Поль Пуаре
Поль Пуаре провел первую модную цветную фотосессию, придумал принцип показов с моделями в Париже и крупнейших столицах мира. Родившийся в очень скромной семье, Пуаре стал одним из самых влиятельных французских модельеров начала 20 века. Он сотрудничал с художником Раулем Дюфи, создав тем самым крепкую связь между модой и искусством. В США Поля называли «Королем моды».
Пуаре — не просто предшественник современных кутюрье, он гений, который, подобно Пабло Пикассо и Жану Кокто, коснулся всего; забытый гений, который произвел революцию в моде своего времени и сформировал образ модельера, который мы знаем сегодня. Рассказываем про взлет и падение легендарного творца.
Пуаре — не просто предшественник современных кутюрье, он гений, который, подобно Пабло Пикассо и Жану Кокто, коснулся всего; забытый гений, который произвел революцию в моде своего времени и сформировал образ модельера, который мы знаем сегодня. Рассказываем про взлет и падение легендарного творца.
Поль Пуаре
Поль Пуаре родился 10 апреля 1879 года во Франции, в буржуазной парижской семье Огюста Пуаре, торговца тканями. Молодой Поль получил образование в римско-католической школе, и когда пришло время отец отдал его в ученики к изготовителю зонтов. Однако Поль нашел эту работу неудовлетворительной. В свободное время он трудился над дизайном одежды и любил шить кукольные наряды из обрезков ткани для зонтов.
Путь Пуаре к становлению кутюрье начался с общепринятой в те годы практики — покупки его рисунков с оригинальными моделями одежды. Его усилия были вознаграждены в 1898 году, когда знаменитая швея Мадлен Шерюи купила двенадцать его моделей.
В том же году модельер Жак Дусе, один из самых выдающихся кутюрье в Париже, нанял Поля для работы на него. Первой вещью, которую Пуаре разработал для Дусе, была простая красная накидка с серой подкладкой и отворотами. Но даже такой лаконичный плащ был продан тиражом более 400 экземпляров. Через 4 года, в возрасте 23 лет, Пуаре возглавил швейный отдел Дусе.
В то время в Париже верным способом сделать свои модные проекты заметными был театр, и прорывом Пуаре стала мантия из черного тюля на черной тафте, расписанной крупными ирисами, которую он создал для актрисы Режан в пьесе под названием «Заза». Так, Пуаре обнаружил, что его модели очень хорошо подходят для театра и он продолжал разрабатывать театральные костюмы на протяжении всей своей карьеры.
Путь Пуаре к становлению кутюрье начался с общепринятой в те годы практики — покупки его рисунков с оригинальными моделями одежды. Его усилия были вознаграждены в 1898 году, когда знаменитая швея Мадлен Шерюи купила двенадцать его моделей.
В том же году модельер Жак Дусе, один из самых выдающихся кутюрье в Париже, нанял Поля для работы на него. Первой вещью, которую Пуаре разработал для Дусе, была простая красная накидка с серой подкладкой и отворотами. Но даже такой лаконичный плащ был продан тиражом более 400 экземпляров. Через 4 года, в возрасте 23 лет, Пуаре возглавил швейный отдел Дусе.
В то время в Париже верным способом сделать свои модные проекты заметными был театр, и прорывом Пуаре стала мантия из черного тюля на черной тафте, расписанной крупными ирисами, которую он создал для актрисы Режан в пьесе под названием «Заза». Так, Пуаре обнаружил, что его модели очень хорошо подходят для театра и он продолжал разрабатывать театральные костюмы на протяжении всей своей карьеры.
Модели Поля Пуаре
После окончания военной службы Пуаре вернулся в Париж и стал помощником дизайнера в Worth — главном доме моды Парижа (если не всего мира). Там Пуаре было поручено разрабатывать простую, практичную одежду — то, что Жан Ворт (внук основателя) называл «жареной картошкой», имея в виду гарнир к основному блюду Ворта — роскошным вечерним платьям.
Из-за этого талантливый Поль чувствовал, что его коллеги-дизайнеры смотрят на него свысока, хотя его модели и имели коммерческий успех. Вдобавок к разочарованию Пуаре консервативные клиенты Ворта считали его элегантные модели слишком современными, поэтому в 1903 году Пуаре ушел из Worth и основал свой собственный Дом моды.
