее во всех пунктах — недостаток информации. Это осложняется неготовностью сотрудничать. Инклюзия тяжело приживалась и в других странах, но наша страна сейчас проходит в этом смысле рубеж, который другие пересекли где-то в 1970-х.
Советское наследие наложило серьезный отпечаток на нашу картину мира. Это касается и тех, кто родился позже. В СССР дети с особенностями жили и учились в закрытых учреждениях. Считалось, что специалистам лучше известно, как учить таких детей, как заботиться о них. Родителям права голоса не давали.
И вдруг в какой-то момент родители оказались людьми, принимающими решение об образовании своего ребенка.
Пытаться восполнить недостаток информации. В первую очередь это касается взаимоотношений учителя и родителей.
Родителям не следует скрывать от учителя, какой диагноз есть у ребенка, хотя сейчас можно не предоставлять в школу медицинскую документацию. Если вы ничего не расскажете, будет только хуже. Скорее всего особенности ребенка заметны и без медицинской карты, а между вами и учителем сразу возникнет атмосфера недоверия. Лучше откровенно поговорить с учителем, рассказать, какие особенности и сильные стороны есть у ребенка, попросить учителя быть союзником. Перешагнуть этот этап невозможно, потому что в школе ребенок зависим от учителя. В первую очередь нужно искать учителя, который готов к диалогу с родителями, готов проявлять гибкость в отношении нестандартного ученика. Конечно, школа обязана принять вашего ребенка, но дальше события могут складываться по-разному. Поэтому прорываться в школу любой ценой — это не самая разумная стратегия.
Если учитель на вашей стороне, важно выступить на родительском собрании. Рассказать, какой путь вы прошли с вашим ребенком. Ведь такая ситуация может возникнуть в каждой семье. Обратитесь к родителям одноклассников ребенка за поддержкой до того, как возникнут конфликты. Не оправдывайтесь, не заискивайте, говорите спокойно и открыто.
Важно, чтобы не только учитель, но и родители поговорили с детьми об особенном однокласснике. Не с точки зрения его диагноза, а с точки зрения того, что ему нужна помощь. При этом полезно перечислить конкретно, в чем именно эта помощь может выражаться.
Хорошо, если учитель расскажет о том, насколько забота о слабом будет полезна для личностного развития каждого ребенка в классе. Проявить заботу — это не жалость, не одолжение для ребенка с особенностями, это опыт человечности, который важен для каждого.
Важно, чтобы не только учитель, но и родители поговорили с детьми об особенном однокласснике. Не с точки зрения его диагноза, а с точки зрения того, что ему нужна помощь. При этом полезно перечислить конкретно, в чем именно эта помощь может выражаться.
Хорошо, если учитель расскажет о том, насколько забота о слабом будет полезна для личностного развития каждого ребенка в классе. Проявить заботу — это не жалость, не одолжение для ребенка с особенностями, это опыт человечности, который важен для каждого.
В некоторых случаях родителям особого ребенка есть смысл выступить и перед детьми. Рассказать о том, что многие умения, которые все дети освоили легко, их однокласснику пока недоступны. Но он хочет учится, дружить и будет благодарен за их помощь. Рассказать о тех особенностях ребенка, которые важно знать детям. Например, он не смотрит вам в глаза, но это не означает, что он не хочет с вами разговаривать. Или: он передвигается в инвалидном кресле, но с удовольствием поиграет с вами в мяч.
На самом деле, это не четвертый, а первый этап. Не только школа должна подготовится к приходу особого ребенка, но и ребенок должен быть готов к школе. И дело не только в развитии интеллекта. Родителям важно объективно оценить уровень самостоятельности ребенка. Подготовить заранее к тем событиям, которые происходят в школе ежедневно, включая посещение туалета и столовой. Тщательно проанализировать особенности ребенка и задать себе вопрос: действительно ли это лучший вариант для него на данном этапе развития?
Инклюзия — это движение всех участников образовательного процесса навстречу друг другу. Дело не только в том, что в школах не хватает помощников, тьюторов. В первую очередь не хватает информации — что делать. Не хватает готовности сотрудничать, готовности поставить себя на место другого человека, представить себе, что он чувствует?
Все получится, если действовать всем вместе.
Фото: свободные интернет-источники
Инклюзия — это движение всех участников образовательного процесса навстречу друг другу. Дело не только в том, что в школах не хватает помощников, тьюторов. В первую очередь не хватает информации — что делать. Не хватает готовности сотрудничать, готовности поставить себя на место другого человека, представить себе, что он чувствует?
Все получится, если действовать всем вместе.
Фото: свободные интернет-источники