Меню

Новости

Елена Михалкова не рекомендует обижать котов

Елена Михалкова не рекомендует обижать котов
В конце октября на прилавки всех книжных магазинов страны поступила новая книга Елены Михалковой – «Котов обижать не рекомендуется». Это необыкновенная история о том, как безобидное, казалось бы, домашнее животное может перевернуть жизнь с ног на голову и какие у этого могут быть последствия. Мы пообщались с автором и выяснили её отношение к творчеству, вдохновению и… котам!
AD
AD
Елена Михалкова – одна из самых ярких представительниц отечественного детективного жанра. Каждая её книга становится бестселлером, каждое её произведение обязательно сравнивают с классикой. Из-под пера Михалковой вышли увлекательнейшие романы: «Комната старинных ключей», «Алмазный эндшпиль», «Манускрипт дьявола», «Золушка и дракон», «Улыбка пересмешника» и многие другие.

Как Вы относитесь к тому, что Вас называют «российской Агатой Кристи»?

Мне не первый раз задают этот вопрос, и каждый раз меня снедает любопытство: покажите мне того человека, который меня так называет. Я хочу увидеть его. Где он? Кто он? Почему он так говорит обо мне? По-моему, этот человек - плод воображения журналистов, готовых любую сочинительницу детективов назвать новой Агатой Кристи. Возможно, они полагают, что это громкое сравнение должно польстить автору. Но в действительности ни один писатель не хочет быть российской разновидностью кого-то. Он хочет быть самим собой.

Какие книги читаете сами?

Читаю все жанры, кроме современных женских романов. На мой взгляд, есть три великих женских романа: «Поющие в терновнике», «Унесенные ветром» и «Анжелика». Первые два оценены по достоинству, а последний сильно недооценен и считается у нас бульварной литературой. Я думаю, многие будут удивлены, если попробуют перечитать «Анжелику» свежим взглядом. По моему глубокому убеждению, это отличный образец женской литературы - увлекательный и прекрасно написанный. А все остальное, что я читала из женских романов, было (на мой взгляд) в той или иной степени повторением одной из этих книг.

Ставите ли Вы себе задачу нарисовать яркий психологический портрет главного или второстепенного героя? К каким приемам для этого прибегаете?

Для меня книга начинается не с события. И не с сюжета. Она начинается с героя. Сначала я представляю некоего человека: умного или не очень, доброго или злого, счастливого или страдающего. А потом создаю ему определенные условия, в которых ему волей-неволей приходится делать то, что он до этого никогда не делал. И даже не догадывался, что он на такое способен. Я думаю, это и есть ответ на ваш вопрос. Если герой неубедителен, то и книга неинтересна.

Основной же мой прием очень прост: я наблюдаю за людьми и записываю то, что может потом пригодиться. Например, я услышала в кафе, как парень с девушкой перебрасываются цитатами из фильмов и смеются. Тотчас родились герои книги «Котов обижать не рекомендуется», Светлана и Дрозд.

Или вот еще: дочь знакомой, войдя в подростковый возраст, на просьбу матери убрать комнату резко отвечает: «Я ребенок, а не уборщица». Ее мать реагирует моментально. «В таком случае, - спокойно говорит она, - я мама, а не повар. Ужин приготовишь сама». На этом конфликт заканчивается, потому что ребенок не хочет готовить ужин сам, а хочет есть мамины котлеты. Но мне интереснее не конфликт. А то, что по одной реплике можно сделать определенные выводы о характере мамы, и они будут точны.

Как часто Вам попадаются люди, которые впоследствии становятся прототипами Ваших героев?

Когда-то давно я обнаружила, что испытываю суеверное ощущение, если перетаскиваю человека в книгу целиком, со всеми особенностями. Например, я боюсь придумывать ему трагическую судьбу. И уж подавно не могу сделать его жертвой. Поэтому само собой вышло, что я пошла по другому пути: заимствую от человека яркую деталь, эпизод из его жизни, и на основе этой детали достраиваю совершенно другого персонажа. Как если бы кирпичную кладку вынули из стены одного дома и использовали для постройки другого.
Но бывают и исключения. Скажем, Макар Илюшин и Сергей Бабкин списаны с реальных оперативников, и теперь уже поздно менять им характеры, да и незачем. Точно так же случилось и с Мартой Конецкой, героиней «Танцев марионеток». Она перенесена в книгу целиком и прекрасно себя чувствует в пространстве этого детектива.