Невероятный успех обрушился на дизайнера примерно в 1905 году, когда Поль женился на Дениз Буле, дочери текстильного фабриканта. Ее хрупкая фигура и привлекательная внешность навсегда изменили его стиль дизайна. Буле стала для Пуаре и женой, и моделью, и музой. У пары родилось пятеро детей.
Из-за этого талантливый Поль чувствовал, что его коллеги-дизайнеры смотрят на него свысока, хотя его модели и имели коммерческий успех. Вдобавок к разочарованию Пуаре консервативные клиенты Ворта считали его элегантные модели слишком современными, поэтому в 1903 году Пуаре ушел из Worth и основал свой собственный Дом моды.
Невероятный успех обрушился на дизайнера примерно в 1905 году, когда Поль женился на Дениз Буле, дочери текстильного фабриканта. Ее хрупкая фигура и привлекательная внешность навсегда изменили его стиль дизайна. Буле стала для Пуаре и женой, и моделью, и музой. У пары родилось пятеро детей.
Рисунки Поля Ириба для альбома Пуаре
В 1908 году ограниченным тиражом Пуаре опубликовал роскошный альбом с дизайнами, иллюстрированными художником Полем Ирибом. Большинство модных иллюстраций того времени показывали моделей в традиционных позах на приглушенном фоне, смутно напоминающем пейзаж или интерьер.
Но Ириб показал моделей в ярких нарядах Пуаре на фоне черно-белых линий — техника, которая заставила моду выделяться на страницах. К слову, работы Ириба влияли на модную иллюстрацию и фотографию на протяжении десятилетий и помогли сделать дизайны Пуаре сенсационными.
Но Ириб показал моделей в ярких нарядах Пуаре на фоне черно-белых линий — техника, которая заставила моду выделяться на страницах. К слову, работы Ириба влияли на модную иллюстрацию и фотографию на протяжении десятилетий и помогли сделать дизайны Пуаре сенсационными.
Модели Поля Пуаре
Пуаре черпал вдохновение в прошлом, особенно в греческом хитоне, японском кимоно, северо-африканском и ближневосточном кафтане. Поль выступал за моду, скроенную по прямым линиям и сконструированную из прямоугольников. Его модели начали освобождать женщин от нижних юбок, а позднее и от корсетов.
В 1910 году, когда в Париже была представлена постановка «Шехерезады» труппы Русские сезоны Сергея Дягилева, костюмы и декорации Леона Бакста потрясли мир дизайна. Независимо от того, были ли они приукрашены Бакстом, некоторые ближневосточные акценты: мягко раздутые шаровары, тюрбаны, вырез стихаря и эффект туники стали фирменными знаками Пуаре.
Модели французского дизайнера сместили акцент с портновских навыков на те, которые основаны на навыках драпировки. Это был радикальный отход от традиций моды девятнадцатого века, в которых больше всего полагались на точность изготовления выкроек.
В 1910 году, когда в Париже была представлена постановка «Шехерезады» труппы Русские сезоны Сергея Дягилева, костюмы и декорации Леона Бакста потрясли мир дизайна. Независимо от того, были ли они приукрашены Бакстом, некоторые ближневосточные акценты: мягко раздутые шаровары, тюрбаны, вырез стихаря и эффект туники стали фирменными знаками Пуаре.
Модели французского дизайнера сместили акцент с портновских навыков на те, которые основаны на навыках драпировки. Это был радикальный отход от традиций моды девятнадцатого века, в которых больше всего полагались на точность изготовления выкроек.
Модели Поля Пуаре
В 1911 году Поль попросил художника Жоржа Лепапа, который незадолго до этого работал над вторым альбомом моделей Пуаре, разработать идею для нового дизайна. Лепап и его жена создали эскиз, который вдохновил кутюрье на один из самых радикальных дизайнов — юбку-кюлот.
Этот предмет одежды состоял из длинной туники, надетой поверх брюк, собранных на манжетах. Хотя дизайн был революционным, на самом деле он был дико несовременным и требовал помощи горничной, чтобы надеть и снять. А также был совершенно непрактичным для чего-либо, кроме как выглядеть au courant.
Однако упрямый Пуаре продолжил работать над версиями юбки-кюлот. Некоторые из этих дизайнов в конечном итоге вдохновили творцов на современный женский брючный костюм.
