Меню

Здоровье

Детская травля: что такое буллинг, как он возникает и почему его надо лечить, как тяжелую болезнь

Детская травля: что такое буллинг, как он возникает и почему его надо лечить, как тяжелую болезнь
«Просто не обращай на них внимания, сами отстанут», – среднестатический родитель говорит это своему среднестатическому ребенку не раз, когда тот приходит с жалобами на насмешки одноклассников. И правда: ссоры среди одноклассников – обычное дело. Главное – не пропустить тот момент, когда ссоры перерастают в травлю. Разбираем главные маркеры буллинга и рассказываем, как действовать в этом случае родителям и педагогам.
AD
AD
К травле в детском коллективе исторически принято относится как к чему-то само собой разумеющемуся. «Дети есть дети», «и меня в свое время задирали», «пускай учится постоять за себя» – самое безобидное, что можно услышать от взрослых. Однако эксперты считают, что травля (или буллинг, от англ. Bully – задира, забияка) может негативно сказаться на всей жизни человека.

Известный психолог и публицист Людмила Петрановская в брошюре фонда «Травли.нет», посвященной детскому буллингу, среди последствий травли называет трудности в учебе, устойчиво сниженную самооценку, тревожные и депрессивные расстройства (в том числе тяжелые формы), длительные психосоматические заболевания, социальные неврозы и попытки суицида.
Как показывает печальная статистика, большая часть проявлений подростковой агрессии – в том числе, применение оружия в школе – тоже последствия травли. Сейчас с повсеместным распространением гаджетов преследование жертвы продолжается и вне школьных стен – спасибо соцсетям.
фотобанк
фотобанк
Кто может стать объектом травли?

Ответ: каждый. Причиной травли может стать все, что угодно: от цвета кожи до слишком дешевой (или дорогой) одежды, от социального положения – до выдуманных историй (домыслов).

Кто травит?
Чаще всего или признанные лидеры мнений, или, наоборот, те, кто стремится завоевать популярность класса.

Почему травят?
Причина не в плохих и хороших детях, а в потребности коллектива объединиться. Школьные классы формируют случайным образом, и никаких общих объединяющих целей у детей нет. Поэтому самый простой способ сплотиться – дружить против кого-то.
Еще один вредный стереотип: в ситуации травли страдает только жертва. Конечно, жертве приходится сложнее всего. Но буллинг отрицательно сказывается и на преследователях, и на свидетелях.
Первые усваивают нездоровый опыт манипуляций людьми, жестокости, и их шансы во взрослой жизни завести друзей или построить гармоничные отношения резко уменьшаются. Свидетели тоже испытывают целую гамму отрицательных чувств: это и страх оказаться в роли жертвы, и стыд, унижение от того, что они вынуждены наблюдать за травлей, не вмешиваясь. Травля создает нездоровую, стрессовую атмосферу в детском коллективе, искажая взгляды детей на мир.
фотобанк
фотобанк
Эксперты выделяют три главных маркера травли:

Насилие

Помним, что насилие бывает не только физическим, но и психологическим. Если портфель ребенка перетряхнули, тетради изрисовали, а из учебника вырвали страницы – это насилие. Если придираются к жестам и манере говорить, издеваются над внешностью, придумывают обидные прозвища – это насилие. Намеренно игнорируют, не разговаривают всем классом, показательно сторонятся ребенка – это насилие. Ребенок ощущает страх, не чувствует себя в безопасности. При этом если ребенок в коллективе не популярен, не может найти друзей, выстроить отношения с другими детьми – это не травля, а непопулярность. Ребенку в этой ситуации может быть грустно, одиноко, но не страшно.

Систематичность и направленность

Разовые конфликты полезны для развития ребенка: они учат выстраивать границы, общаться и договариваться. Если сегодня Петя подрался с Васей, завтра – с Вовой, а с Васей они уже лучшие друзья – это не травля: по сути, все участники ссоры равны. Но если Петя сегодня, завтра и неделю спустя обижает только Васю, а потом к нему присоединяется Вова – это буллинг. Буллинг тормозит развитие обеих сторон.

Групповое действие

При буллинге к зачинщику всегда присоединяются другие или негласно поддерживают его. Если один ребенок ведет себя по отношению к другому агрессивно, но при этом остальные встают на защиту жертвы – это не травля. Если зачинщик получает одобрение остальной группы – травля.

