От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей

Корчак, Спок, Ньюфелд и еще с десяток фамилий у всех на слуху: теории этих гуру педагогики оказали заметное влияние на воспитание детей по всему миру. Правда, зачастую эти теории противоречат друг другу. Мы вспомнили самые яркие имена и составили краткий гид по знаменитым педагогическим подходам современности, а вам решать, что взять на вооружение.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Доктор Бенджамин Спок (1903 – 1998)

Главная книга: «Ваш ребенок и уход за ним»


Еще пару-тройку десятков лет назад книги доктора Спока были обязательны к прочтению для всех молодых родителей, а его рекомендации воспринимались как аксиомы. Затем современная медицина признала некоторые советы доктора ошибочными, и теория Спока подверглась остракизму. Его обвиняли в жестоком обращении к детям, а книги называли не просто устаревшими, а опасными.

Действительно, несколько рекомендаций Спока повторять не стоит. Например, доктор считал, что лучшее положение для засыпания младенца – лежа на животе. Современные педиатры говорят, что это увеличивает риск внезапной младенческой смерти. Также Спок советовал начинать прикорм с апельсинового сока – но это вредно для пищеварения. Один из советов Спока– не сразу бросаться к плачущему младенцу и стараться не очень часто брать его на руки, чтобы не разбаловать - так называемое "дать проораться". Сейчас доказано, что ребенку с рождения необходим тактильный контакт.

Но так ли уж справедлива яростная критика, обрушившаяся на Бенджамина Спока? Перенесемся в далекий 1946 год – именно тогда вышла первая книга Спока «Уход за младенцами и малышами». Послевоенная Америка, в обществе популярен «медицинский» подход к ребенку: главное, что требуется младенцу – вовремя кормить и содержать в чистоте, ну а малышу необходимо как можно раньше усвоить определенные обществом правила поведения и вести себя послушно. Спок же признавал за детьми право быть детьми: развиваться в своем ритме, играть в шумные игры, капризничать, делать предпочтения в еде и многое другое. Доктор в своих книгах рассказывал, как успокоить плачущего малыша (а не наказать его), советовал не слишком беспокоиться, если ребенок не пошел или не заговорил вовремя, давал азы закаливания.

Но, пожалуй, главное, что остается неизменно актуальным и сейчас: Спок не уставал повторять, что каждый малыш – индивидуален, и основная задача мамы – прислушиваться к нему, даже если это идет в разрез с советами самого Спока. «В конце концов, своего ребёнка вы знаете лучше любого другого человека на свете, доверьтесь себе», - писал Спок.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Януш Корчак (1878 – 1942)

Главная книга: «Как любить ребенка»


Выдающийся польский педагог, основавший знаменитый Дом Сирот в оккупированной фашистскими войсками Варшаве и последовавший за своими воспитанниками в газовую камеру Треблинки.

Корчак придерживался гуманистической теории в педагогике, провозглашал абсолютную ценность детства и писал: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь».

Он был убежден: «детей нет – есть люди», и предлагал относиться к личности каждого ребенка уважительно и бережно, всесторонне изучая ребенка и вникая в его проблемы и интересы. Корчак учил, что цель воспитания – полное и гармоничное раскрытие способностей детей, призывал прививать ребенку «уважение к добру, красоте, свободе» и чувство собственного достоинства. Большое значение педагог придавал самовоспитанию: в Доме сирот действовала система детского самоуправления, включающая даже товарищеский суд, а воспитателям отводилась роль помощника. Незаменимым инструментом воспитания Корчак считал труд (при этом подчеркивал одинаковую полезность физического и интеллектуального труда), поэтому каждый из его воспитанников обязательно выбирал для себя занятие по вкусу.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Александр Нилл (1883 – 1973)

Главная книга – «Саммерхилл – воспитание свободой»


Британский педагог и писатель, основатель школы «Саммерхилл», Нилл развивал концепцию «воспитания свободой», предложенную еще Жан-Жаком Руссо.

Он считал, что главная цель воспитания – это счастье ребенка, и верил, что без личной свободы счастья быть не может.

