Меню

Образование

Особый ребенок в обычной школе

Особый ребенок в обычной школе
По Закону об образовании родители в нашей стране могут выбрать для ребенка любую школу, независимо от того, какие у ребенка особенности развития. Это справедливо, так как все дети должны иметь одинаковые права. Но в реальной жизни возникает целый комплекс трудностей — школы чаще всего не готовы принять детей с особенностями развития. О том, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе, рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
AD
AD

Какие проблемы могут возникать в ситуации, когда особенный ребенок учиться в обычной школе:

  1. Учителей никто не учил, как работать с детьми, у которых аутизм, СДВГ, синдром Дауна, ДЦП и другие особенности
  2. Родители нейротипичных учеников недовольны тем, что ученик с особенностями будет оттягивать на себя внимание учителя, а их дети недополучат знания
  3. Детям в классе никто не объяснил, почему их одноклассник выглядит необычно или ведет себя как-то странно.
  4. Родители ребенка с особенностями приготовились к обороне: от учителей, других родителей, одноклассников ребенка.
  5. Сам ребенок с особенностями испытывает нарастающую тревогу, так как не всегда понимает, что от него требуется в новой ситуации, а все вокруг напряжены.
Очевидно, что эта ситуация рано или поздно перерастет в конфликт. В некоторых случаях, дети с особенностями действительно не могут учиться в обычной школе — этот вариант ничего хорошего не даст самому ребенку, даже если ни брать в расчет других участников образовательного процесса.

Но чаще всего все не так плохо. Если посмотреть на список трудностей, есть кое-что общее во всех пунктах — недостаток информации. Это осложняется неготовностью сотрудничать. Инклюзия тяжело приживалась и в других странах, но наша страна сейчас проходит в этом смысле рубеж, который другие пересекли где-то в 1970-х.

Советское наследие наложило серьезный отпечаток на нашу картину мира. Это касается и тех, кто родился позже. В СССР дети с особенностями жили и учились в закрытых учреждениях. Считалось, что специалистам лучше известно, как учить таких детей, как заботиться о них. Родителям права голоса не давали.

И вдруг в какой-то момент родители оказались людьми, принимающими решение об образовании своего ребенка.

Что делать с возникающими трудностями?

Пытаться восполнить недостаток информации. В первую очередь это касается взаимоотношений учителя и родителей.
AD
AD

Этап 1

Родителям не следует скрывать от учителя, какой диагноз есть у ребенка, хотя сейчас можно не предоставлять в школу медицинскую документацию. Если вы ничего не расскажете, будет только хуже. Скорее всего особенности ребенка заметны и без медицинской карты, а между вами и учителем сразу возникнет атмосфера недоверия. Лучше откровенно поговорить с учителем, рассказать, какие особенности и сильные стороны есть у ребенка, попросить учителя быть союзником. Перешагнуть этот этап невозможно, потому что в школе ребенок зависим от учителя. В первую очередь нужно искать учителя, который готов к диалогу с родителями, готов проявлять гибкость в отношении нестандартного ученика. Конечно, школа обязана принять вашего ребенка, но дальше события могут складываться по-разному. Поэтому прорываться в школу любой ценой — это не самая разумная стратегия.

Этап 2

Если учитель на вашей стороне, важно выступить на родительском собрании. Рассказать, какой путь вы прошли с вашим ребенком. Ведь такая ситуация может возникнуть в каждой семье. Обратитесь к родителям одноклассников ребенка за поддержкой до того, как возникнут конфликты. Не оправдывайтесь, не заискивайте, говорите спокойно и открыто.

Важно, чтобы не только учитель, но и родители поговорили с детьми об особенном однокласснике. Не с точки зрения его диагноза, а с точки зрения того, что ему нужна помощь. При этом полезно перечислить конкретно, в чем именно эта помощь может выражаться.

Хорошо, если учитель расскажет о том, насколько забота о слабом будет полезна для личностного развития каждого ребенка в классе. Проявить заботу — это не жалость, не одолжение для ребенка с особенностями, это опыт человечности, который важен для каждого.
AD
AD

Этап 3

В некоторых случаях родителям особого ребенка есть смысл выступить и перед детьми. Рассказать о том, что многие умения, которые все дети освоили легко, их однокласснику пока недоступны. Но он хочет учится, дружить и будет благодарен за их помощь. Рассказать о тех особенностях ребенка, которые важно знать детям. Например, он не смотрит вам в глаза, но это не означает, что он не хочет с вами разговаривать. Или: он передвигается в инвалидном кресле, но с удовольствием поиграет с вами в мяч.

Этап 4

На самом деле, это не четвертый, а первый этап. Не только школа должна подготовится к приходу особого ребенка, но и ребенок должен быть готов к школе. И дело не только в развитии интеллекта. Родителям важно объективно оценить уровень самостоятельности ребенка. Подготовить заранее к тем событиям, которые происходят в школе ежедневно, включая посещение туалета и столовой. Тщательно проанализировать особенности ребенка и задать себе вопрос: действительно ли это лучший вариант для него на данном этапе развития?

Инклюзия — это движение всех участников образовательного процесса навстречу друг другу. Дело не только в том, что в школах не хватает помощников, тьюторов. В первую очередь не хватает информации — что делать. Не хватает готовности сотрудничать, готовности поставить себя на место другого человека, представить себе, что он чувствует?

Все получится, если действовать всем вместе.




Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325