Важно помнить, что сами дети не смогут выйти из ситуации травли, если нет руководящего взрослого (вспомним книгу У. Голдинга «Повелитель мух»).
AD
AD
Проблему буллинга в коллективе должен решать специалист: в школе это классный руководитель, который при необходимости подключает психолога.
фотобанк
фотобанк
Что может сделать родитель?

Осознайте проблему и возьмите на себя ответственность за ее решение.

Наверное, этот первый шаг самый сложный. Сложно назвать травлю травлей, а не говорить, что у ребенка конфликты с другими детьми. Часто дети на обвинения в травле говорят: «Мы просто играем, шутим». Но и детям, и особенно родителям важно помнить: игра, шутка – это когда весело всем участникам.

Не игнорируйте тревожные звоночки. Прислушивайтесь к своему ребенку, спрашивайте о жизни класса, наблюдайте, с каким настроением он уходит в школу и приходит оттуда.
Когда родитель осознает, что в коллективе происходит травля, не стоит надеяться, что все само пройдет. Даже если травят не вашего ребенка, нужно поднимать тревогу: травля отравляет жизнь всему классу. Вы должны назвать вещи своими именами и начать действовать.

Не пытайтесь самостоятельно поговорить с ребятами – обращайтесь к учителю.

Как правило, ситуацию травли не решить одной проникновенной беседой с классом, наоборот, можно сделать только хуже. Если родитель пытается угрожать зачинщикам, он оказывается с ними на одном уровне, доказывая, что в этом мире сильный всегда прав. Если пытается давить на жалость, жертве будет невыносимо это слышать, а обидчика только укрепит в мысли, что жертва слабая и беспомощная.

Помните, что школа обязана обеспечивать безопасность нахождения ребенка в школе, а буллинг ставит ее под сомнение. Учитель должен решить проблему буллинга – это его обязанность как педагога.

Проследите, что проблема решена

Травля похожа на болезнь, которая поражает весь организм – класс. Ее лечение бывает долгим и трудным, а болезнь может вернуться. Важно, чтобы антибуллинговая терапия не ограничилась одним показательным наказанием зачинщика: в травлю, как правило, вовлечено большинство, и работать необходимо со всем коллективом. Если вы инициировали этот процесс, проследите, что дело доведено до конца.
Что может сделать педагог?

Методик по работе с проблемами буллинга много. Вот какие шаги советует предпринять психолог Людмила Петрановская:

Дать однозначную оценку травле

Двух мнений тут быть не может: травля – это всегда плохо. Нужно ясно дать понять, что мириться с травлей в своем классе вы не будете.

Обсуждать травлю как проблему группы

Не стоит вдаваться в разбор конкретных случаев. Нужно переключить фокус внимания с личности жертвы и обидчиков на весь коллектив. Здесь хорошо подойдет метафора с болезнью: «Ребята, наш класс заболел, давайте вместе лечиться, чтобы у нас снова был здоровый дружный класс». Это даст возможность лидерам примерить другую роль – не угнетателя, а защитника.

Активизировать моральные чувства и сформулировать выбор

Недостаточно, если ребята будут действовать по указке учителя – тогда травля может повториться в других условиях. Нужно, чтобы дети сами дали оценку своим действиям. Петрановская советует вспомнить сказку «Гадкий утенок». Обычно принято сопереживать несчастному утенку. Но стоит задуматься вот над чем: утенок в конце концов стал лебедем. А вот травившие его куры и утки так и остались глупыми, злыми птицами, не способными к сочувствию. Неужели ваш выбор – играть такую же роль?

Зафиксировать новые правила жизни класса

Делать это нужно уже тогда, когда ошибки осознаны, чтобы запустить новую динамику отношений. Можно составить письменный свод законов класса, проголосовать на него и повесить на видное место.

Поддерживать позитивные изменения

Важно, чтобы класс понимал: взрослый с искренним вниманием следит за выздоровлением. Есть разные способы: рисовать комиксы о хронике выздоровления, делать график температуры коллектива, соорудить счетчик травли – копилку, куда каждый, кто отметил что-то, похожее на буллинг, будет кидать камешек.

Гармонизировать иерархию

Идеально, если в классе нет жесткой модели лидеров и аутсайдеров, а есть мягкое перетекание ролей: Ваня хорош в математике, Настя – звезда школьных постановок, а Дима придумывает лучшие шутки. Для этого каждый должен иметь возможность проявить себя в разных видах деятельности – и это не только школьные праздники, но и неформальные вечеринки или, например, совместные экспедиции.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325