Меню

Покупки

Режиссер Лоран Тирар о каникулах маленького Николя

Режиссер Лоран Тирар о каникулах маленького Николя
«Маленький Николя» ("Малыш Николя") — детская серия книг о мальчике по имени Николя и его друзьях, авторами которых являются писатель Рене Госинни, известный по комиксам «Астерикс и Обеликс», и художник Жан-Жак Сампе. 20 ноября в прокат выходит мультфильм "Каникулы маленького Николя", снятый на основе их книг.
AD
AD
Все началось с того, что в пятидесятые годы прошлого века Жан-Жак Сампе нарисовал небольшую серию забавных рисунков о приключениях одного маленького мальчика. Его друг, писатель Рене Госинни, решил дополнить эти рисунки текстами. В получившихся книгах, героем которых стал малыш Николя, рисунки и текст связаны неразрывно: оба автора нашли своеобразный художественный язык.

Действие происходит во Франции в середине 60-х гг. XX века, то есть до реформы 1974 года, когда мальчики учились отдельно от девочек, а четверг был выходным днём для школьников.

Французские дети очень полюбили симпатичного мальчишку и с нетерпением ждали публикации очередной книги с рассказами. С тех пор прошло немало лет, но маленький Николя по-прежнему необычайно популярен и любим детьми многих стран мира.

В России книга была выпущена сравнительно недавно, но истории о французском "Дениске" сразу же пришлись по вкусу многим юным читателям. Родители, прочитавшие книги вместе со своими детьми, отмечают тонкий юмор авторов книги, наблюдательность, глубокое проникновение в психологию ребенка, знание жизни, умение подметить ее смешные стороны и многие другие достоинства и с удовольствием рекомендуют книги друзьям и знакомым.
Фильм «Маленький Николя»

В 2009 году в прокат вышел фильм «Маленький Николя» режиссера Лорана Тирара, главную роль в котором исполнил юный актер Максим Годар. Его родителей сыграли известные французские актеры Кад Мерад («Хористы», 2004) и Валери Лемерсье («Королевский дворец!, 2005). Фильм был тепло встречен критиками. Дети же были в восторге – фильм получился таким же смешным и интересным, как и книга.

***

Что заставило вас снова пуститься в приключения с малышом Николя?

Истории малыша Николя - это сериал, поэтому мы почти сразу же имели в виду продолжение. Успех первого фильма развеял последние наши сомнения. Тема каникул перекликается для меня с любимыми фильмами детства - "Каникулы господина Юло" или "Отель на пляже", и я подумал, что она сможет перенести нас в совершенно другой мир - беззаботную атмосферу каникул 50-х и 60-х годов. Вот именно это ощущение, переход в мир с абсолютно иной тональностью, и заставило меня взяться за продолжение.

Когда я снимал первый фильм, я получил мощнейший эмоциональный опыт, и я навсегда запомнил: работа с детьми сродни чуду. Меня разрывало от страха перед возможным разочарованием и желания сделать это еще раз. И я совершил правильный выбор: я снова испытал огромную радость.

Есть ли связь между вами и главным героем?

Когда я читал эти книжки в детстве, я полностью отождествлял себя с Николя. Я постоянно сравнивал себя с этим необыкновенным мальчишкой, глядящим на мир сквозь призму воображения.

Что вы чувствовали, когда писали сценарий в этот раз?

В первый раз на меня с моим соавтором Грегуаром Виньероном давил груз ответственности перед книгой, и мы старались держаться как можно ближе к оригиналу. Сейчас материала у нас было гораздо меньше - всего одна книга про то, как Николя провел летние каникулы. Это неожиданно дало нам колоссальную свободу. Мы уже показали, на что способны, завоевали доверие Анн Госинни, Жака Сампе и публики, создали собственного героя - мы почувствовали себя куда свободнее в творческом плане.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться в этот раз?

Мы не хотели использовать последовательность коротких историй из книг, и нам пришлось найти единственный сюжет со сквозной темой. Но рассказывая несколько историй параллельно - Николя и Элизабет, истории родителей, отношения папы Николя с начальником, - мы смогли вплести в фильм больше сюжетных нитей, чем в первый раз.

В сценарии большое внимание уделено развитию взрослых персонажей. Это было осознанным решением с самого начала?

Не совсем. Когда мы снимали первую картину, мы думали, что нам важно уделить внимание взрослым проблемам, чтобы выйти за границы детской аудитории. Но придумывать этих героев уже само по себе оказалось ужасно интересно - особенно маму, ей мы добавили комичные черты. В этом фильме мы снова решили этим заняться.

Вы любите играть со смыслами. Почему?

Мне как зрителю очень нравится стандарт, заданный студией Pixar в "Истории игрушек". До них большинство анимационных фильмов ориентировалось исключительно на детскую аудиторию. Сегодняшние тенденции мне очень подходят. Вероятно, во мне этого даже больше, чем в ком-нибудь другом - личность, в которой сосуществуют взрослый и ребенок. Мне очень просто встать на одну ступеньку с юной аудиторией, и когда я пишу, у меня сами собой получаются идеи, понятные и детям, и взрослым.

