Меню

Точка опоры

Уходящие под землю дома, боевые тюлени и тюрьма, которая манит: как и зачем путешествовать по заброшенным городам России

Уходящие под землю дома, боевые тюлени и тюрьма, которая манит: как и зачем путешествовать по заброшенным городам России
Алина Романова ведет один из самых популярных в социальных сетях блогов о заброшенных местах России и окружающих их тайнах. Вместе с мужем миниатюрная 26-летняя брюнетка объехала немало российских городов в поисках совершенно нетуристических мест и пугающих ветхостью локаций. Ее фотоконтент завораживает: здесь и мистика, и история, и тайны, и людские судьбы.
Алина Романова
Алина Романова

— Алина, не совру, что от некоторых ваших фотографий у меня по спине бегут мурашки. Поразительное зрелище! Как возникла идея вести блог такой тематики?

— Большое спасибо! Это потому, что в каждой фотографии частичка души — как моей, так и места.

Наверное, каждого из нас привлекает что-то загадочное, хочется разгадать ту или иную тайну, завлекает недосказанность… Все это есть в заброшенных местах, которые я посещаю.

Однажды, путешествуя по Вологодской области, я увидела на пустой дороге старую часовенку. На дворе стоял ноябрь, вокруг сырость, туман, спящая природа и эта полузаброшенная часовня, покосившаяся и лишенная некогда богатого убранства. Виды вдохновили меня, и я задумалась, сколько же подобных мест раскидано по нашей стране?

Мне захотелось увидеть их, запечатлеть на фотографиях ускользающие мгновения и рассказать о них людям.
Усадьба генерала Сназина. Тверская область
Усадьба генерала Сназина. Тверская область

— И все-таки, почему заброшенные места?

— В заброшенных зданиях хочется увидеть время. Эпоху. Поднимаешь голову вверх — тебя встречает дореволюционная лепнина. Проходишь дальше — на полу остатки советской однотонной плитки пытаются доказать свое превосходство над старинным, положенным еще при царе паркетом. Прикасаешься к двери — десятки лет назад наверняка до нее также дотронулась какая-нибудь молоденькая медсестра, несущая капельницу пациенту. А сотни лет назад — князь Голицын.

Садишься на подоконник — пыльно, грязно. Но вдумайтесь, каких-то 150 лет назад здесь все было покрыто росписями, золотом, лепниной, звучала музыка, и роскошные дамы в шикарных платьях принимали приглашения на вальс...
«Золотой колос» — ресторан, Московской ВДНХ.
«Золотой колос» — ресторан, Московской ВДНХ.

— В некоторые места вы попадаете в сумерках, а где-то даже ночуете... Не бывает жутко от окружающих вас призраков прошлого? Или вы не верите в подобные сказки?

— Определенно, в каждом месте царит та или иная атмосфера. Где-то становится жутко, и интуиция настойчиво рекомендует уйти. Где-то все совсем наоборот: уходить не хочется. Тогда я могу кругами ходить по одному и тому же помещению, раскрывая все новые секреты и находя интересные ракурсы для фотографий.

Но ничего потустороннего здесь нет. Опасность бывает вполне фбытовая старый прогнивший пол или потолок. Поэтому так или иначе ухо нужно держать востро.

— Есть место, которое произвело на вас самое большое впечатление?

— Таких мест очень много. Это деревянные терема Костромской области (Асташово и Погорелово), усадьба великого князя Михаила в Петергофе, забытый поселок на самом краю Мурманской области под названием Дальние Зеленцы… Уверена, я вернусь в эти места еще много раз. Ведь у них такая атмосфера, которую просто не передать словами. Там нужно побывать, и тогда все станет ясно.
Алина Романова
Алина Романова

— Раньше вы не описывали места и не рассказывали подписчикам их историю, но потом стали много внимания уделять именно событиям, просходившим в том или ином здании… Сложно восстанавливать хронологию событий?

— Я постоянно учусь, совершенствуюсь и стараюсь дать людям то, чего им не хватает, ведь я читаю абсолютно каждый комментарий и стараюсь ответить каждому подписчику.

Благодаря интернету восстановить хронологию не так сложно, но я считаю, что википедия в интернете — это сухие скучные данные. Намного интереснее разговаривать с людьми, узнавать историю того или иного места именно от них, записывать воспоминания, переживания.

