1. Чему тебя сейчас учит жизнь?
Видимо, строить отношения с людьми, строить коллективы «из того, что под рукой». Раньше мне как-то удавалось избегать этого занятия. Если попадался скучный человек, или, наоборот, слишком бешеный – я просто не общался с ним, не брал его на работу. И сам легко менял места работы, менял города и страны.
Но теперь у меня трое детей и жена – все очень разные, но спокойных характеров нет, так что получается такая постоянная пороховая бочка. Вернее, сразу пять бочек, которые периодически детонируют от разных мелочей. И никого тут не уволишь.
Был такой рассказ Хулио Кортасара «Зверинец» – про дом, в котором среди людей жил тигр. И люди там периодически предупреждали друг друга – мол, сейчас тигр в гостиной, туда не ходите, а сейчас тигр в библиотеке, а сейчас на веранде... Вот я сейчас ощущаю себя таким диспетчером между тиграми.
Видимо, строить отношения с людьми, строить коллективы «из того, что под рукой». Раньше мне как-то удавалось избегать этого занятия. Если попадался скучный человек, или, наоборот, слишком бешеный – я просто не общался с ним, не брал его на работу. И сам легко менял места работы, менял города и страны.
Но теперь у меня трое детей и жена – все очень разные, но спокойных характеров нет, так что получается такая постоянная пороховая бочка. Вернее, сразу пять бочек, которые периодически детонируют от разных мелочей. И никого тут не уволишь.
Был такой рассказ Хулио Кортасара «Зверинец» – про дом, в котором среди людей жил тигр. И люди там периодически предупреждали друг друга – мол, сейчас тигр в гостиной, туда не ходите, а сейчас тигр в библиотеке, а сейчас на веранде... Вот я сейчас ощущаю себя таким диспетчером между тиграми.
2. Были ли в твоей жизни ситуации, когда решительность тебя спасла?
Это странное слово – решительность. Я вообще очень нерешительный и вечно сомневающийся человек. Много лет себя за это корил, пытался переделать, специально выполняя всякие «решительные» поступки – например, ходил по парапету моста на высоте 10-этажного дома. Сейчас понимаю, что это было очень глупо. У человека есть врождённые модели поведения, буквально разный гормональный ответ в критических ситуациях. У одного происходит выплеск адреналина, и он активно отвечает на вызов, то есть дерётся или убегает, а у другого в такой же ситуации включается гормон кортизол, и он замирает. И нет смысла бороться со своей физиологией, лучше постараться понять и использовать плюсы своей модели.
Я понимаю сейчас, что у меня лучше работает вторая модель. Это именно замирание, взвешивание множества факторов, пока не включится самый последний кусочек мозаики. Вот когда всё включилось, когда появляется такое чувство, что всё правильно – тогда нужно действовать решительно.
Три года назад нас с маленькой дочкой Евой накрыло внезапной волной, когда мы из моря выходили в Крыму. Я сразу вынырнул и встал на ноги, смотрю – её нет. И замер. Просто стоял, смотрел в пространство и слушал. Через несколько секунд краем глаза уловил, как что-то бултыхнулось. Вот тогда уже прыгнул в нужную сторону и вытащил её. А если бы в этой ситуации сразу куда-то побежал, то, возможно, побежал бы не туда – и пропустил бы этот легкий всплеск.
Это странное слово – решительность. Я вообще очень нерешительный и вечно сомневающийся человек. Много лет себя за это корил, пытался переделать, специально выполняя всякие «решительные» поступки – например, ходил по парапету моста на высоте 10-этажного дома. Сейчас понимаю, что это было очень глупо. У человека есть врождённые модели поведения, буквально разный гормональный ответ в критических ситуациях. У одного происходит выплеск адреналина, и он активно отвечает на вызов, то есть дерётся или убегает, а у другого в такой же ситуации включается гормон кортизол, и он замирает. И нет смысла бороться со своей физиологией, лучше постараться понять и использовать плюсы своей модели.
Я понимаю сейчас, что у меня лучше работает вторая модель. Это именно замирание, взвешивание множества факторов, пока не включится самый последний кусочек мозаики. Вот когда всё включилось, когда появляется такое чувство, что всё правильно – тогда нужно действовать решительно.
Три года назад нас с маленькой дочкой Евой накрыло внезапной волной, когда мы из моря выходили в Крыму. Я сразу вынырнул и встал на ноги, смотрю – её нет. И замер. Просто стоял, смотрел в пространство и слушал. Через несколько секунд краем глаза уловил, как что-то бултыхнулось. Вот тогда уже прыгнул в нужную сторону и вытащил её. А если бы в этой ситуации сразу куда-то побежал, то, возможно, побежал бы не туда – и пропустил бы этот легкий всплеск.
3. Любовь – это абстрактное понятие или на любовь можно опереться?
Конечно, это не абстрактное понятие. Любовь – это главный человеческий двигатель, основа социальной химии. Но если опираться на двигатель, можно сильно обжечь опираемую часть тела. Нужно знать, как отводить излишки энергии, особенно в молодости.
И ещё, хотя это смешно звучит, но на двигателе нужно куда-то двигаться. Нет, я не имею в виду, что должна быть прямо чёткая цель – типа там дом, дети… Но надо всегда создавать из этой энергии что-то новое и интересное, чего раньше в жизни не было. Если просто вхолостую гонять по кругу, от одной влюблённости к другой, в конце концов не будет ни топлива, ни двигателя.
Конечно, это не абстрактное понятие. Любовь – это главный человеческий двигатель, основа социальной химии. Но если опираться на двигатель, можно сильно обжечь опираемую часть тела. Нужно знать, как отводить излишки энергии, особенно в молодости.
И ещё, хотя это смешно звучит, но на двигателе нужно куда-то двигаться. Нет, я не имею в виду, что должна быть прямо чёткая цель – типа там дом, дети… Но надо всегда создавать из этой энергии что-то новое и интересное, чего раньше в жизни не было. Если просто вхолостую гонять по кругу, от одной влюблённости к другой, в конце концов не будет ни топлива, ни двигателя.
4. Самый яркий пример – чему тебя научила дружба?
Тут, наверное, не будет особо ярких примеров. Дружба для меня проявляется в том, что некоторые хорошие люди воспринимают меня как есть и даже уважают, непонятно за что, и делятся со мной своим уютом и позитивом. Друзей у меня мало, встречаюсь я с ними редко, поэтому подобные моменты на меня очень хорошо действуют, даже если там нет каких-то героических поступков в духе Ремарка. Просто заехал в гости, поболтал, подправил картинку мира – и уже хорошо.
5. Расскажи о своих привычках.
Ну, курить я давно бросил... Больше и нечего рассказать. У меня как-то маловато постоянных привычек. Даже то, что я много работаю в Интернете, нельзя назвать привычкой – в отпуске я спокойно могу провести хоть месяц без Интернета и совершенно не буду от этого страдать. Раньше много книжек читал, сейчас художественные не читаю вообще. Вместо кетчупа предпочитаю соус ткемали.
Пожалуй, можно сказать, что в последние годы появилась такая хорошая привычка, а точнее, семейная традиция – совместный спорт по выходным. Иногда и по будням удаётся, но как-то разрозненно: то работа, то учёба... Поэтому в выходные я всегда стараюсь устроить совместную вылазку с детьми. Спорт выбирается на ходу, по сезону: лыжи, коньки, велосипеды, плавание, футбол или просто большой пеший поход по какому-нибудь парку, где мы ещё не были.
Забавно, кстати, что сам раньше не любил заниматься регулярным спортом – ну, просто скучно одному куда-то бежать или ещё какие-то движения повторять механически. А с детьми это превращается в коллективный поход, во время которого можно и жизненные вопросы обсудить, и новую территорию
изучить... в общем, гораздо веселее получается.
6. Что тебя заставляет шевелиться, что тебя движет по жизни?
В основном внешние раздражители – сам я по жизни не особенно активный, могу просто лежать на берегу и наблюдать. Поэтому сначала родители заставляли шевелиться, потом женщины и друзья. Теперь дети заставляют.
Дальше не знаю, что будет. Может, придётся завести какое-нибудь активное животное. Когда у меня кот был в Питере, я однажды решил с ним погулять... ох и набегался я в тот день! Даже пришлось на дерево залезать. С тех пор никогда не гулял с котами.
Тут, наверное, не будет особо ярких примеров. Дружба для меня проявляется в том, что некоторые хорошие люди воспринимают меня как есть и даже уважают, непонятно за что, и делятся со мной своим уютом и позитивом. Друзей у меня мало, встречаюсь я с ними редко, поэтому подобные моменты на меня очень хорошо действуют, даже если там нет каких-то героических поступков в духе Ремарка. Просто заехал в гости, поболтал, подправил картинку мира – и уже хорошо.
5. Расскажи о своих привычках.
Ну, курить я давно бросил... Больше и нечего рассказать. У меня как-то маловато постоянных привычек. Даже то, что я много работаю в Интернете, нельзя назвать привычкой – в отпуске я спокойно могу провести хоть месяц без Интернета и совершенно не буду от этого страдать. Раньше много книжек читал, сейчас художественные не читаю вообще. Вместо кетчупа предпочитаю соус ткемали.
