AD
«Взрослые лучше знают», «слушайся старших, они плохого не посоветуют» – эти утверждения сегодня не находят популярности не только у бунтующих подростков, но и у их родителей.
Сама я задумалась над темой уважения к старшим после то ли серьезного, то ли курьезного случая. Мы с моим пятилеткой шли из сада и обсуждали, почему в современном обществе принято уважительно относится к взрослым, тем более, пожилым людям. Я вещала о том, что у человека в возрасте богатый жизненный опыт, он накопил много знаний и наблюдений, поэтому может дать ценный совет…
В этот момент мы как раз проходили мимо лавочки, где «отдыхали» (по-моему, еще с утра) местные пьянчужки – люди вполне себе преклонных лет. Один из них развязно выкрикнул что-то (вполне добродушное) в наш адрес…
Контраст с моими словами был ослепительным: действительно, что я несу, какое уважение?!
С одной стороны, очевидно, что далеко не ко всем словам далеко не всех взрослых стоит прислушиваться. С другой стороны, мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок вырос грубияном.
Итогом моих размышлений стали пять «золотых» правил – мы распечатали их и повесили на видном месте. Вот они:
Сама я задумалась над темой уважения к старшим после то ли серьезного, то ли курьезного случая. Мы с моим пятилеткой шли из сада и обсуждали, почему в современном обществе принято уважительно относится к взрослым, тем более, пожилым людям. Я вещала о том, что у человека в возрасте богатый жизненный опыт, он накопил много знаний и наблюдений, поэтому может дать ценный совет…
В этот момент мы как раз проходили мимо лавочки, где «отдыхали» (по-моему, еще с утра) местные пьянчужки – люди вполне себе преклонных лет. Один из них развязно выкрикнул что-то (вполне добродушное) в наш адрес…
Контраст с моими словами был ослепительным: действительно, что я несу, какое уважение?!
С одной стороны, очевидно, что далеко не ко всем словам далеко не всех взрослых стоит прислушиваться. С другой стороны, мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок вырос грубияном.
Итогом моих размышлений стали пять «золотых» правил – мы распечатали их и повесили на видном месте. Вот они:
1. Взрослые ошибаются
Да! Это первое и самое важное: взрослые могут быть опытнее, мудрее, умнее, но все-таки делать ошибки. Начнем с мелочей: взрослые (даже учителя!) могут что-то забыть или перепутать.
Помню, как мы до хрипоты спорили с ребенком о какой-то мелком, но явно ошибочном факте, услышанном от воспитателя. Мои аргументы и всесильный Гугл разбивались о непоколебимое, как гранит, ребенкино «но нам же ВОСПИТАТЕЛЬ так сказал!» Переубедить его мне стоило больших трудов. А еще взрослые могут поступить несправедливо – накричать сгоряча или сразу не разобраться в ситуации. Обсудите с ребенком, что ошибаются все – гораздо важнее признать и исправить свою ошибку.
2. Правила, единые для всех
Мы все живем в обществе и следуем определенным правилам. В саду, школе, в кружках и в гостях – свои порядки, которые нужно уважать, раз мы туда пришли. У старших есть свои полномочия, но это не всевластие. Поэтому, если воспитатель в наказание за плохое поведение просит ребенка посидеть на стульчике в одиночестве, это справедливо. А вот если угрожает вызвать полицию или оставить в саду на ночь, это неправильно.
Важно обсуждать с ребенком, какие права (и обязанности!) есть у преподавателей, врачей, тренеров и других взрослых в его жизни.
3. Право на «нет»
Каждый имеет право сказать «нет!», даже ребенок взрослому. Это не отменяет необходимости придерживаться правил, а еще у «нет!» могут быть не очень приятные последствия. Но все-таки говорить «нет» можно, а иногда необходимо.
4. Вежливость не значит покорность
Не встревать в чужой разговор, вежливо и уважительно вести разговор, не перебивать собеседника – отличное умение. При этом разделять его точку зрения совсем не обязательно. Мои дети обожают сериалы про супергероев, и мы частенько обсуждаем, что Человек-Паук умеет не только отлично драться, но и здорово общаться с противниками. Они обычно ругаются и обзываются, а Паук спорит с ними вежливо и остроумно – это настоящая суперспособность!
Вежливость вовсе не означает согласие: быть несогласным, отказаться (от чего угодно!) можно твердо, но вежливо.
Да! Это первое и самое важное: взрослые могут быть опытнее, мудрее, умнее, но все-таки делать ошибки. Начнем с мелочей: взрослые (даже учителя!) могут что-то забыть или перепутать.
Помню, как мы до хрипоты спорили с ребенком о какой-то мелком, но явно ошибочном факте, услышанном от воспитателя. Мои аргументы и всесильный Гугл разбивались о непоколебимое, как гранит, ребенкино «но нам же ВОСПИТАТЕЛЬ так сказал!» Переубедить его мне стоило больших трудов. А еще взрослые могут поступить несправедливо – накричать сгоряча или сразу не разобраться в ситуации. Обсудите с ребенком, что ошибаются все – гораздо важнее признать и исправить свою ошибку.
2. Правила, единые для всех
Мы все живем в обществе и следуем определенным правилам. В саду, школе, в кружках и в гостях – свои порядки, которые нужно уважать, раз мы туда пришли. У старших есть свои полномочия, но это не всевластие. Поэтому, если воспитатель в наказание за плохое поведение просит ребенка посидеть на стульчике в одиночестве, это справедливо. А вот если угрожает вызвать полицию или оставить в саду на ночь, это неправильно.