Так, в Дальних Зеленцах я встретила профессора, который посвятил всю долгую жизнь изучению водорослей. Он рассказал о своем занятии, о том, что в тех же Дальних Зеленцах обучали боевых тюленей, историю сивуча по имени Рома. Этого в интернете просто не найти. Такая работа требует усилий.
Вологодская область
Вологодская область

— Иногда вы делали фотографии в таких локациях, куда пускают не каждого. Как удавалось попасть на закрытые объекты? Природное обаяние?

— Зачастую мне помогают мои читатели, они всячески способствуют тому, чтобы я попала в то или иное место. Я очень благодарна людям за это.

Но не стоит забывать о вежливости. Порой нужно просто представиться, объяснить цель, попросить, и дверь откроется.

— Вы путешествуете в одиночестве?

— Одной путешествовать порой опасно. Мне сильно помогает муж. Иногда он может проехать на машине туда, где я бы развернулась в самом начале. Поддержка и помощь близких — это то, что требуется в любом занятии любому человеку.
Астраханская область
Астраханская область

— Алина, а кем вы работаете? Как совмещаете работу и путешествия? Или хобби переросло в работу?

— Я работаю так, как это делает большинство жителей нашей страны: в офисе, 5/2, с 9 до 18 часов. Путешествовать получается по выходным и в праздничные дни. Не устану повторять: нужно верно составить маршрут, и тогда можно посетить не 2-3 места, а 8-10 за один день.

— Вы путешествуете по России и открываете нашу страну с нового и непривычного ракурса. Вы намеренно ищете удивительные места именно на территории бывшего СССР?

— Карантин и закрытые в 2020 году границы продиктовали правила жизни на ближайшие годы. Но оно и лучше: так мы сможем открыть уже свои, внутренние границы понимания нашей страны. Она удивительна! Стоит только приглядеться.

Но, конечно же, я бы хотела объехать весь мир и рассказать о секретах истории той или иной страны своим читателям.
Алина Романова
Алина Романова

— Как умудрялись продолжать снимать во время пандемии?

— Сказать честно, каких-либо ограничений я не заметила. Да, было страшно в первые дни, когда закрывали въезд в город, проверяли пропуска… Но у меня всегда было все в порядке с документами. И, если оказывалась закрыта одна область, я выбирала другую. Так и ездила. Ведь, повторюсь, каждый регион нашей необъятной по-своему самобытен и интересен.

— Вы согласны с мнением, что у каждого здания, памятника или просто места есть своя энергетика? Бывало ли вам некомфортно находиться где-то?

— Да, я как раз говорила об этом чуть выше. Интересное и непонятное чувство. Из одного места хочется бежать, а другое хочется немедленно восстановить.

Яркий пример тому — историческая тюрьма в городе Данилов Ярославской области. Несмотря на то что туда ехать около 5 часов, я была в этом месте 6 или 7 раз. И очень хотела бы взять здание в аренду, восстановить его, показывать людям. Вопрос только в деньгах. Сейчас у меня нет тех миллионов, что могли бы понадобиться.

Но, я уверена, влиятельные меценаты рано или поздно услышат меня и помогут осуществить задуманное.

— Какие эмоции у вас остались после посещения города Березники в Пермском крае? Было жутковато?

— Очень странные эмоции. Я хотела объяснить людям, что это ненормально, когда город проваливается и уходит под землю. Уточню для тех, кто не знает ситуацию: раньше вокруг города и на его территории были шахты, которые нынче закрыты. Грунтовые воды размывают почву, и она проваливается, унося за собой дома, заводы и прочее.

Так вот, жители Березников в свою очередь пытались объяснить мне, что с городом все хорошо, что их переселяют.

У нас возник жаркий спор. Я не считаю нормальной ситуацию, когда во время сна человека его дом (в прямом смысле) трещит по швам. Поэтому я вернусь в Березники и поговорю с бОльшим количеством людей, чтобы четче их понять.
Московская область, городок советских писателей «Переделкино»
Московская область, городок советских писателей «Переделкино»

— Есть такое место, которое вы бы хотели увидеть? А есть то, куда вы не поедете ни за что?

— Все очень просто: мне интересно все, о чем я не знаю. Куда бы я не поехала? Сложно сказать. Наверное, туда, где есть большая вероятность нанести вред здоровью.

— Как думаете, если кто-то рискнет отправиться по вашим следам это будет хорошей идеей? Или для подобных авантюр все же нужна определенная подготовка?

— В основном все мои места безопасные. Если, конечно, намеренно не пытаться навредить себе: в таком случае можно пораниться и у себя дома. Тем не менее я постоянно предупреждаю читателей: здания старые, необходимо помнить, что в любой момент может провалиться пол или осыпаться потолок.

Если же место действительно очень опасное, я просто не пишу, где оно находится.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325