Пожалуй, можно сказать, что в последние годы появилась такая хорошая привычка, а точнее, семейная традиция – совместный спорт по выходным. Иногда и по будням удаётся, но как-то разрозненно: то работа, то учёба... Поэтому в выходные я всегда стараюсь устроить совместную вылазку с детьми. Спорт выбирается на ходу, по сезону: лыжи, коньки, велосипеды, плавание, футбол или просто большой пеший поход по какому-нибудь парку, где мы ещё не были.
Забавно, кстати, что сам раньше не любил заниматься регулярным спортом – ну, просто скучно одному куда-то бежать или ещё какие-то движения повторять механически. А с детьми это превращается в коллективный поход, во время которого можно и жизненные вопросы обсудить, и новую территорию
изучить... в общем, гораздо веселее получается.
6. Что тебя заставляет шевелиться, что тебя движет по жизни?
В основном внешние раздражители – сам я по жизни не особенно активный, могу просто лежать на берегу и наблюдать. Поэтому сначала родители заставляли шевелиться, потом женщины и друзья. Теперь дети заставляют.
Дальше не знаю, что будет. Может, придётся завести какое-нибудь активное животное. Когда у меня кот был в Питере, я однажды решил с ним погулять... ох и набегался я в тот день! Даже пришлось на дерево залезать. С тех пор никогда не гулял с котами.
7. Как правильно воспитывать детей?
Вообще у меня целая книжка про это написана – «Сядьте на пол». Так что могу просто изложить её главные идеи. Кстати, никогда этого не делал. Там довольно много разделов – и про гены, и про деньги, и про Интернет. Не так просто обобщить. Но если самое-самое, то я бы выделил три идеи.
Во-первых, воспитание детей должно развивать родителей. Это звучит парадоксально, но кто этого не осознал, у того хорошего воспитания не получится. Родители должны понимать, что дети – это очень полезная часть их жизни. Большинство проблем человека возникают из того, что его природная, естественная составляющая не хочет вписываться в те железные рамки, которые ему навязывает общество, традиция, масс-медиа. Люди мучительно изобретают себе всякие хобби и практики, чтобы замазать это противоречие. Но дети, пожалуй, лучший способ вернуться к естественным вещам, пересмотреть и пересобрать свою жизнь заново.
Кстати, у некоторых мужчин я встречал такой стереотип – мол, с детьми интересно только тогда, когда им уже лет по десять, когда уже можно с ними поговорить. По-моему, таким инфантильным мужчинам рано ещё детей заводить, им лучше завести себе Сири и с ней разговаривать. Потому что дети самые интересные – именно самые маленькие. Они как инопланетяне, с которыми чувствуешь себя полным дураком. А это очень полезное для развития чувство.
Второй важный принцип: лучшее воспитание – это общее дело. Ведь основа человеческого обучения – копирование, повторение за другим. Никакие супернавороченные игрушки или пособия не помогут вашим детям, если ваш личный пример – лежать на диване и пялиться в ноутбук. Поэтому надо искать такие общие дела, в которых вы можете обучить детей чему-то в совместной практической деятельности, с понятной общей целью и понятным удовольствием от её достижения.
К сожалению, в современном мире с этим большие проблемы. У современной семьи очень мало общих дел: родители весь день торчат на сторонней абстрактной работе, дети сидят в школе с абстрактными уроками. У школьного класса, у городского двора тоже нет общего дела. Зато дети периодически попадают в такие «общие дела», как туповатые компьютерные игры. Конечно, это тоже их чему-то учит, но польза от умения быстро давить на одну кнопку сомнительна для выживания. И бороться с такими вредными увлечениями можно только альтернативными общими делами.
Ну и третье: надо уметь отпускать детей. Сейчас «от хорошей жизни» появилось много родителей, которые слишком носятся с образованием детей, не давая им проявить самостоятельность, выявить свои способности, построить свои отношения. Мамаши, которые каждый день спрашивают в чате, что задано их семикласснику – это просто ад современных школьных чатов. Неудивительно, что дети в качестве протеста начинают жить своей подпольной жизнью, о которой родители ничего не знают. И в современном мире уйти в такие «альтернативы» даже легче, чем раньше.
Но отпускать – не значит просто забить на воспитание. Надо просто осознавать границы своего влияния. Есть вещи, которым вы можете обучить детей на личном примере; есть вещи, которым вы можете научиться вместе с детьми; но есть и такие вещи, которым ваших детей может научить только кто-то другой, или сама жизнь. И для того чтобы этот третий случай нормально работал, родителям надо сменить гиперзаботливость на гипернаблюдательность. Вы не можете остановить уже летящую ракету, но можете корректировать её траекторию. Увидеть, чем ребёнок на самом деле интересуется и ненавязчиво подтолкнуть его в нужном направлении, будь то кружок, секция, лагерь или ещё какой-то подходящий внешний коллектив. Но дальше ребёнок должен самостоятельно двигаться. Пусть лучше попробует десять разных кружков, чем будет на радость родителям ходить в одну музыкальную школу, а потом всю жизнь ненавидеть эти гаммы.