Важно обсуждать с ребенком, какие права (и обязанности!) есть у преподавателей, врачей, тренеров и других взрослых в его жизни.
3. Право на «нет»
Каждый имеет право сказать «нет!», даже ребенок взрослому. Это не отменяет необходимости придерживаться правил, а еще у «нет!» могут быть не очень приятные последствия. Но все-таки говорить «нет» можно, а иногда необходимо.
4. Вежливость не значит покорность
Не встревать в чужой разговор, вежливо и уважительно вести разговор, не перебивать собеседника – отличное умение. При этом разделять его точку зрения совсем не обязательно. Мои дети обожают сериалы про супергероев, и мы частенько обсуждаем, что Человек-Паук умеет не только отлично драться, но и здорово общаться с противниками. Они обычно ругаются и обзываются, а Паук спорит с ними вежливо и остроумно – это настоящая суперспособность!
Вежливость вовсе не означает согласие: быть несогласным, отказаться (от чего угодно!) можно твердо, но вежливо.
5. Мое тело – мое дело
Важная тема, прямо вытекающая из умения говорить «нет!» В западных странах детей, начиная с самого раннего возраста, учат: трогать твое тело – с твоего согласия! – могут только родители и врач.
Мне это казалось слегка параноидальным, пока я не узнала следующее: по статистике, большинство сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних совершается не незнакомцами, а людьми из ближайшего круга общения – родственниками, друзьями родителей, педагогами.
Кроме того, большинство детей не сообщает об этом родителям по разным причинам. Учите ребенка уважению к телу, своему и чужому. Напомните, что это правило действует и в обратную сторону: нельзя обнимать лучшего друга, не спросив его согласия, нельзя хватать на ручки понравившегося малыша на детской площадке.
Мы с детьми стараемся постоянно находить подтверждения этим правилам в нашей жизни. Говорим о том, что возраст не единственный и точно не главный критерий для уважения; что важно относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Еще любим обсуждать истории любимых сказочных героев, которые не очень-то слушались взрослых. Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Малыш (который с Карлсоном) – как сложились бы их истории, будь они более послушными?
Важная тема, прямо вытекающая из умения говорить «нет!» В западных странах детей, начиная с самого раннего возраста, учат: трогать твое тело – с твоего согласия! – могут только родители и врач.
Мне это казалось слегка параноидальным, пока я не узнала следующее: по статистике, большинство сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних совершается не незнакомцами, а людьми из ближайшего круга общения – родственниками, друзьями родителей, педагогами.
Кроме того, большинство детей не сообщает об этом родителям по разным причинам. Учите ребенка уважению к телу, своему и чужому. Напомните, что это правило действует и в обратную сторону: нельзя обнимать лучшего друга, не спросив его согласия, нельзя хватать на ручки понравившегося малыша на детской площадке.
Мы с детьми стараемся постоянно находить подтверждения этим правилам в нашей жизни. Говорим о том, что возраст не единственный и точно не главный критерий для уважения; что важно относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Еще любим обсуждать истории любимых сказочных героев, которые не очень-то слушались взрослых. Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Малыш (который с Карлсоном) – как сложились бы их истории, будь они более послушными?
И напоследок расскажу историю, напоминающую куда более мрачную сказку – о Гамельнском крысолове.
У одной мамы потерялся ребенок – 17-летний приемный сын. Подростка искали и волонтеры, и знакомые. Все кончилось хорошо – ребенка нашли всего через несколько часов живым и здоровым. Оказалось, что в метро к нему подошел мужчина и предложил подработку. Подросток согласился, но быстро пожалел о своем решении: он понял, что мужчина ему не нравится – тот темнил и увиливал от ответов, настойчиво убеждал его поехать неизвестно куда. Тем не менее ребенок, выросший в детском доме, покорно следовал за мужчиной – он просто не мог сказать «нет». Ничто не мешало 17-летнему подростку вырвать руку, убежать, громко позвать на помощь – ничто, кроме установок, с детства заложенных в голову. Все, что он смог – тянуть время и медлить, но не активно сопротивляться. Мальчику повезло – его увидела и узнала по ориентировкам девушка, немедленно связавшаяся с родителями.
Хорошо, что все закончилось хеппи-эндом. И хорошо, что мы можем сами научить своих детей говорить «нет», когда это действительно необходимо.
У одной мамы потерялся ребенок – 17-летний приемный сын. Подростка искали и волонтеры, и знакомые. Все кончилось хорошо – ребенка нашли всего через несколько часов живым и здоровым. Оказалось, что в метро к нему подошел мужчина и предложил подработку. Подросток согласился, но быстро пожалел о своем решении: он понял, что мужчина ему не нравится – тот темнил и увиливал от ответов, настойчиво убеждал его поехать неизвестно куда. Тем не менее ребенок, выросший в детском доме, покорно следовал за мужчиной – он просто не мог сказать «нет». Ничто не мешало 17-летнему подростку вырвать руку, убежать, громко позвать на помощь – ничто, кроме установок, с детства заложенных в голову. Все, что он смог – тянуть время и медлить, но не активно сопротивляться. Мальчику повезло – его увидела и узнала по ориентировкам девушка, немедленно связавшаяся с родителями.
Хорошо, что все закончилось хеппи-эндом. И хорошо, что мы можем сами научить своих детей говорить «нет», когда это действительно необходимо.