Меню

Точка опоры

ЕГЭ отменять нельзя! Надежда Доронина — о дефиците хороших учителей, советском образовании, школьных экзаменах и детях-блогерах

ЕГЭ отменять нельзя! Надежда Доронина — о дефиците хороших учителей, советском образовании, школьных экзаменах и детях-блогерах
Близится 1 сентября и мы уже по доброй традиции говорим о школе и педагогах с самым популярным в России учителем истории Надеждой Дорониной.
AD
AD
Надежда Доронина
Надежда Доронина
Надежда Николаевна Доронина смогла не просто влюбить в себя своих учеников, но и заставить полюбить историю России тысячи взрослых людей, взахлеб читающих ее посты в телеграм-канале.

Легкость повествования, необычная манера подачи информации и искренняя любовь к своему предмету. Это все она — Доронина! К сожалению, похвастаться таким успехом у школьников и их родителей могут далеко не все учителя.

— Надежда, существует мнение, что изначально в школу приходят молодые учителя, полные сил и желания просвещать. Однако вскоре преподаватели по какой-то причине меняются, становятся озлобленными, не очень любят детей… Такое действительно имеет место быть?

— Не согласна. Зло и нелюбовь к детям вылезает из человека сразу. Говорю вам как учитель, который проработал в школе 23 года. Это видно и детям, и коллегам… Это одна сторона вопроса. Другая — дети часто путают озлобленность со строгостью и требовательностью.

Учитель не обязан всем нравиться и улыбаться 24/7. У учеников часто меняется отношение к одному и тому же педагогу на протяжении всех лет обучения. Тот, кто изначально казался добреньким и дети его любили за легкие уроки и отсутствие четких требований, через время вылетает из шкалы доверия.

К 8–9 классам дети начинают ценить профессионализм и отдачу педагога. И в первых настоящих отзывах, пусть и детских, они называют любимых учителей «строгими, но справедливыми», «хорошо объясняющими». А также поясняют — «нас готовят к экзамену».

Ну, а в 10–11 классах это становится главным критерием, здесь как раз ценят умение требовать и давать знания. Чем строже и требовательнее учитель, тем выше результат у обучающихся.
Надежда Доронина с учениками
Надежда Доронина с учениками
— Как думаете, откуда взялось такое негативное поле вокруг учителей?

— Хлеба и зрелищ! Миру, планете, обществу надо крови, сплетен и большое грязи. Негативного поля нет вокруг учителей. Это стереотип, от которого пора избавляться. Непрофессионалы есть в каждой сфере: политики, врачи, военные, журналисты и еще множество специальностей.

Я наоборот бы сказала, что учителя закладывают фундамент будущего россиян своим самоотверженным трудом и достойным примером. Я это вижу по отзывам в собственном канале. Да, негативные примеры есть, но их крайне мало.

И да, я буду всегда защищать педагогов, даже если весь мир встанет против них — я встану рядом и буду отстреливаться 😂

— Множество исследований гласит, что в России существует острый дефицит учительских кадров. Хороших педагогов в самом деле не хватает?

— Просто дефицит учителей и дефицит хороших учителей — это немного разные вещи.

К сожалению, дефицит есть — не хватает педагогов по-настоящему заинтересованных в результатах своего труда, мотивированных на работу с детьми со всеми вытекающими. Это затрагивает все уровни: начальное звено, основное и общее.

Я как-то слышала мнение, что в педагогические колледжи и ВУЗы поступают те, кто никуда не поступил, или кому баллов не хватило до «приличного института». То есть люди шли в учителя лишь бы куда-нибудь поступить. Как они будут работать с детьми? Кого они научат?

Наша школа, видимо, Богом поцелована, у нас сложилась невероятная по мощности многолетняя традиция — мы мотивируем своих же учеников идти работать в школу. То есть наши выпускники идут по нашим стопам, поступают в педагогические ВУЗы и через время возвращаются в качестве окрыленных педагогов, продолжать наше дело. Это важно. В ситуации «профессионального голода» мы воспитываем своих же будущих коллег. И поверьте, это достойная смена!
Надежда Доронина с учениками
Надежда Доронина с учениками
— Сейчас многие ностальгируют по советскому образованию. Как Вы считаете, в самом ли деле оно было таким хорошим?

— Было, но… для своего времени. Сейчас другие реалии. Хватит жить прошлым! Туда нет возврата. Новое время выдвигает новые вызовы. Ведь каменный век закончился не потому что закончились камни. Если сейчас мы вернем наше образование к советским стандартам, то ничего хорошего не случится.