Вообще у меня целая книжка про это написана – «Сядьте на пол». Так что могу просто изложить её главные идеи. Кстати, никогда этого не делал. Там довольно много разделов – и про гены, и про деньги, и про Интернет. Не так просто обобщить. Но если самое-самое, то я бы выделил три идеи.
Во-первых, воспитание детей должно развивать родителей. Это звучит парадоксально, но кто этого не осознал, у того хорошего воспитания не получится. Родители должны понимать, что дети – это очень полезная часть их жизни. Большинство проблем человека возникают из того, что его природная, естественная составляющая не хочет вписываться в те железные рамки, которые ему навязывает общество, традиция, масс-медиа. Люди мучительно изобретают себе всякие хобби и практики, чтобы замазать это противоречие. Но дети, пожалуй, лучший способ вернуться к естественным вещам, пересмотреть и пересобрать свою жизнь заново.
Кстати, у некоторых мужчин я встречал такой стереотип – мол, с детьми интересно только тогда, когда им уже лет по десять, когда уже можно с ними поговорить. По-моему, таким инфантильным мужчинам рано ещё детей заводить, им лучше завести себе Сири и с ней разговаривать. Потому что дети самые интересные – именно самые маленькие. Они как инопланетяне, с которыми чувствуешь себя полным дураком. А это очень полезное для развития чувство.
Второй важный принцип: лучшее воспитание – это общее дело. Ведь основа человеческого обучения – копирование, повторение за другим. Никакие супернавороченные игрушки или пособия не помогут вашим детям, если ваш личный пример – лежать на диване и пялиться в ноутбук. Поэтому надо искать такие общие дела, в которых вы можете обучить детей чему-то в совместной практической деятельности, с понятной общей целью и понятным удовольствием от её достижения.
К сожалению, в современном мире с этим большие проблемы. У современной семьи очень мало общих дел: родители весь день торчат на сторонней абстрактной работе, дети сидят в школе с абстрактными уроками. У школьного класса, у городского двора тоже нет общего дела. Зато дети периодически попадают в такие «общие дела», как туповатые компьютерные игры. Конечно, это тоже их чему-то учит, но польза от умения быстро давить на одну кнопку сомнительна для выживания. И бороться с такими вредными увлечениями можно только альтернативными общими делами.
Ну и третье: надо уметь отпускать детей. Сейчас «от хорошей жизни» появилось много родителей, которые слишком носятся с образованием детей, не давая им проявить самостоятельность, выявить свои способности, построить свои отношения. Мамаши, которые каждый день спрашивают в чате, что задано их семикласснику – это просто ад современных школьных чатов. Неудивительно, что дети в качестве протеста начинают жить своей подпольной жизнью, о которой родители ничего не знают. И в современном мире уйти в такие «альтернативы» даже легче, чем раньше.
Но отпускать – не значит просто забить на воспитание. Надо просто осознавать границы своего влияния. Есть вещи, которым вы можете обучить детей на личном примере; есть вещи, которым вы можете научиться вместе с детьми; но есть и такие вещи, которым ваших детей может научить только кто-то другой, или сама жизнь. И для того чтобы этот третий случай нормально работал, родителям надо сменить гиперзаботливость на гипернаблюдательность. Вы не можете остановить уже летящую ракету, но можете корректировать её траекторию. Увидеть, чем ребёнок на самом деле интересуется и ненавязчиво подтолкнуть его в нужном направлении, будь то кружок, секция, лагерь или ещё какой-то подходящий внешний коллектив. Но дальше ребёнок должен самостоятельно двигаться. Пусть лучше попробует десять разных кружков, чем будет на радость родителям ходить в одну музыкальную школу, а потом всю жизнь ненавидеть эти гаммы.
8. Откуда взялся тезис о «титаническом труде родителя», который сейчас продвигают модные глянцевые журналы и хипстерские материнские медиа?
Не думаю, что его специально продвигают журналы. Это действительно такое состояние ума многих современных девушек. Эдакий комплекс жадного индивидуализма. Смотри: с одной стороны, они с детства окружены волнами такой свободолюбивой рекламы, которая им объясняет, что нужно побольше заниматься собою, своей карьерой, своим шопингом и фитнесом. Она ежедневно заходит в Фейсбук, в Инстраграм – и что она там видит? Бесконечную ленту чужих удовольствий и достижений. Чужих!
