Меню

Покупки

Почему после трех уже поздно

Почему после трех уже поздно
Конечно, всем нам хочется, чтобы наш малыш был самым-самым. В том числе и самым умным, наверно. А потом еще и успешным. И счастливым. И чтобы ему все легко удавалось. Сегодня на эту тему рассуждает Надежда, автор блога «Мальчик К. и его мама».
AD
AD
Всем известна одна из главных книг поклонников раннего развития (да и вообще бестселлер и все такое) – "После трех уже поздно", автор Масару Ибука, в России она в последнее время выходила в двух вариантах, полном и адаптированном для пап (даже так). Отношение к этому труду очень разное. Кто-то разбирает его на догматические цитаты: мозг ребенка легко может воспринять теорию множеств, не надо бояться перекормить мозг ребенка, мозг ребенка до трех лет легко может усваивать системы чужих языков, возможности ребенка безграничны. Отдельным аргументом служит то, что работы Ибуки высоко оценил Глен Доман. Возможно, вы ни разу о нем не слышали, но видели в продаже специальные наборы для раннего развития (чтение, математика и все такое). Некоторые из них созданы как раз на основе методики Домана.

Многие же говорят, что система "после трех уже поздно" - это еще один способ придумать ребенку с младенчества невыносимую жизнь, в которой родитель постоянно чему-то его учит, когда ставятся цели и есть постоянное ожидание результата. Если не до трех, то уже никогда, что же делать. Моя подруга, которая много очень занимается своими детьми и вообще отличная во всех отношениях мама, решительно реагирует на книги о раннем развитии: "Я не ращу машины и не хочу думать, что я опоздаю. Я точно знаю, что все успею".

На волне интереса к всевозможной литературе о детях и родителях я прочитала эту книгу и убрала на полку. И больше не доставала – мне показалось скучно и "совсем не мое". Но недавно я заходила на работу (от которой я до сих пор освобождена декретным отпуском) и в ответ на вопрос, когда же я вернусь, отшутилась фразой: "После трех, иначе будет поздно".

Для меня был очень сложным вопрос, когда выходить из декрета, потому что я люблю свою работу и искренне хотела поскорее вернуться. Как и многие "декретные мамы" я думала, как бы не опоздать и не потерять все достигнутое. Я все говорила: "Вот сейчас ребенку исполнится два, он уже будет вполне готов быть с бабушкой или няней, вот тогда я сразу прибегу". Ребенку исполнилось два, а я так и осталась с ним дома. Потому что с ним стало невероятно интересно (признаюсь честно, совсем в младенчестве мне часто бывало скучновато). Интересно отвечать на бесконечные вопросы. Интересно ему читать и рассказывать. И даже интересно клеить с ним безумные аппликации. Интересно наблюдать за тем, как он бесконечно осваивает мир и совершенно серьезно верит, что мир придуман для него, а он вот такой вот повелитель Вселенной. Тот самый возраст и стадия развития, которые пытаются сухо определить как "безграничные возможности детского мозга".

О невыносимости двухлеток написано миллион книг, любая мама знает, что это такое – отрицание, капризы, крик, упрямство, словом, один из очередных возрастных кризисов, которые тебе иногда кажется, что уже и не перенесешь. Но при всем при этом двухлетки, действительно, абсолютно прекрасны своей жаждой познания: неумным любопытством, желанием найти, понять, оценить, посмотреть, пощупать, собрать, разобрать и так до бесконечности. Удивительный период в жизни ребенка, вот этот самый, до трех лет, который действительно стоит оценить.

Я не знаю пока, когда закрывается "период первооткрывателей", правда ли, что в три года или когда-то еще, но думаю, что он стоит того, чтобы как-то так построить свою жизнь, чтобы суметь по максимум разделить этот очень крутой опыт. Например, отбыть тот самый пресловутый декрет до трех лет, если, конечно, есть такая техническая возможность. И поменьше думать о раннем развитии как о цели и средстве, а просто вместе получить удовольствие от всего вокруг. Больше показывать ребенку, больше гулять, ходить с ним в музеи и на выставки (взрослые и детские, нет разницы, не надо замыкать детей в детском), путешествовать, ходить в кафе, показывать, рассказывать и объяснять, причем не только простые вещи, а как раз все подряд, от того, как работает двигатель у машины, до того, почему утки крякают, а кошки – мяукают (как бы это так получше объяснить). Я убеждена, что это самое лучшее раннее развитие, которое можно придумать, такое, которое не уложено в рамки, не имеет конкретного результата, но в котором вы вместе с ребенком живете вот такой насыщенной и нравящейся вам жизнью, без особых границ. Нет смысла прививать ребенку любовь к классической музыке, если вы всегда дремлете в филармонии. Я много раз пыталась найти ответ, почему так популярно раннее развитие, но каждый раз мне кажется, что мы просто в очередной раз пытаемся усовершенствовать себя, только теперь через детей.

В книге Ибуки есть такая фраза (специально вынула ее с полки, чтобы процитировать): "Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей … Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и мире". И да, кто бы с таким поспорил. Но это можно делать и без алфавита в 2 года. Можно просто использовать это прекрасное время до трех лет просто для того, чтобы быть счастливыми вместе.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325