Этот предмет одежды состоял из длинной туники, надетой поверх брюк, собранных на манжетах. Хотя дизайн был революционным, на самом деле он был дико несовременным и требовал помощи горничной, чтобы надеть и снять. А также был совершенно непрактичным для чего-либо, кроме как выглядеть au courant.
Однако упрямый Пуаре продолжил работать над версиями юбки-кюлот. Некоторые из этих дизайнов в конечном итоге вдохновили творцов на современный женский брючный костюм.
Поль Пуаре с женой
Гениальность Пуаре как дизайнера почти соответствовала его таланту в маркетинге. В его время не было показов мод, поэтому Пуаре гастролировал по Европе, демонстрируя свои работы. Он также любил устраивать вечеринки, на которых гости носили его творения.
В июне 1911 года в саду на авеню д'Антен состоялся знаменитый бал на 1002 ночи с участием Поля Пуаре в роли султана, дарившего каждому гостю флакон новых духов Nuit Persane (Персидская ночь), и Дениз Пуаре в роли фаворитки султана. Сады были украшены фонарями, палатками и живыми тропическими птицами. Мадам Пуаре была одета в наряд из свежей коллекции своего мужа — юбку-кюлот.
Ну, а гости получили приглашения, в которых им предписывалось одеться в персидский костюм. Тем, кто был одет не в стиле праздника, предлагалось выбрать что-нибудь из нарядов Пуаре, либо покинуть мероприятие. Маркетинговая стратегия Пуаре оправдала себя, поскольку событие стало настоящей сенсацией и еще долго обсуждалось в Париже.
В июне 1911 года в саду на авеню д'Антен состоялся знаменитый бал на 1002 ночи с участием Поля Пуаре в роли султана, дарившего каждому гостю флакон новых духов Nuit Persane (Персидская ночь), и Дениз Пуаре в роли фаворитки султана. Сады были украшены фонарями, палатками и живыми тропическими птицами. Мадам Пуаре была одета в наряд из свежей коллекции своего мужа — юбку-кюлот.
Ну, а гости получили приглашения, в которых им предписывалось одеться в персидский костюм. Тем, кто был одет не в стиле праздника, предлагалось выбрать что-нибудь из нарядов Пуаре, либо покинуть мероприятие. Маркетинговая стратегия Пуаре оправдала себя, поскольку событие стало настоящей сенсацией и еще долго обсуждалось в Париже.
Рисунки Жоржа Лепапа для альбома Пуаре
Тогда же издатель Люсьен Фогель предложил фотографу Эдварду Стейхену попробовать продвигать моду как изобразительное искусство с помощью фотографии. Рискованное решение, но оно себя оправдало! Стейхен сделал несколько снимков платьев Пуаре, а затем эти фотографии были опубликованы в апрельском номере журнала Art et Décoration. Сегодня это считается первой в истории фотосессией в сфере моды. Вот так-то.
А еще Пуаре был одним из первых дизайнеров, который поднял вопрос лицензирования. Его модели одежды часто копировали и он неустанно боролся с этим в суде. Позже Поль стал главой организации по защите прав дизайнеров.
Чтобы сделать женщин ближе к моде Пуаре основал школу, которая предоставляла молодым парижским женщинам из рабочего класса обучение дизайну и впоследствии работу. Благодаря такой подготовке талантливых кадров Пуаре вскоре создал свою линию домашнего декора. Поль сильно опередил свое время, словно предвидя появление вселенной бренда, в которой мебель и ткани были его неотъемлемой частью.
А еще Пуаре был одним из первых дизайнеров, который поднял вопрос лицензирования. Его модели одежды часто копировали и он неустанно боролся с этим в суде. Позже Поль стал главой организации по защите прав дизайнеров.
Чтобы сделать женщин ближе к моде Пуаре основал школу, которая предоставляла молодым парижским женщинам из рабочего класса обучение дизайну и впоследствии работу. Благодаря такой подготовке талантливых кадров Пуаре вскоре создал свою линию домашнего декора. Поль сильно опередил свое время, словно предвидя появление вселенной бренда, в которой мебель и ткани были его неотъемлемой частью.
Поль Пуаре
Во время Первой мировой войны Пуаре был военным портным. Лишь после ее окончания он возобновил свой бизнес, и его коллекция 1919 года была очень хорошо принята. В то время работа Поля идеально соответствовала первой половине 1920-х годов. Доминирующий силуэт был трубчатым и довольно длинным. Большинство моделей пальто были скроены по широкой стороне с рукавами кимоно или летучая мышь.
