Ксения Падерина с семьей
Во-первых, закладывать установки типа «богатство — это плохо», «нужно довольствоваться малым» и прочее.
Во-вторых, перекладывать на детей взрослые проблемы (ипотека, маленькая зарплата). Дети в результатах принятых родителями решений точно не виноваты.
В-третьих, критиковать траты ребенка. Это для вас условный слайм — ерунда. А для него — вполне осознанная покупка. Сначала мы заставляем детей покупать на их деньги что-то «полезное», а потом смотрим как они, став взрослыми, отрываются и спускают на шопинг всю зарплату.
Еще один спорный вопрос: оплата хороших оценок и помощи по дому. Нас в детстве замотивировать было проще простого, лишив прогулок или телевизора. С нынешним подрастающим поколением все гораздо сложнее.
Психологи убеждены, что платить за оценки не стоит. Учеба — это прямая обязанность ребенка школьного возраста. Кроме того, и практика, и специалисты говорят о том, что вместо мотивации такой подход, напротив, деморализует. Да, сначала это работает. Ребенок начинает стараться. Без напоминаний делает домашку, носит пятерки. Родители рады — система работает!
Но как только ребенок столкнется с серьезными проблемами (не понял тему, поссорился с учителем), денежная мотивация перестанет работать. Дети в такой момент рассуждают так: «Пусть денег не будет, ну и что? Зато никто не заставит учиться».
Дело в том, что по большому счету, деньги детям не нужны так, как взрослым. Родители не могут не платить за квартиру, за ипотеку, за продукты. А у детей таких обязательных расходов нет (и не должно быть!). Поэтому отказаться от денег элементарно. Нет «заработка» — и ладно. Так что история с оценками тут же пойдет под откос.
Кадр из фильма «Богатенький Риччи»
Еще один важный момент: как только вы начинаете платить за оценки, вы ставите их во главу угла. И ребенок ради этого может начать хитрить, выкручиваться, идти на любые меры, чтобы получить заветную «пять». Таким решением мы даем понять, что главное в учебе — оценка. Но разве это правильно? Ведь главное — это знания. Мы отправляем в школу ради них.
Если вам уж очень хочется наградить ребенка финансово, вы можете ввести что-то вроде стипендии по окончанию четверти или полугодия. Тогда у него будет время для маневра, для исправления плохих оценок, для проявления сознательности и самостоятельности. И это уже хорошая история!
Что касается помощи по дому, то давайте задумаемся: разве маме кто-то платит за готовку-уборку-глажку после трудового дня? Или папе за его бытовые дела? Ребенок — это такой же член семьи. И нормально, если у него будут свои обязанности. Их можно вводить по мере взросления ребенка. Вы можете попросить ребенка разобрать посудомойку, вынести мусор, пропылесосить пол. И совсем не обязательно платить за это. Благодарности будет вполне достаточно.