Меню

Новости

Разрушая стереотипы: женщины-математики, добившиеся успеха

Разрушая стереотипы: женщины-математики, добившиеся успеха
Стереотип о том, что точные науки – это удел мужчин, довольно живуч. По сей день сильны общественные убеждения о якобы различных интеллектуальных способностях у мужчин и женщин. Это снижает у девушек уверенность в своих силах, а в будущем закрывает им дорогу во многие профессии, лишает карьерных возможностей. Подобные стереотипы порождают дискриминацию и служат причиной гендерного разрыва в оплате труда и в назначениях на руководящие должности.
Меж тем, учеными давно доказано, что нет никакой такой «женской логики» или «женского мозга»: каждый, независимо от пола, может научиться максимально эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал и применять его в любой сфере. Девушкам поверить в свои силы помогает всероссийский грант по математике для старшеклассниц от онлайн-школы MindSet. Главным призом станет бесплатная подготовка к ЕГЭ по математике, которую можно пройти из любой точки России, и тем самым получить шанс поступить в университет мечты.
Основательница школы MindSet Юлия Давыдова поделилась вдохновляющими историями женщин из разных эпох, которым несмотря на стереотипы и препятствия удалось добиться успехов в математике.
Гипатия Александрийская

В древности женщин, занимавшихся наукой, можно было пересчитать по пальцам. Оттого особенно выдающейся кажется жизнь Гипатии Александрийской, которая жила в Римской империи. Воспитанием дочери занимался отец – философ и математик Теон.

Гипатия стала преподавателем кафедры философии в школе отца. Она также обучала математике и занималась вычислением астрономических таблиц. После смерти Теона дочь руководила школой, куда на обучение приезжали студенты из разных стран.

Гипатия также активно участвовала в жизни города и имела влияние на его главу. По некоторым данным, противники спровоцировали волну обвинений Гипатии в чародействе, которое она якобы использовала в политических целях. В результате в 415 году Гипатия была зверски убита группой монахов, которые поддерживали ее политического противника.
Ада Лавлейс

Дочь поэта Джорджа Байрона Ада Лавлейс родилась в 1815 году. Знаменитый отец не общался с дочерью, покинув семью сразу после ее рождения. Мать Ады серьезно подошла к образованию дочери, пригласив для нее лучших учителей, особое внимание уделялось химии и математике.

В 1835 году графиня вышла замуж за барона Уильяма Кинга, в браке с которым родилось трое детей. Однако семейная жизнь не помешала Аде заниматься научной деятельностью. Она создала расширенное описание вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Ада значительно дополнила разработку Бэббиджа и, например, описала алгоритм вычисления рациональных чисел на аналитической машине: гораздо позже он был признан первой программой для воспроизведения на компьютере, из-за чего Аду Лавлейс считают первым в мире программистом! В честь нее назван один из первых языков программирования – Ада.
Софья Ковалевская

Будущая профессор математики родилась в 1850 году в семье военного. После окончания домашнего обучения девочка захотела поступить в университет. В те годы высшие учебные заведения в России были закрыты для женщин, а для поступления в заграничный вуз требовалось разрешение родителей или мужа. Отец был против получения дочерью образования, поэтому Софья заключила фиктивный брак с ученым Владимиром Ковалевским.

В 1868 году молодожены отправились в Германию, где Софья отучилась в двух университетах. Спустя шесть лет она защитила диссертацию и получила степень доктора математических наук. В 1884 году Софья стала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, где стала читать лекции на немецком и шведском языках. Через несколько лет Ковалевская стала лауреатом премии Парижской академии наук, затем получила премию Шведской академии наук и стала членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук

Таким образом, Софья Ковалевская стала первой женщиной-профессором в Российской империи и Северной Европе и первым в мире профессором математики женского пола.
Надежда Гернет

Вторая после Софьи Ковалевской российская женщина-математик родилась в 1877 году. Мать Надежды была образованной дворянкой, преподававшей в женском училище, поэтому образованием дочери также занималась с детства. Под руководством матери и домашнего учителя Гернет освоила несколько иностранных языков и полный курс женской гимназии.

Заинтересовавшись математикой, Надежда поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы, которые закончила с отличием. По словам младшей сестры, Надежда отвергала ухаживания поклонников, твердо решив не выходить замуж и посвятить себя науке. Из-за отсутствия женских вузов в России она отправилась учиться в Германию. По окончании обучения Гернет защитила диссертацию и стала доктором наук.

Вернувшись в Россию, Надежда стала преподавателем математики на Бестужевских курсах, параллельно занимаясь научной работой. В 1913 году ей удалось разработать методику экстремума в замкнутой области, а через два года в Московском университете она защитила магистерскую диссертацию. Карьеру Надежда Гернет продолжила в роли профессора математики Петроградского университета. После революции она продолжила преподавать математику в Ленинградском политехническом институте и заниматься наукой.

____

Надо отметить, что несмотря на все препятствия, немаловажную роль в успехах этих поистине легендарных женщин сыграла поддержка. Например, в Англии XIX века появление женщины-математика, которая внесла бы значительный вклад в науку, было немыслимо. Однако Ада Лавлейс родилась в семье, где не было места предубеждениям: мать Ады сама увлекалась математикой, за что ее называли «Королевой Параллелограммов». Аде Лавлейс привили убеждение в том, что она ничуть не хуже мужчин и может участвовать в научном процессе с ними наравне.

Наверное, уже это не малый аргумент в пользу пересмотра стереотипов относительно места женщин в науке – стоит перестать давить негативными мнениями хотя бы дома и в школе и сколько тогда подобных Ад Лавлейс мы получим в одной только России?

Исходя из многочисленных исследований, головной мозг отражает жизнь, которую ведет его владелец, а не просто пол. Головной мозг имеет свойство меняться в любом возрасте в соответствии с родом деятельности человека. Если человек вырастает в среде, где ему транслируют, что гендерные различия существуют (а это неизбежно), то он выбирает те виды деятельности и те линии поведения, которые укладываются в принятые нормы, соответствующие его полу. Мир, разделенный по гендерному признаку, порождает такой же гендерный мозг.

К чему я это все? Посмотрим еще на две цифры: к 2030 году 80% профессий будут основаны на междисциплинарных умениях, включающих математику… Что ждет наше общество, если мы продолжим навешивать ярлыки с детства?

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325