Использовали ли вы в картине чьи-то личные воспоминания?

Снимая первый фильм, "Малыш Николя", я не удержался и вставил несколько забавных историй из собственного детства. Во второй раз я отдал предпочтение моим кинематографическим воспоминаниям - в первую очередь Тати, но также и Кубрику, Бардо, Феллини, Хичкоку... особенно сцене в душе из "Психо". Мой фильм - своеобразная дань уважения тому кино, на котором я вырос.
Все маленькие актеры, которых вы снимали в первой картине, уже выросли, и вам пришлось пересматривать весь кастинг заново. Это было утомительно?

Нет, на пробах главного героя я поработал примерно с пятнадцатью мальчишками, но это не заняло много времени. Детский кастинг сильно отличается от взрослого, для детей это не вопрос жизни и смерти, поэтому они не испытывают такого стресса и ведут себя более естественно. По сути, ты должен собрать компанию друзей, которые потом смогут вместе играть. Я всегда стараюсь, чтобы все прошло как можно увлекательнее, с играми, импровизациями. Мне самому всегда бывает очень весело, и у меня полно идей.

Как вы работаете с детьми на площадке?

В отличие от взрослых детей не нужно заставлять осмысливать всю сцену. Если они будут думать слишком много, у них не возникнет естественной спонтанной реакции. Поэтому объяснять им задачу нужно буквально в двух словах. И тогда, поскольку все, вами сказанное, очень важно, вам нужно придумать какие-то маленькие хитрости, которые разбудят их интуицию и помогут превратить процесс в игру.

Кроме Када Мерада и Валери Лемерсье, держали ли вы в уме каких-то артистов, пока писали сценарий?

Роль итальянского продюсера я писал специально для Луки Зингаретти, которого полюбил еще, работая над фильмом "Астерикс и Обеликс в Британии". В Италии он известен по съемкам в очень мрачных фильмах, но я убежден, что у него есть гигантский комический потенциал. В роли бабушки я видел Бернадетт Лафон, и у нас даже был один съемочный день, но, к сожалению, до нашей следующей встречи она не дожила. Мы пригласили на эту роль Доминик Лаванан, их с Бернадетт связывала давняя дружба со времен работы над фильмом "Полетт", но поначалу она наотрез отказалась. Но мы убедили ее, сказав, что Бернадетт наверняка бы одобрила ее участие.

Почему вы выбрали для съемок Нуармутье́?

Два года назад я рассказал одной своей знакомой, что начал писать сценарий к этому фильму, и она сразу же предложила мне снимать на Пляж де Дам. Я там раньше не бывал. Когда пришло время съемок, мы уже знали, что будем искать местечко где-то на атлантическом побережье. Наши разведчики прочесали все от Нормандии до страны Басков. Наше внимание привлекла одна фотография. И это оказался Пляж де Дам! Это сказочный уголок - его размер, крестообразная форма, маленький отельчик на берегу, окаймляющий его с боков лес - так должен выглядеть идеальный мир детства Николя. Мы дружно решили снимать именно там.

Каким был следующий этап подготовки к съемкам?

В первом фильме основными цветами мы сделали черный и красный, на этот раз мы договорились сделать акцент на желтом и синем. Мне не приходилось что-то подолгу объяснять: я работал с той же командой, с тем же художником, что и во времена "Мольера". Это экономит кучу времени: они знают мои предпочтения в цвете, материалах, дизайне. Мы понимаем друг друга с полуслова.
Какой эпизод фильма вышел самым запоминающимся?

Есть какая-то магия в костюмированных балах, это напомнило мое собственное детство. Сцена, где дети передают друг другу живую змею, вышла очень смешной, потому что всем на самом деле было очень весело. Отличный эпизод получился из диалога между папой и владельцем киоска. На бумаге в этом диалоге вообще не было ничего особенного, но как только за дело взялись актеры, неожиданно получилось очень здорово. Еще один подобный пример - сцена на чердаке с молниеносным преображением Изабель из демона в очаровашку. Вы можете сколько угодно придумывать такие вещи на бумаге, но у вас ничего не выйдет, пока вы не найдете актеров, способных реализовать ваш замысел.

Был ли момент, когда вы почувствовали себя по-настоящему счастливым?

Я снова работал с детьми и с моей командой. На площадке царила по-настоящему солнечная и беззаботная атмосфера. Мы снимали комедию, а наши ноги утопали в теплом песке, силы не заканчивались даже к вечеру. Нам казалось, что мы с легкостью всего добьемся, потому что всем нравилось то, чем мы занимались. Я частенько ловил себя на мысли, что примерно так должны были выглядеть съемки фильма в 60-е годы.

Вам бы хотелось снять еще несколько фильмов о малыше Николя?

Это было бы очень здорово. Однако я снял уже две картины о Николя, фильм об Астериксе, и теперь мне бы хотелось сфокусироваться на каком-то более личном проекте, прежде чем я займусь продолжением.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325