Это же как наркотик. Зависть и жадность растут не по дням, а по часам. Так хочется всего!
И вдруг на руках оказался ребёнок. Он тоже всего хочет, требует внимания – куда его девать? Советское государство забирало детей в ясли, детский сад, школу. Но современная хипстер-мама презирает государственные детсады и школы. Там плохо кормят и плохо воспитывают. Там тупой коллективизм. А ей подавай что-нибудь индивидуальное такое, мимимишное. И одновременно развивающее по самой лучшей методике Монтессори-Кобаяси (ни в коем случае не Иванова).
Кроме того, современная мама презирает своих советских родителей,которые тоже ничего не понимают в правильном питании и развитии. Оставлять ребёнка с бабушкой никак нельзя, она же накормит его сахаром и маргарином, а потом разрешит смотреть телевизор!
И вот тогда оказывается, что на всё это модное детское «развитие» надо кучу денег или кучу времени, если ты вся из себя такая индивидуальная. А тут ещё кредит не выплачен, и где моя карьера, и где мой шопинг с фитнесом?! В итоге и начинается истерия с вот этими титаническими лозунгами: «Я рожала, я кормила, я всё здоровье угробила!»
Ну и дальше там ещё обычно называют главного виновного: «На кого я всю молодость потратила?!» На этом месте надо успеть выбежать из дома, пока она не начала бросать в тебя цветочные горшки и модные гаджеты.
Это, конечно, карикатурный образ, не у всех молодых мам такая история. Но общая проблема в том, что многим людям, особенно эмоциональным (и мужчинам тоже), становится трудно сосредотачиваться, когда
вокруг них работают огромные машины по перехвату и отвлечению внимания. Много душевной и интеллектуальной энергии уходит на то, чтобы реагировать на пустые и бесполезные вещи – на френдленты и чаты, на рекламу и новости, на сериалы и компьютерные игры. Увы, наш мозг так устроен, что его легко зацепить даже фальшивой реальностью, состоящей из пары слов и корявой плоской картинки. Наш мозг всё равно воспринимает все эти окружающие сигналы как некий полезный опыт, который надо как-то оценить, а может быть, запомнить, а может быть, ответить... В результаты силы тратятся на мусор, потому и возникает усталость на пустом месте.
Кто хочет, чтобы такого выгорания было меньше – надо бороться с машинами по перехвату внимания. Уехать в лес, на море, посидеть там и почувствовать, какие вещи в жизни являются для вас самыми важными, приносят настоящую радость, а не просто «лайки». На самом деле у каждого человека таких вещей немного. Но они есть. Вот именно этими вещами и надо заняться. А от всего остального мусора – изолироваться.
Да-да, выключить смартфон нафиг. Хотя бы на месяц, в качестве эксперимента. Кстати, дети отлично помогают в такой борьбе с мусорными вентиляторами.
Не думаю, что его специально продвигают журналы. Это действительно такое состояние ума многих современных девушек. Эдакий комплекс жадного индивидуализма. Смотри: с одной стороны, они с детства окружены волнами такой свободолюбивой рекламы, которая им объясняет, что нужно побольше заниматься собою, своей карьерой, своим шопингом и фитнесом. Она ежедневно заходит в Фейсбук, в Инстраграм – и что она там видит? Бесконечную ленту чужих удовольствий и достижений. Чужих!
Это же как наркотик. Зависть и жадность растут не по дням, а по часам. Так хочется всего!
И вдруг на руках оказался ребёнок. Он тоже всего хочет, требует внимания – куда его девать? Советское государство забирало детей в ясли, детский сад, школу. Но современная хипстер-мама презирает государственные детсады и школы. Там плохо кормят и плохо воспитывают. Там тупой коллективизм. А ей подавай что-нибудь индивидуальное такое, мимимишное. И одновременно развивающее по самой лучшей методике Монтессори-Кобаяси (ни в коем случае не Иванова).
Кроме того, современная мама презирает своих советских родителей,которые тоже ничего не понимают в правильном питании и развитии. Оставлять ребёнка с бабушкой никак нельзя, она же накормит его сахаром и маргарином, а потом разрешит смотреть телевизор!
И вот тогда оказывается, что на всё это модное детское «развитие» надо кучу денег или кучу времени, если ты вся из себя такая индивидуальная. А тут ещё кредит не выплачен, и где моя карьера, и где мой шопинг с фитнесом?! В итоге и начинается истерия с вот этими титаническими лозунгами: «Я рожала, я кормила, я всё здоровье угробила!»
Ну и дальше там ещё обычно называют главного виновного: «На кого я всю молодость потратила?!» На этом месте надо успеть выбежать из дома, пока она не начала бросать в тебя цветочные горшки и модные гаджеты.
