Екатерина Сорокина — педагог-психолог начальной билингвальной школы BKC NewtonSchool.
Чтобы определить, хочет ли малыш пойти в первый класс, недостаточно задать один прямой вопрос и получить утвердительный ответ
Материал будет усваиваться лучше, стресс не станет усиливаться от семестра к семестру, а главное — родителям не придется заставлять сына или дочь учиться, если к моменту поступления в школу у ребенка:
- присутствует мотивация;
- сформировано умение следовать неким правилам;
- память, внимание, мышление и общее развитие соответствуют нормам первого класса;
- развита речь.
Именно на эти параметры следует обращать особое внимание, чтобы понять, пора начинать школьное обучение или лучше посвятить еще некоторое время подготовке.
Чтобы определить, хочет ли малыш пойти в первый класс, недостаточно задать один прямой вопрос и получить утвердительный ответ. Ведь стимулом может служить красивый портфель или новенькая форма.
Говорите о школе в положительном ключе, как о возможности научиться чему-то новому
Ничего плохого в этом нет, но, пока ребенок не осознает, что цель поступления в школу — получение знаний, мотивация не является истинной.
- В подарок на день рождения ты выберешь игрушку или новую книжку?
- Ты бы хотел, чтобы перемены были длинней уроков?
- Ты предпочел бы стать учеником или учителем?
- Говорите о школе в положительном ключе, как о возможности научиться чему-то новому.
- Ходите в музеи, читайте книжки, смотрите мультики о школе. Обсуждайте увиденное, попытайтесь объяснить ребенку, что такое наука и как ее изучают.
- Вспомните, что вам нравилось в школе, поделитесь этим со своим ребенком. Имейте в виду, что у детей другое восприятие времени и будущей перспективы. Надо искать, чем обучение порадует их сейчас, а не через много лет.
Школа — достаточно жесткая среда: звонки на уроки и перемены, обязательные задания, необходимость поднимать руку, а не выкрикивать правильный ответ, даже если очень хочется. Детям приходится прилагать огромные усилия, чтобы соответствовать требованиям, которые для взрослых кажутся естественными.
Школа — достаточно жесткая среда
Притом, и в настольных, и в подвижных играх есть определенный порядок, по которому надо действовать. Для ребенка это достаточно сложно, но очень интересно. Развить способность к саморегуляции отлично помогут «Море волнуется раз», «Пол — лава», «Горячо-холодно», «Ежик потеряшка», начинать играть в которые можно с самого раннего возраста.
В определенный момент взросления речь становится неотъемлемой частью развития мышления и осознания себя. Поэтому если малыш не говорит, то не стоит ждать трех, четырех, пяти лет. Надо обращаться к специалисту и решать этот вопрос.
- свое имя, фамилию, отчество;
- адрес проживания;
- имена и профессии членов семьи;
- времена года и природные явления — снег, дождь, паводки и т.д.;
- ориентиры пространства и времени — сутки, дни недели, право-лево, часы.
Один из самых значимых факторов готовности к школе — это способность контролировать эмоции
- возможность сконцентрироваться на выполнении задачи;
- не затрудненное переключение с одной деятельности на другую;
- способность запоминать новые факты, стихи, правила;
- умение решать простейшие задачи «в уме», без использования наглядного материала, использовать приемы классификации, аналогии, обобщения.
Для тренировки памяти, внимания и некоторых базовых операций мышления с маленькими можно играть в сортеры и пирамидки, а по мере развития добавлять игры с картинками.
Важно все проговаривать, показывать, сравнивать: например, объяснять ребенку, почему нужно положить «красный треугольник» к «красному кругу».
Важно все проговаривать, показывать, сравнивать: например, объяснять ребенку, почему нужно положить «красный треугольник» к «красному кругу».
Один из самых значимых факторов готовности к школе — это способность контролировать эмоции. Поэтому резкие перепады настроения, связанные с невозможностью коммуницировать и обрабатывать информацию — повод обратиться за помощью к психологу.
Здоровая самооценка — не менее важный пункт, существенно влияющий на качество образовательного процесса. Умение идти на контакт, знакомится, выстраивать отношения в социуме — все это сказывается на успешности в школе.
До первого класса самооценка обычно слегка завышена, и это нормально. Она регулируется, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими, оценивать свои способности не в домашних условиях. Здесь уже возникает опасность чрезмерного снижения самооценки. Задача родителей — поддерживать сына или дочь, акцентировать внимание на сильных сторонах, но не превозносить, искажая истину. Научить ребенка спокойно принимать свои несовершенства и знать преимущества — вот что важно и для школы, и для будущей взрослой жизни.
Универсального ответа на вопрос, когда следует отдавать ребенка в школу, нет и быть не может, так как все дети разные. Кто-то в 6 лет готов успешно постигать программу, кто-то в 7 или 8. Если возникают сомнения, не бойтесь обращаться к специалисту: ведь задача родителя — не в том, чтобы диагностировать психологическую готовность к школе, а в том, чтобы быть с ребенком, помогая справляться с новыми жизненными этапами, таящими в себе самые разные приключения, трудности, поражения и победы!
Фото: свободные интернет-источники
Здоровая самооценка — не менее важный пункт, существенно влияющий на качество образовательного процесса. Умение идти на контакт, знакомится, выстраивать отношения в социуме — все это сказывается на успешности в школе.
До первого класса самооценка обычно слегка завышена, и это нормально. Она регулируется, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими, оценивать свои способности не в домашних условиях. Здесь уже возникает опасность чрезмерного снижения самооценки. Задача родителей — поддерживать сына или дочь, акцентировать внимание на сильных сторонах, но не превозносить, искажая истину. Научить ребенка спокойно принимать свои несовершенства и знать преимущества — вот что важно и для школы, и для будущей взрослой жизни.
Универсального ответа на вопрос, когда следует отдавать ребенка в школу, нет и быть не может, так как все дети разные. Кто-то в 6 лет готов успешно постигать программу, кто-то в 7 или 8. Если возникают сомнения, не бойтесь обращаться к специалисту: ведь задача родителя — не в том, чтобы диагностировать психологическую готовность к школе, а в том, чтобы быть с ребенком, помогая справляться с новыми жизненными этапами, таящими в себе самые разные приключения, трудности, поражения и победы!
Фото: свободные интернет-источники