Как и откуда Вы обычно черпаете вдохновение?

Чешу кота за ухом. Там у него точка зю, излучающая при почесывании творческие флюиды. А если серьезно, одна из задач профессионально пишущего автора - это научиться вырабатывать у себя вдохновение. Ловить музу - сачком или капканом, уж как получится. Писатель не может сидеть и ждать, когда к нему явится пресловутое вдохновение. Иначе он может просидеть очень долго, а потом узнать, что все это время муза ждала его по другому адресу и, не дождавшись, в ярости улетела. Я знаю писателей, которые слушают музыку, и музыка рождает в них образы. Я же отношусь к тем, кто заряжается энергией чужих книг. Когда я читаю талантливую книгу, мне немедленно хочется пойти и написать что-то свое.

Ваша книга остроумна и очень современна, судя по тому, какие слова и выражения в ней используются. Часто ли Вы проводите время в интернете? Посещаете ли различные форумы или социальные сети?

С одной стороны, я из тех людей, которые без интернета страдают. Это такой мощный канал связи со всем миром, что я уже плохо понимаю, как мы жили без него. В будние дни я завтракаю за компьютером, просматривая новости и читая френдленту (в выходные дни семья бунтует и отбирает у меня ноутбук).

С другой стороны, есть всего несколько интернет-площадок, где я активно общаюсь. Главная - это мой Живой Журнал, eilin-o-connor.livejournal.com.

Меня часто спрашивают, мониторю ли я интернет в поисках отзывов на свои книги. Наверное, я один из тех немногих авторов, который никогда этого не делает. Не потому, что мне безразлично чужое мнение. А потому, что я так боюсь прочитать что-нибудь ругательное и расстроиться, что предпочитаю вообще не проявлять любопытства.
Так что это всего лишь способ самозащиты хрупкой авторской психики, не более.
Как родилась такая необычная идея - сделать домашних животных, в данном случае кошку и одноглазого пса, по сути важнейшими персонажами вашего произведения?

Джеральд Даррелл, Джеймс Хэрриот, Джек Лондон, Чапек, Куприн и многие другие прекрасные писатели очень удивились бы, узнав, что в основе их книг лежит необычная идея - сделать домашних животных героями произведений. Очевидно, в основе этой идеи лежит любовь и интерес к животным.

Я давно хотела написать книгу, в которой одним из героев был бы кот. Даже не знаю, что меня останавливало - наверное, странная боязнь, что такая книга получится... несерьезной. Но, в конце концов книга была написана, и она действительно получилась не совсем серьезной, и я наконец поняла, что почему бы и нет? Я легко и с удовольствием писала ее, вспоминая проделки собственных котов, и, надеюсь, читатели так же легко и с удовольствием будут читать ее.

И еще я лишний раз убедилась в том, что сложнее всего преодолеть те барьеры, которые мы сами ставим себе. Открыть те двери, которые сами же и закрыли. Долгое время я страшно боялась, что про меня скажут: «Михалкова написала юмористический детектив». Да, теперь я его написала. Да, теперь кто-то именно так и скажет. Ну и что? Я наконец-то поняла, что в этом нет ничего ужасного или порочащего. Зато смех моей дочери, читавшей «Котов обижать не рекомендуется» и хохотавшей над узнаваемыми ситуациями с нашим котом, послужил мне хорошей наградой за преодоление этого страха.

Однажды Вы спасли кота. Он до сих пор живет у Вас?

Живет и, слава богу, здравствует. Считает, что это он нас спас, облагодетельствовал, вытащил из помойки и вывел в приличное общество. И каждый день об этом напоминает всем выражением своего кошачьего лица. Коты, даже спасенные, зачастую весьма снисходительно относятся к своим людям. Наш, кажется, жалеет нас в глубине души и думает: «Бедняжки, как бы они жили без меня? Повезло им со мной, страшно повезло».
Мы никогда не спорим.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325