Это, конечно, карикатурный образ, не у всех молодых мам такая история. Но общая проблема в том, что многим людям, особенно эмоциональным (и мужчинам тоже), становится трудно сосредотачиваться, когда
вокруг них работают огромные машины по перехвату и отвлечению внимания. Много душевной и интеллектуальной энергии уходит на то, чтобы реагировать на пустые и бесполезные вещи – на френдленты и чаты, на рекламу и новости, на сериалы и компьютерные игры. Увы, наш мозг так устроен, что его легко зацепить даже фальшивой реальностью, состоящей из пары слов и корявой плоской картинки. Наш мозг всё равно воспринимает все эти окружающие сигналы как некий полезный опыт, который надо как-то оценить, а может быть, запомнить, а может быть, ответить... В результаты силы тратятся на мусор, потому и возникает усталость на пустом месте.
Кто хочет, чтобы такого выгорания было меньше – надо бороться с машинами по перехвату внимания. Уехать в лес, на море, посидеть там и почувствовать, какие вещи в жизни являются для вас самыми важными, приносят настоящую радость, а не просто «лайки». На самом деле у каждого человека таких вещей немного. Но они есть. Вот именно этими вещами и надо заняться. А от всего остального мусора – изолироваться.
Да-да, выключить смартфон нафиг. Хотя бы на месяц, в качестве эксперимента. Кстати, дети отлично помогают в такой борьбе с мусорными вентиляторами.
9. Нужно ли воспитывать близких и кто эти близкие люди?
Взрослых воспитывать очень трудно. Я в молодости пытался делать такие вещи – например, воспитывать своих родителей. Нет, это не работает. По крайней мере, теми «разговорными методами», которые принято называть воспитанием.
С другой стороны, если вспомнить, что сказано выше про общее дело, про воспитание опытом – да, такое работает не только с детьми. В общем деле все участники развиваются. Да, собственно, это и делает людей близкими. Сейчас благодаря Интернету многие люди именно таким образом становятся близкими – не с формальными родственниками, а с теми, с кем возникло интересное общее дело. Я, например, несколько лет ездил в летние семейные лагеря с одной группой родителей (лагерь Жени Кац), там многие взрослые очень подружились вокруг этой деятельности и потом уже в городе стали совместные проекты организовывать.
Взрослых воспитывать очень трудно. Я в молодости пытался делать такие вещи – например, воспитывать своих родителей. Нет, это не работает. По крайней мере, теми «разговорными методами», которые принято называть воспитанием.
С другой стороны, если вспомнить, что сказано выше про общее дело, про воспитание опытом – да, такое работает не только с детьми. В общем деле все участники развиваются. Да, собственно, это и делает людей близкими. Сейчас благодаря Интернету многие люди именно таким образом становятся близкими – не с формальными родственниками, а с теми, с кем возникло интересное общее дело. Я, например, несколько лет ездил в летние семейные лагеря с одной группой родителей (лагерь Жени Кац), там многие взрослые очень подружились вокруг этой деятельности и потом уже в городе стали совместные проекты организовывать.
10. Как правильно стареть?
На этот случай у меня есть «Пособие для стареющих».
Это шуточный сборник стереотипных форм поведения, которые я наблюдал у своих знакомых, переваливших за сороковник. То есть, если вы не попадаете в такие стереотипы – возможно, вы стареете правильно.
А вообще тут важнее, как сам человек ощущает свой возраст. Когда мне было 27, я написал роман «Паутина», в котором главному герою было около пятидесяти. Это был странный выбор героя, и, как я сейчас понимаю, в моей тогдашней жизни было нечто такое стариковское. Много умных книжек, компьютеры, да ещё депрессивный Питер вокруг со всей его старинной культурой. Сейчас всё наоборот: мне 47, но я чувствую себя на те самые 27 или даже младше. И герой моей новой книги «Верёвка» именно такого возраста.
Наверное, это влияние тех тигров и пороховых бочек, про которые в самом начале сказано и которые меня бодрят постоянно. Вот сейчас я пишу ответы на твои вопросы, сидя в кафе, а рядом старший сын делает геометрию. Я подглядываю в его тетрадку и пытаюсь вспомнить теорему Чевы. А это, между прочим, те самые нейроконтуры, которые работали у меня в мозгу в его возрасте. А с младшими я как-то проехал 20 километров на лыжах по тому самому лесу, где катался в детстве. То есть опять активировал те нейронные дорожки, которые работали давным-давно.
Если такие вещи делать достаточно часто, если само отношение к миру остаётся таким же, как в молодости – когда постоянно удивляешься, постоянно чему-то учишься – тогда и ощущение собственного возраста очень забавное получается. Не старческое совсем.