Нилл призывал развивать в детях критическое мышление и отстаивал право ребенка на самоопределение, противопоставляя ему слепое повиновение. Главный принцип созданной им школы – школа подстраивается под ребенка, а не наоборот. В «Саммерхилле» считается, что игра важнее уроков, поэтому уроки не обязательны к посещению, а оценок нет. Педагоги верят, что дети любознательны от природы, а жесткая дисциплина сводит на нет эту любознательность. В школе – самоуправление, ведь, по мнению Нилла, это ключ к успешной жизни. При этом один из принципов «Саммерхилла» – свобода вместо вседозволенности. Удивительно, но при таких демократичных правилах выпускники школы показывают высокий уровень знаний и поступают в престижные вузы.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Уильям Сирс (родился в 1939)

Главная книга: «Ваш малыш от рождения до трех лет»
.

Американский педиатр и идеолог теории «естественного родительства», отец восьмерых детей. Совместно со своей женой Мартой написал больше 30 книг, посвященных уходу и воспитанию детей.

Сирсы считают, что младенец с самого рождения должен все время находиться рядом с матерью: для этого они предлагают как можно больше носить ребенка на руках или в слинге, практиковать совместный сон и кормление грудью по требованию, не игнорировать плач ребенка.

Также Сирс напоминает, что капризы – это не способ «достать» родителей, а необходимая ступень в развитии малыша. Еще он советует родителям отказаться от слова «нет» по отношению к ребенку, вместо этого всегда предлагая замену: «нельзя брать нож, но можно взять мяч». При этом педиатр говорит и о необходимости установления границ и родительского контроля, наставлений со стороны взрослых, а также о важности родительского примера.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Гордон Ньюфелд (родился в 1946 году)

Главная книга: «Не упускайте своих детей»


Канадский психолог, доработавший и популяризировавший теорию привязанности. Ньюфелд считает, что для успешного развития и правильного эмоционального созревания ребенка он должен с младенчества иметь как минимум одного «значимого взрослого», то есть человека, с которым у малыша установлен тесный эмоциональный контакт. Ньюфелд выделил шесть ступеней привязанности:

1. Ощущения (тактильный контакт у новорожденных).

2. Похожесть (годовалый ребенок старается походить на родителей).

3. Принадлежность (трехлетний любит «принадлежать» родителям, говоря: «моя мама», «мой папа»).

4. Стремление к значимости (в четыре ребенку важно чувствовать себя нужным родителям).

5. Эмоциональная близость (в пять у ребенка просыпается искренняя, глубокая любовь к родителям).

6. Желание быть познанным (шестилетний стремится рассказать близким о своих мыслях и чувствах, о самом сокровенном). Ньюфелд называет это вершиной психологической близости.

По Ньюфелду, ребенок с правильно сформированной привязанностью с готовностью слушается своих родителей и выполняет их просьбы, доверяет им и уважает их. Только из такого ребенка может вырасти счастливый и уверенный в себе взрослый.

От Спока до Гиппенрейтер: 6 великих трудов по воспитанию детей Юлия Гиппенрейтер (родилась в 1930 году)

Главная книга: «Общаться с ребенком. Как?»


Российский педагог и психолог написала свою главную книгу больше двадцати лет назад, но она и поныне остается бестселлером.

Юлия Гиппенрейтер напоминает, что дети имеют право на чувства и их выражение, а задача родителей – принимать своего ребенка любым и уважать его позицию.

Также Гиппенрейтер популяризировала методику «активного слушания», придуманную психотерапевтом Карлом Роджерсом: родителю предлагается проговаривать чувства ребенка, чтобы помочь ему в них разобраться. Юлия Борисовна поддерживает идеи Александра Нилла, утверждая, что ребенку необходимо давать свободу в выборе занятий, подчеркивая важность игры в развитии любознательности. Кроме того, Гиппенрейтер не раз высказывалась против физических наказаний детей: «Нет таких ситуаций, когда ребенка можно ударить».

Читайте нас в Facebook

Рассказать друзьям

rambler