Но по мере того, как десятилетие продолжалось, Пуаре, чья работа была фундаментальной для возникновения и развития модернизма, стал одним из его самых резких критиков. Ориентализм Пуаре расходился с модернизмом, как идеологически, так и эстетически. Он нападал на работу Коко Шанель, называя на ее моделей, носящих маленькие черные платья, не иначе как «телеграфными столбами».
В 1922 году Поль отправился в Нью-Йорк, чтобы разрабатывать костюмы и платья, оставив своего главного дизайнера управлять бизнесом в Париже. Однако Пуаре не чувствовал себя комфортно в США и вскоре вернулся во Францию.
Но по мере того, как десятилетие продолжалось, Пуаре, чья работа была фундаментальной для возникновения и развития модернизма, стал одним из его самых резких критиков. Ориентализм Пуаре расходился с модернизмом, как идеологически, так и эстетически. Он нападал на работу Коко Шанель, называя на ее моделей, носящих маленькие черные платья, не иначе как «телеграфными столбами».
В 1922 году Поль отправился в Нью-Йорк, чтобы разрабатывать костюмы и платья, оставив своего главного дизайнера управлять бизнесом в Париже. Однако Пуаре не чувствовал себя комфортно в США и вскоре вернулся во Францию.
Поль Пуаре
Поскольку модели Пуаре становились все менее популярными, финансовые покровители дизайнера (спонсоры) покинули его. Поль даже потерял поддержку своей жены Дениз, которая развелась с ним в 1928 году после двадцати трех лет брака.
Дом моды гениального Пуаре рушился и в 1931 году кутюрье предпринял последнюю попытку восстановить линию одежды, но предприятие с треском провалилось. Пуаре закрыл бизнес. Остатки его одежды килограммами продавались словно обычное тряпье. После разработки некоторых моделей для универмагов, Поль обратил свое внимание на ряд начинаний, включая писательство и живопись. Умер Пуаре в 1944 году, без гроша в кармане и почти забытый.
Сегодня работы Пуаре можно увидеть в крупнейших музеях мира. В 2005 году аукцион предметов гардероба Дениз Пуаре побил рекорд продаж для мира моды, и несколько предметов с этого аукциона даже были куплены для Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Дом моды гениального Пуаре рушился и в 1931 году кутюрье предпринял последнюю попытку восстановить линию одежды, но предприятие с треском провалилось. Пуаре закрыл бизнес. Остатки его одежды килограммами продавались словно обычное тряпье. После разработки некоторых моделей для универмагов, Поль обратил свое внимание на ряд начинаний, включая писательство и живопись. Умер Пуаре в 1944 году, без гроша в кармане и почти забытый.
Сегодня работы Пуаре можно увидеть в крупнейших музеях мира. В 2005 году аукцион предметов гардероба Дениз Пуаре побил рекорд продаж для мира моды, и несколько предметов с этого аукциона даже были куплены для Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Поль Пуаре
Величайшим вкладом Пуаре в моду была его техника создания одежды путем драпировки тканей в противовес более популярному крою и использованию выкроек. Эта техника будет эффективно использоваться позже Эльзой Скиапарелли и снова станет популярной в 1970-х годах благодаря таким дизайнерам, как Холстон.
Пуаре был первым, кто попал на первые полосы новостей о моде; сотрудничал с прекрасными художниками; разрабатывал линии ароматов; расширил сферу деятельности в сфере оформления интерьеров. Он избавил женщин от корсета и сделал создание одежды настоящим искусством. Его имя было почти забыто, но его вклад в развитие моды невозможно отрицать.
«Я художник, а не портниха», — часто говорил Поль Пуаре. И разве можно с этим поспорить?
Ранее мы писали про смокинг Ив Сен-Лорана и его революцию в мире моды.
Фото: свободные интернет-источники
Пуаре был первым, кто попал на первые полосы новостей о моде; сотрудничал с прекрасными художниками; разрабатывал линии ароматов; расширил сферу деятельности в сфере оформления интерьеров. Он избавил женщин от корсета и сделал создание одежды настоящим искусством. Его имя было почти забыто, но его вклад в развитие моды невозможно отрицать.
«Я художник, а не портниха», — часто говорил Поль Пуаре. И разве можно с этим поспорить?
Ранее мы писали про смокинг Ив Сен-Лорана и его революцию в мире моды.
Фото: свободные интернет-источники