На этот случай у меня есть «Пособие для стареющих».
Это шуточный сборник стереотипных форм поведения, которые я наблюдал у своих знакомых, переваливших за сороковник. То есть, если вы не попадаете в такие стереотипы – возможно, вы стареете правильно.
А вообще тут важнее, как сам человек ощущает свой возраст. Когда мне было 27, я написал роман «Паутина», в котором главному герою было около пятидесяти. Это был странный выбор героя, и, как я сейчас понимаю, в моей тогдашней жизни было нечто такое стариковское. Много умных книжек, компьютеры, да ещё депрессивный Питер вокруг со всей его старинной культурой. Сейчас всё наоборот: мне 47, но я чувствую себя на те самые 27 или даже младше. И герой моей новой книги «Верёвка» именно такого возраста.
Наверное, это влияние тех тигров и пороховых бочек, про которые в самом начале сказано и которые меня бодрят постоянно. Вот сейчас я пишу ответы на твои вопросы, сидя в кафе, а рядом старший сын делает геометрию. Я подглядываю в его тетрадку и пытаюсь вспомнить теорему Чевы. А это, между прочим, те самые нейроконтуры, которые работали у меня в мозгу в его возрасте. А с младшими я как-то проехал 20 километров на лыжах по тому самому лесу, где катался в детстве. То есть опять активировал те нейронные дорожки, которые работали давным-давно.
Если такие вещи делать достаточно часто, если само отношение к миру остаётся таким же, как в молодости – когда постоянно удивляешься, постоянно чему-то учишься – тогда и ощущение собственного возраста очень забавное получается. Не старческое совсем.
11. Какое значение имеют для тебя предки?
Увы, интересоваться предками я стал только недавно. Увы, потому, что это важная вещь. Даже если говорить без патриотического пафоса, это просто полезно для понимания себя самого и своих детей.
К сожалению, в окружавшей нас советской и постсоветской культуре не было такого пункта, как изучение своих предков. Нас с детства заваливали кучей толстых книжек, мы должны были зубрить и сдавать на экзаменах цитаты совершенно чужих нам людей, только потому, что другая кучка чужих людей назначила этих писателей «классиками», которые якобы понимают нашу жизнь лучше всех.
Только с возрастом ты осознаёшь, что все эти достоевские – по большей части трепачи, а их «мыльные оперы» не имеют никакого отношения к твоей настоящей жизни. И что тебе гораздо больше помогли бы дневники твоего собственного деда или прабабушки. Ведь у этих людей были твои гены, и многие вещи, которые происходят с тобой, происходили и с ними.
Твой темперамент, твои привычки или странные ощущения, которым нет названия среди классических «пяти чувств», и даже количество твоих детей и разница в возрасте между ними – это всё можно найти у предков.
Вот один маленький пример. Представь, что ты вышел с ребёнком на улицу из подъезда – и ребёнок тут же начал чихать. Стандартная реакция родителей: мысли о простуде, о недостаточно тёплой одежде... Но
однажды в детстве мой отец рассказал мне, что он чихает, когда выходит на яркий свет. И тут же продемонстрировал: посмотрел на солнце сквозь ресницы – и чихнул два раза. Я сначала думал, что он просто прикалывается. Но это реальный феномен, хотя первые серьёзные исследования «чихания от света» появились лишь недавно.
Оказалось, что эта способность проявляется у 20% населения, и она передаётся по наследству. Причём наследуется даже количество чихов, которые делает человек при выходе из сумрака на свет. И когда ты такое знаешь, ты не будешь пытаться лечить и кутать ребёнка каждый раз, когда он чихнул.
Я обнаружил множество таких вещей, когда стал интересоваться жизнь своих предков. И в то же время осознал, что мог бы узнать гораздо больше, если бы заинтересовался пораньше, и если бы сами предки
лучше фиксировали свою историю в назидание потомкам. Ну, по крайней мере, мои дети очень любят слушать, как я читаю им свои старые дневники. И сами тоже дневники ведут.
Увы, интересоваться предками я стал только недавно. Увы, потому, что это важная вещь. Даже если говорить без патриотического пафоса, это просто полезно для понимания себя самого и своих детей.
К сожалению, в окружавшей нас советской и постсоветской культуре не было такого пункта, как изучение своих предков. Нас с детства заваливали кучей толстых книжек, мы должны были зубрить и сдавать на экзаменах цитаты совершенно чужих нам людей, только потому, что другая кучка чужих людей назначила этих писателей «классиками», которые якобы понимают нашу жизнь лучше всех.
