Меню

Образование

Школа будущего: вдохновлять, а не заставлять

Школа будущего: вдохновлять, а не заставлять
Отправляя ребенка в школу родители мечтают привить ему любовь к знаниям, научить быстро усваивать информацию и решать любую задачу, учиться с легкостью и интересом. Почему такой план зачастую терпит неудачу и можно ли это изменить рассказали Анастасия Фещенко и Ярославна Мечковская — фаундеры и руководители Монтессори центра инновационного образования в Сочи.

Образование: вчера, сегодня, завтра

Когда взрослые говорят о школе, начинается сравнение с опытом 20, 30, и даже 40-летней давности. Советское образование считалось лучшим в мире: система помогла быстро ликвидировать безграмотность, ученики показывали отличные результаты на олимпиадах, выпускники без проблем поступали в ВУЗы, а ученые получали Нобелевские премии и признание зарубежных коллег.

Сегодня мы удивляемся: с каждым годом программа становится сложнее, объем домашних заданий больше, а дети испытывают перенапряжение и психоэмоциональные перегрузки. В таких условиях даже у любознательных ребят исчезает желание учиться. Возникает страх ошибок и плохих отметок и, как следствие, у ребенка пропадает внутренняя мотивация. Зачем пробовать что-то новое, если все равно не получится? Но потеря интереса ученика — самое страшное для педагога. И именно на удержание этого интереса к учебе и к познанию мира в целом и должны быть направлены все усилия учителей.

Родителям важно понять: будущее ребенка зависит не только от хороших оценок. Мы знаем много примеров, когда двоечники добивались невероятного успеха и признания. Чехов дважды оставался на второй год, но это не помешало ему стать одним из самых известных драматургов мира. А Томас Эдисон, которого выгнали из школы спустя три месяца обучения за «ограниченные умственные способности», самостоятельно изучал интересные ему науки и уже в 10 лет ставил первые опыты дома, а всего за свою карьеру получил более 1 тысячи патентов в США и 3 тысячи документов об авторстве изобретений в других странах.

«Если мы будем учить детей, как вчера, то мы украдём у них завтра» — говорила Мария Монтессори более 100 лет назад, но эта истина актуальна и сегодня. Нужно учитывать скорость, с которой сейчас меняется все вокруг и адаптировать систему образование под эти изменения. Учить детей зазубриванию имен и дат, которые сегодня находятся в открытом доступе, можно только ради общего развития. Гораздо важнее помочь освоить компетенции, за которыми стоит будущее: навыки коммуникации и обработки информации, постановки целей, предприимчивое мышление, инженерный склад ума, креативность и поиск нестандартных решений!”

Экологичное обучение возможно

Для этого необходимо найти подход к каждому ребенку и поддерживать его стремления, а не давить авторитетом. Не заставлять, а направлять, давая свободу и возможность проявляться, проживать свой опыт. Пробовать и не бояться оступиться, а, наоборот, воспринимать любую ошибку, как новую ступень на пути к открытию.

Сосредоточиться на работе над успехами, а не делать работу над ошибками. Когда ребенок видит, что любое его действие не осуждается, а поощряется взрослым, мотивация познавать мир растет сама собой. И уже не нужно объяснять, что математику важно учить и она пригодится в жизни, а физика и химия объясняют многие процессы. Ученик начинает видеть эти закономерности сам, опытным путем узнавая и усваивая новую информацию.

Образование — это не просто знания, полученные в школе. Это все, чему ребенок учится в течение дня, соприкасаясь с окружающим миром. Поэтому кроме стандартных занятий у школьника должно быть время для познания себя и мира. Задача взрослых — организовать психологически безопасную, спокойную среду и дать свободу для принятия собственных решений. Только так мы можем вырастить самостоятельную и самодостаточную личность, способную брать ответственность за свои поступки и решения.

Как внедрить эти принципы в современную систему образования и реально ли это?

Мы видим, как работает индивидуальный подход к детям на примере частных школ и Монтессори-центров по всей стране, выпускники которых отлично подготовлены ко взрослой жизни. И здесь речь не только о количестве и качестве знаний по госстандартам, но и о навыках, получение которых не всегда возможно реализовать в обычных школах.

Когда учитель вынужден отчитываться перед множеством инстанций, а классы переполнены, уделить внимание каждому из 30 или 40 детей физически невозможно.

Чтобы образовательная система работала в ногу со временем, нужно изменить сам подход. Например, уменьшить нагрузку на учителей, дать больше времени на подготовку к интерактивным урокам, вместо бесконечных отчетов, разделить классы на группы по 15-20 человек, проводить больше занятий в движении: на улице — если изучаем насекомых, в горах — когда знакомимся с рельефом. Конечно, для закрепления материала важно выполнять самостоятельную работу, но организовать ее можно по-разному. Давать больше творчества в изучении нового и приводить примеры, где и как эти знания можно применить.

Важно повысить престиж профессии учитель и обеспечить достойную зарплату. Любить свое дело и мотивировать учеников гораздо проще, когда не нужно думать о том, как прокормить семью. Сделать учителя счастливым, чтобы дети могли получать знания от человека, готового делиться ими с радостью и в формате, который наиболее соответствует возрасту учеников. Как говорил А.Франс: «Чтобы переваривать знания, надо их поглощать с аппетитом». Задача педагога в том, чтобы стимулировать этот аппетит во время занятий.

Современный учитель должен стать другом, которого уважаешь за его опыт и компетентность, и наставником, которому не страшно задавать вопросы. Тогда школа будет приносить радость, а не подпитывать стресс и неуверенность в себе.

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325