Меню

Покупки

Воспитание «на короткой дистанции» - две эффективные техники

Воспитание «на короткой дистанции» - две эффективные техники
Специально для еварушниц публикуем выдержки из книги «Дисциплина без ремня» сербского психолога Невены Ловринчевич, изданной в серии «Воспитываем: кто кого?» в издательстве «РОСМЭН». В книге вы найдете более подробное описание этих и других техник воспитания.
AD
AD
Техники воспитания «на короткой дистанции» — это простые и эффективные методы, которые мы применяем, когда нужно быстро получить результат. Например, ребенка невозможно вытащить из игровой комнаты, он не хочет почистить зубы или собрать разбросанные игрушки, бесится в магазине или дерется на детской площадке, отказывается выполнять свои домашние обязанности, не возвращается вечером вовремя, тянет время и не хочет садиться за домашнее задание…

Техники, о которых мы сейчас поговорим, либо наказывают плохое поведение (выборочное игнорирование, лишение привилегий, тайм-аут), либо поощряют хорошее (награждение, доска со стикерами). А в комплексе с дополняющими техниками (отвлечь внимание, отсчитать «1, 2, 3!») они представляют собой процесс обучения. Ребенок учится отличать желательные формы поведения от нежелательных, усваивает, что и те и другие формы поведения имеют свои последствия. Конечно, такая техника требует некоторого времени на то, чтобы к ней привыкнуть, а кроме того, к ней придется вернуться еще не раз. И еще, и еще раз, как это и бывает с другими уроками.

Разберем две таких техники (одну для детей от 2 до 8 лет и одну для подростков) подробно.

• 1, 2, 3!

Возраст ребенка


От 2 до 8 лет.

Ситуации, в которых применяется техника

Непослушание, связанное с тем, что ребенок не готов идти вам навстречу: не хочет чистить зубы, не хочет выйти из игровой комнаты, не идет к вам, когда вы зовете…

Как применять технику

Первый вариант
(строгий): когда ребенок не слушается, тоном, означающим: «Я не шучу!», уверенно и громко, но не срываясь на крик, скажите: «Подойди ко мне. Считаю до трех. Раз… Два…Три!»

Второй вариант (вовлечение в игру): насмешливым тоном скажите что-то вроде: «А спорим, ты не успеешь дойти до меня (до ванной, до входной двери…), пока я считаю до десяти! Раз… Два… Три…»

В обоих случаях вы начинаете со счета. Если видите, что ребенок слушается, считайте в таком темпе, чтобы он успел сделать то, что вы от него хотите, а во втором случае – чтобы он «победил». Если вы выбрали игру и видите, что ребенок сомневается, подбадривайте его: «Четыре… Пять… Ты успеваешь! Шесть…» Но не переключайтесь ни на какие другие темы, пока не досчитаете.

Вы сами решите, какой вариант применять, выяснив на практике, какой из них эффективнее в вашем случае. Попробуйте оба и выберите тот, что подходит вам и вашему ребенку. Или используйте оба по очереди, как вам будет удобнее.

Преимущества техники

Есть что-то магическое в том, как счет влияет на поведение детей. Преимущество этой несложной техники очевидно: она совершенно не агрессивна, а, по свидетельству многих и многих родителей, удивительно эффективна. Единственный минус – ее сравнительная неэффективность с детьми постарше. Но если вы настроены решительно, и ребенок постарше может среагировать на ваше: «Даю тебе 15 минут на то, чтобы ты убрал в своей комнате!» Ограничивая время или считая, мы помогаем ребенку структурировать свою деятельность и устремиться к поведению, которое одобряем. А ведь это и есть наша цель!

• ДОГОВОР

Возраст ребенка


Подростковый.

Ситуации, в которых применяется техника

Непослушание, которое выражается в более или менее упорном нежелании ребенка идти вам навстречу, несоблюдение заведенных правил и т. п.

Как применять технику

Когда выявляется проблема, родитель объясняет ребенку, какую форму поведения он считает неприемлемой. Ребенок в свою очередь высказывает свое видение ситуации и обозначает свои потребности. После такого обмена мнениями и аргументами стороны ищут компромисс, который устроит и тех и других. Родители и ребенок вместе составляют договор (можно и в письменной форме), в котором указывают, какие ставятся цели, какие обязанности берут на себя обе стороны – родители и ребенок, – чтобы этих целей добиться, и каковы будут санкции за нарушение условий договора.

• Эта техника, в отличие от всех ранее описанных, требует наивысшей степени зрелости ребенка. Он должен говорить аргументированно, объяснять свое поведение и формулировать свои потребности.

• Родитель должен дать обоснованное и рациональное объяснение, почему он не приемлет ту или иную форму поведения. В ответ он ожидает обоснованных разъяснений и от своего ребенка.

• Родитель должен поставить перед собой четкую цель: не просто добиться своего, а постараться поставить себя на место ребенка и понять, как тот чувствует себя в сложившейся ситуации. Эмпатия, которая развивается при таком подходе, важна не только для решения конкретной проблемы и всех подобных, но и для развития социальных навыков ребенка, которые очень пригодятся ему в будущем.

• Договор – это компромиссное решение, которое не устраивает ни одну из сторон на сто процентов, но которое приемлемо для всех.

Через договор вы даете ребенку очень важный урок: вы уважаете его потребности, но ждете, что он будет уважать и ваши.

Преимущества техники

Помимо того что техника очевидно неагрессивна, у договора есть еще ряд преимуществ:

• Решения, которые мы принимаем по взаимной договоренности, действуют долго и уважаются обеими сторонами. Договор позволяет найти решение, которое вашему ребенку-подростку хоть и не подходит идеально, но по крайней мере устраивает его. Велика вероятность, что он будет выполнять поставленные условия; гораздо труднее придерживаться запретов, которые мы формулируем, не обращая внимания на его потребности, какими бы они ни были. Мы не должны стремиться привести ребенка к порядку любой ценой, ведь такие действия хоть и возымеют кратковременный эффект, но вызовут у ребенка естественный отпор, который, вместе с неуважением, в дальнейшем приведет к недоверию между вами.

• Применяя технику договора, вы показываете ребенку, как можно эффективно решать проблемы: обменом мнений, анализом, поиском компромисса, а не криком, ссорами и взаимными обидами.

• Договор помогает развить и самоанализ, умение заглянуть внутрь самого себя. Чтобы ребенок мог сообщить вам, что он чувствует и думает, он должен сначала разобраться в самом собе. Навыки самоанализа очень понадобятся ему и в ходе взросления, и в тяжелейший период турбулентности – пубертатный, и во взрослом возрасте.

• Договор сближает вас: вы лучше узнаете друг друга, вместе проходя через ситуации, которые у всех вызывают тяжелые чувства – страх, беспокойство, неуверенность… Когда вы делитесь с ребенком своими чувствами, а он с вами, между вами усиливается и растет доверие и понимание.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325