Только с возрастом ты осознаёшь, что все эти достоевские – по большей части трепачи, а их «мыльные оперы» не имеют никакого отношения к твоей настоящей жизни. И что тебе гораздо больше помогли бы дневники твоего собственного деда или прабабушки. Ведь у этих людей были твои гены, и многие вещи, которые происходят с тобой, происходили и с ними.
Твой темперамент, твои привычки или странные ощущения, которым нет названия среди классических «пяти чувств», и даже количество твоих детей и разница в возрасте между ними – это всё можно найти у предков.
Вот один маленький пример. Представь, что ты вышел с ребёнком на улицу из подъезда – и ребёнок тут же начал чихать. Стандартная реакция родителей: мысли о простуде, о недостаточно тёплой одежде... Но
однажды в детстве мой отец рассказал мне, что он чихает, когда выходит на яркий свет. И тут же продемонстрировал: посмотрел на солнце сквозь ресницы – и чихнул два раза. Я сначала думал, что он просто прикалывается. Но это реальный феномен, хотя первые серьёзные исследования «чихания от света» появились лишь недавно.
Оказалось, что эта способность проявляется у 20% населения, и она передаётся по наследству. Причём наследуется даже количество чихов, которые делает человек при выходе из сумрака на свет. И когда ты такое знаешь, ты не будешь пытаться лечить и кутать ребёнка каждый раз, когда он чихнул.
Я обнаружил множество таких вещей, когда стал интересоваться жизнь своих предков. И в то же время осознал, что мог бы узнать гораздо больше, если бы заинтересовался пораньше, и если бы сами предки
лучше фиксировали свою историю в назидание потомкам. Ну, по крайней мере, мои дети очень любят слушать, как я читаю им свои старые дневники. И сами тоже дневники ведут.
12. У тебя мощное физико-математическое образование. Но ты известен как поэт, журналист, писатель-футуролог. Где же твоя физика-математика?
У меня, помимо математического образования, есть ещё вторая половина мозга. А ещё есть такой внутренний измеритель гармонии, который показывает, какой именно мозг надо использовать в определённой ситуации. Знаешь, древние айны, жившие на Сахалине, считали, что сердце внутри человека висит на струнах, отсюда и появилось выражение «струны души». И вот у меня есть такой душевный гироскоп. И этот гироскоп говорит мне, что в нашем мире уже слишком много механического, слишком много линейной логики и рациональных религий.
Религия числа голосов на выборах, религия числа съеденных калорий, религия среднего балла в школе, религия количества лайков в Интернете... И корнем всего этого превращения людей в тупые числовые машины является увлечение слишком идеальными науками вроде математики – такие науки не особо помогают понять человека, зато отлично помогают делать из людей роботов с одной половиной мозга.
И этих роботов уже многовато вокруг. Поэтому меня с годами стало больше интересовать другое – человеческое. Ну и биологическая жизнь вообще. Она интересней и разнообразней, чем может себе представить классическая математика. Хотя есть и неклассическая – фракталы Мандельброта, синергетика Пригожина, «чёрные лебеди» Талеба, квантовые нейросети Пенроуза...
Но такие учёные всегда в маргиналах, и такую математику не изучают в школе. Возможно, потому, что она слишком близка к той неидеальной, хаотичной реальности, которую многие люди просто не хотят видеть и признавать.
У меня, помимо математического образования, есть ещё вторая половина мозга. А ещё есть такой внутренний измеритель гармонии, который показывает, какой именно мозг надо использовать в определённой ситуации. Знаешь, древние айны, жившие на Сахалине, считали, что сердце внутри человека висит на струнах, отсюда и появилось выражение «струны души». И вот у меня есть такой душевный гироскоп. И этот гироскоп говорит мне, что в нашем мире уже слишком много механического, слишком много линейной логики и рациональных религий.
Религия числа голосов на выборах, религия числа съеденных калорий, религия среднего балла в школе, религия количества лайков в Интернете... И корнем всего этого превращения людей в тупые числовые машины является увлечение слишком идеальными науками вроде математики – такие науки не особо помогают понять человека, зато отлично помогают делать из людей роботов с одной половиной мозга.
И этих роботов уже многовато вокруг. Поэтому меня с годами стало больше интересовать другое – человеческое. Ну и биологическая жизнь вообще. Она интересней и разнообразней, чем может себе представить классическая математика. Хотя есть и неклассическая – фракталы Мандельброта, синергетика Пригожина, «чёрные лебеди» Талеба, квантовые нейросети Пенроуза...
Но такие учёные всегда в маргиналах, и такую математику не изучают в школе. Возможно, потому, что она слишком близка к той неидеальной, хаотичной реальности, которую многие люди просто не хотят видеть и признавать.