«Я женщина, а значит, я актриса. Во мне сто тысяч лиц и тысяча ролей».
Это стихотворение, в общем, скорее, милое, уже давно стало универсальным маркером, скажем так, некоторой недалекости. Увидев на чьей-то странице в социальной сети этот стих, мы обычно выдаем реакцию «Ой, все». Довольно забавно, что тот же самый посыл про актрису и роли, исходящий от дорогого косметического или одежного бренда, такой реакции не вызывает. А уж если ее озвучил в телевизоре какой-нибудь доморощенный гуру стиля - «Отыграйте этот наряд», «Позвольте себе побыть сегодня вамп» и прочее в таком же духе, то все становится совсем серьезно. «Я женщина, а значит, я актриса», куда деваться.
И вот это уже совсем не забавно.
Потому что женщины никакие не актрисы. Собственно говоря, даже женщины, работающие актрисами - вне своей профессии они просто люди.
У человека, который находится в полной зависимости от другого человека, просто отсутствуют другие способы достижения цели. Когда у тебя нет ни физической силы, ни финансовой независимости, ни защиты закона для открытого отстаивания собственных интересов, в ход идет старая добрая игра под названием манипуляция.
«Попомните мое слово: барышни, которые все хмурятся да задирают нос, – «Нет, не хочу!» да «Нет, не желаю!» – всегда засиживаются в старых девах, – мрачно пророчествовала Мамушка. – Молодые леди должны опускать глаза и говорить: «Конечно, сэр, да, сэр, как вы скажете, сэр!»
В этом смысле мы ничем не отличается от Скарлетт О Хары: все женщины мира получали точно такие же уроки, в разных, конечно, выражениях. Будь похитрее, он голова, а ты - шея, учат нас матери. Стань женщиной его мечты, советуют женские журналы. Притворяйся, прикидывайся, играй. От этого зависит, насколько удачно ты сможешь устроиться в жизни, которая есть театр, а люди в нем, как известно, актеры.
Ну правда, неужели вы думаете, что мужчины настолько тупы, что не заметят напускную загадочность, неуклюжую наивность или наигранную разудалость? Они все видят и все понимают, и если не говорят нам об этом, то это зачастую не от вежливости даже, а из-за того, что воспринимают наши игры как знак: играет - значит, чего-то ей надо. Значит, может у меня что-то с ней выгорит, не зря же она так старается, из кожи вон лезет.
Еще одна плохая новость: чем старше становится женщина, тем больше фальши в ее игре. Просто потому что она теряет уверенность. По большому счету каждая из нас с юности, с того самого дня, как нас зачем-то вытолкнули на эту сцену, работает в одном амплуа. Репертуар невелик и предсказуем и - раз уж мы оперируем театральной терминологией - сокращается год от года.
И новость совсем плохая. Все эти игры добром не заканчиваются. Никто не может играть вечно, и однажды тот, ради кого вы устроили этот спектакль, увидит вас настоящую и изумится: кто эта женщина, и что у меня с ней общего? Мы же любим афоризмы великих, да? Вот вам один: «Они засыпают с Джильдой, а просыпаются со мной». Это реальные и очень горькие слова Риты Хейворт, одной из самых красивых женщин XX века. Она была замужем пять раз, и ни один ее брак не продлился более пяти лет. Рита сыграла роковую красавицу Джильду в кино и до определенного момента играла ее в жизни - пока не поняла, насколько это разрушительно и опасно.
Но есть и хорошие новости.
Помните пространные мануалы, как заставить его подарить шубу, съехаться, сделать предложение, жениться? Забудьте. Они больше не пригодятся. Спокойная уверенность, ясный взгляд, готовность к компромиссам, здравый смысл - в наше время все это имеет куда большую цену, чем заученные и плохо исполненные актерские клише, скроенные, к тому же, по кривым лекалам отжившего глянца начала века.
А если все же актриса, если хотите играть - для этого много пространств, начиная спальней и заканчивая любительской сценой ближайшего Дома культуры. Занавес.