- Учитель сказал, что ты шалил на уроке. Ты будешь наказан. На этой неделе тебе
запрещено смотреть телевизор.
- Прости, мамочка! Я больше не буду!
Но большинство детей реагирует на наказание совершенно иначе. Некоторые дети думают…
«Она злая! Я ей еще покажу!»
Другие думают…
«Этим меня не напугаешь! В следующий раз я просто постараюсь не попасться!»
А третьи думают…
«Я плохой! Я заслужил наказание!»
Решение проблемы
Как родителям мотивировать детей к ответственному поведению? Есть ли альтернативы наказанию? Вот один вариант: сядьте рядом с ребенком и попробуйте решить проблему вместе. Вот как работает этот метод решения проблемы.
Шаг I. Выслушайте ребенка и подтвердите его чувства и потребности.
- Учитель сказал, что ты шалил в классе. Что ты об этом скажешь?
- Это потому, что Джоуи ударил меня по голове линейкой. Я тоже ударил его!
Не критикуйте то, что говорит ребенок. Подтолкните его к тому, чтобы он сам проанализировал собственные чувства.
- Когда Джоуи тебя ударил, ты понял, что должен отплатить ему тем же?
- Да!
- Что-нибудь еще?
- Учитель никогда меня не вызывает, и я целый урок просто сижу за партой.
Суммируйте чувства и мысли ребенка.
- Значит, ты шалил в классе отчасти из-за Джоуи, а отчасти из-за того, что учитель не обращает на тебя внимания.
Шаг II. Расскажите о своих чувствах или потребностях. (Лучше всего сделать этот этап покороче).
- Мне было очень неприятно узнать, что мой сын шалил на уроке.
Шаг III. Предложите ребенку поискать решение вместе с вами.
- Давай подумаем вместе. Может, мы поймем, как бы ты мог лучше вести себя в школе.
Шаг IV. Запишите все идеи. Не оценивайте, хороши они или плохи. (Если удастся, пусть ребенок предлагает идеи первым.)
- Учитель злой! Хочу в другой класс!
- Сменить класс... Что еще?
- Может мне пересесть за другую парту?
- Пересесть… Что еще?
- Попроси его вызывать меня к доске почаще. Он меня совсем
не вызывает.
- Чаще вызывать к доске... Интересно, почему он этого не делает?
- Говорит, что нужно дать шанс и другим детям. Но он должен знать, что я знаю ответ!
- Может, тебе записывать ответы и показывать их ему после урока?
- Хорошо! Но пусть он меня вызывает хотя бы раз в неделю!
Шаг V. Определите, какие идеи вам не нравятся, какие нужно реализовать. Выработайте план.
- Думаю, что «Сменить класс» лучше вычеркнуть. В этой четверти делать это уже поздно.
- А «Пересесть» оставь! Но Джоуи тоже должен пересесть. Он должен сидеть подальше от меня!
- И мы должны попросить учителя вызывать меня хотя бы раз в неделю!
- Думаю, нужно показать ему все твои идеи. А также написать записку
с извинениями.
- Ты поможешь мне ее написать?
- Я буду писать, а ты диктуй, что.
- Уважаемый мистер Джонс. Извините за то, что я плохо себя вел. С этого дня...
запрещено смотреть телевизор.
- Прости, мамочка! Я больше не буду!
Но большинство детей реагирует на наказание совершенно иначе. Некоторые дети думают…
«Она злая! Я ей еще покажу!»
Другие думают…
«Этим меня не напугаешь! В следующий раз я просто постараюсь не попасться!»
А третьи думают…
«Я плохой! Я заслужил наказание!»
Решение проблемы
Как родителям мотивировать детей к ответственному поведению? Есть ли альтернативы наказанию? Вот один вариант: сядьте рядом с ребенком и попробуйте решить проблему вместе. Вот как работает этот метод решения проблемы.
Шаг I. Выслушайте ребенка и подтвердите его чувства и потребности.
- Учитель сказал, что ты шалил в классе. Что ты об этом скажешь?
- Это потому, что Джоуи ударил меня по голове линейкой. Я тоже ударил его!
Не критикуйте то, что говорит ребенок. Подтолкните его к тому, чтобы он сам проанализировал собственные чувства.
- Когда Джоуи тебя ударил, ты понял, что должен отплатить ему тем же?
- Да!
- Что-нибудь еще?
- Учитель никогда меня не вызывает, и я целый урок просто сижу за партой.
Суммируйте чувства и мысли ребенка.
- Значит, ты шалил в классе отчасти из-за Джоуи, а отчасти из-за того, что учитель не обращает на тебя внимания.
Шаг II. Расскажите о своих чувствах или потребностях. (Лучше всего сделать этот этап покороче).
- Мне было очень неприятно узнать, что мой сын шалил на уроке.
Шаг III. Предложите ребенку поискать решение вместе с вами.
- Давай подумаем вместе. Может, мы поймем, как бы ты мог лучше вести себя в школе.
Шаг IV. Запишите все идеи. Не оценивайте, хороши они или плохи. (Если удастся, пусть ребенок предлагает идеи первым.)
- Учитель злой! Хочу в другой класс!
- Сменить класс... Что еще?
- Может мне пересесть за другую парту?
- Пересесть… Что еще?
- Попроси его вызывать меня к доске почаще. Он меня совсем
не вызывает.
- Чаще вызывать к доске... Интересно, почему он этого не делает?
- Говорит, что нужно дать шанс и другим детям. Но он должен знать, что я знаю ответ!
- Может, тебе записывать ответы и показывать их ему после урока?
- Хорошо! Но пусть он меня вызывает хотя бы раз в неделю!
Шаг V. Определите, какие идеи вам не нравятся, какие нужно реализовать. Выработайте план.
- Думаю, что «Сменить класс» лучше вычеркнуть. В этой четверти делать это уже поздно.
- А «Пересесть» оставь! Но Джоуи тоже должен пересесть. Он должен сидеть подальше от меня!
- И мы должны попросить учителя вызывать меня хотя бы раз в неделю!
- Думаю, нужно показать ему все твои идеи. А также написать записку
с извинениями.
- Ты поможешь мне ее написать?
- Я буду писать, а ты диктуй, что.
- Уважаемый мистер Джонс. Извините за то, что я плохо себя вел. С этого дня...
Фабер Адель, Мазлиш Элейн
«Идеальные родители за 60 минут.
Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию»
Выдержки из легендарной методики Фабер и Мазлиш – самое важное! Разборы сложных ситуаций в комиксах. Тесты на «правильную реакцию». Практические упражнения на закрепление навыков. Ответы на актуальные вопросы родителей.
«Идеальные родители за 60 минут.
Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию»
Выдержки из легендарной методики Фабер и Мазлиш – самое важное! Разборы сложных ситуаций в комиксах. Тесты на «правильную реакцию». Практические упражнения на закрепление навыков. Ответы на актуальные вопросы родителей.