По советскому образованию чаще ностальгируют при упоминании ЕГЭ, требуя его отменить. Это говорят те, кто вообще оторван от системы образования и до сих пор думает, что единый экзамен какая-то бестолковая угадайка. Это давно не так.

ЕГЭ отменять нельзя. Подчеркнуть два раза. Это сегодня социальный лифт и возможность для многих семей дать своим детям достойное образование.

Сегодня конкурентоспособный выпускник — это человек с очень широким набором умений и универсальных действий. А подготовить его можно только в современной школе.

Дайте школам технику, ноутбуки, компьютеры, дайте учителям стабильный интернет и работу не в две смены и мы сделаем невозможное.

— Современные дети все меньше ценности видят в школьном образовании. У подростков есть Интернет, который знает ответы на все вопросы и дает возможность зарабатывать немалые деньги в социальных сетях. Школьники больше не хотят напрягаться и что-то учить. С этим можно как-то бороться? С этим нужно бороться?

— Важная деталь — для того, чтобы что-то заработать в интернете, нужно что-то из себя представлять. Для того, чтобы что-то из себя представлять, надо что-то знать, что-то делать уникальное, неповторимое, чего нет у других. А для этого надо учиться. Это я вам как блогер говорю!
Надежда Доронина с учениками
Надежда Доронина с учениками
Людей нельзя обмануть, аудитория быстро считывает пустышек, работающих на хайпе. И хайп временный. Люди растут, взрослеют их интересы, аудитория становится более требовательной.
Работа блогера кажется легкой только на первый взгляд, но это не так. У меня нет отпуска и выходных. Нет права бросить людей, которые со мной.

Чем раньше человек усвоит связь между личным успехом и образованием, тем лучше. Я за разное образование. Школа не все запросы может покрыть. Например, не существует урока, как стать блогером и как вести социальные сети. Да и не нужно это в свете традиционного обучения, ведь не все хотят стать блогерами. Но такие мастер-классы можно купить уже у раскрученных блогеров.

Однако человек может пройти 100500 разных курсов и все равно не стать успешным. Потому что он не интересен аудитории. Чтобы тебя хотели читать, слушать, смотреть в долгосрочной перспективе, нельзя останавливаться. Учиться, учиться и еще раз учиться!

Бороться с таким настроем современных детей можно одним хорошим способом — дать попробовать. Пусть придумают формат, название, пишут тексты, развивают речь, проверят получается ли… И поверьте, они быстро осознают, что это не просто треп на камеру.

Я за возрастные ограничения и за цензуру на некоторые темы, за регистрацию в социальных сетях по паспорту. И за введение ответственности для родителей за поведение их несовершеннолетних детей в сети. Да, я страшный человек😁

Стране не нужны просто блогеры, стране нужны учителя, инженеры, физики, врачи, юристы, технологи. Если эти люди совмещают свою основную работу и выносят ее реалии в социальные сети, показывая свой труд аудитории — это здорово! Мне, кстати, часто пишут, что насмотрелись моего канала и начитались моих постов и пошли поступать на исторический факультет и работать в школу. Что-то невероятное для меня. Высшая степень доверия. Люблю свою банду!
Надежда Доронина с дочерью
Надежда Доронина с дочерью
— Как вы относитесь к набирающему популярность дистанционному обучению? Качество полученных знаний может быть таким же как при традиционном школьном образовании? Во время пандемии у нас у всех был опыт прощупать эту сферу… Как на Ваш взгляд, опыт удался или все же провалился?

— Я за здравый смысл во всем, в том числе и в дистанционном обучении. Дистанционка для младших классов — это провал провалов. В исключительных случаях, как пандемия, конечно, это спасение для школы, хоть в какой-то форме, но образование продолжается.

Но детей расслабляет сам формат, отсутствие контроля, возможность прикрыться нестабильным интернетом или «внезапно» вышедшей из строя техникой. Как правило, у всех сразу не работает камера, ломается звук и так далее.

Ответственные дети учатся в любом формате, прошлые годы это показали. Что дистант, что нет — те, кто учился, они и учатся. А вот у остальных пустота в знаниях.

При этом дистанционка подходит для старших классов 10–11, куда дети идут осознанно и понимают, что это их выбор будущего.

Тут тоже важно понимать, что дистант хорош строго как временный формат обучения. Потому что он повышает требования к самому ученику: организовать свое время, действительно просмотреть видео, составить самостоятельно конспект. И, как показала практика, не все умеют организовать себя. Плюс без групповой коллективной работы, как в классе, страдают сами дети.

Под конец дистанционного обучения дети все чаще говорили, что хотят в школу и соскучились друг по другу и по учителям. Можете не верить, но мы реально обнимались, когда все закончилось😁
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325