Модельер Вячеслав Зайцев со своими моделями одежды. Фотография. 1960-е гг. Частное собрание
Проект под кураторством искусствоведа Ксении Гусевой основан на уникальном обширном исследовании и продолжает серию выставок музея, посвященных художественным экспериментам XX века — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» и «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».
Полоса первого выпуска журнала «Дом моделей» М. Изд. дома моделей, 1936 г.
Экспозиция «Дома моделей» расскажет, как в прошлом столетии развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства. В фокусе внимания три ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1938) и Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту (1944–2003). Каждый из них сыграл важную роль в становлении системы домов моделей одежды.
Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. Фотография. 1970-е гг. Частное собрание
За первые два десятилетия после Октябрьской революции Москва превратилась в столицу моды. Здесь открылось множество ведомств, главной задачей которых было массовое «переодевание» нового общества. Одно из нововведений — художественно-теоретические лаборатории при швейных предприятиях, которые задавали вектор развития моды и разрабатывали новые формы одежды для производства. Первой такой площадкой стало Ателье мод при тресте «Москвошвей», опыт которого впоследствии применяли при создании домов моделей. Во главе этих учреждений сначала был Московский, а впоследствии Общесоюзный Доммоделей.
Чертежи выкроек из первого выпуска журнала «Дом моделей» М. Изд. дома моделей, 1936 г.
Посетители выставки узнают историю и структуру этих учреждений, принципы работы с промышленностью и общественностью, познакомятся с проектами известных модельеров, таких как Надежда Макарова, Вера Аралова, Вячеслав Зайцев, и тех художников, что остались в тени своих коллег, но сыграли важную роль в истории домов моделей — Фекла Гореленкова, Анна Бланк, Нина Голикова, Тамара Файдель, Татьяна Осмёркина, Тамара Мокеева, Светлана Качарава, Лина Телегина, Галина Гагарина, Наталья Орская и другие. Однако выставка — не просто ретроспектива столетней концепции дома моделей, но и попытка ответить на вопрос, как была устроена советская модная индустрия и могла ли эта система функционировать в условиях того времени.
Демонстрация моделей Общесоюзного Дома моделей одежды на конгрессе мод в Праге. Фотография. 1978 г. Частное собрание
Центральное место в экспозиции займет Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту, который стал конечной точкой на пути становления концепции дома моделей и выступал ее олицетворением. Именно он определял облик всего советского населения вплоть до распада СССР: каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских коллекций швейных и меховых изделий и головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране. Дизайнерам этого дома доверяли одевать генсека Леонида Брежнева и первую леди Раису Горбачеву, их модели выставлялись на международных выставках и конгрессах.
«Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, Дом мод Вячеслава Зайцева, Ателье “Москвичка”, Центр моды СССР — обычно их ставят в один ряд, когда говорят о модной жизни советской столицы. Однако каждая из перечисленных точек на карте Москвы относилась к отдельной структуре, занимающейся выполнением определенных задач. Путаница в организациях усиливалась за счет близких по звучанию названий — Дома мод соседствовали с Домами моделей, журнал “Модели сезона” сосуществовал вместе с “Новыми моделями”, а главным глянцевым изданием был “Журнал мод”. Эта тавтология, типичная для советской системы модной индустрии, привела к ложному сплетению их между собой и даже отождествлению. Наша выставка показывает жизнь только одной крупнейшей организации, которая была частью индустрии, а потому фокус сделан не на стиле, модных силуэтах и творческих подходах, а на принципах и целях работы», — рассказывает куратор выставки Ксения Гусева.
Манекенщица Общесоюзного Дома моделей одежды Елена Суховерхова в летнем платье из ткани фабрики «Красная Роза». Фотография. Начало 1980-х гг. Частное собрание
Выставка объединит эскизы и проекты коллекций женской, мужской и детской одежды, многочисленные издания с выкройками, дающие представление об эволюции стиля, фотографии, теле- и видеохронику знаменитых показов. Кроме этого, в экспозиции можно будет увидеть материалы из семейных архивов художников и частных коллекций. Так, на выставке впервые будут выставлены картоны Владимира Фаворского для фасада Дома моделей на Сретенке, коллекция модельера Лины Телегиной, поразившая Ива Сен-Лорана во время его приезда в Москву, ткани с фабрики «Красная Роза», из которых шили модельеры, вечернее платье Вячеслава Зайцева для Аллы Пугачевой, а также созданная специально для выставки реконструкция знаменитого платья «Россия» художницы Татьяны Осмеркиной. Это изделие получило золотую медаль на Всемирной выставке в Осаке и принесло Общесоюзному Дому моделей мировую славу.
Дом моделей в Москве Эммануил Евзерихин. Фотография. СССР, г. Москва. 1950-е гг. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва