Меню

Новости

В Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов»

В Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов»
Проект к столетию первого Ателье мод знакомит с историей советской моды в образах, эскизах, выкройках и тканях
AD
AD
6 марта в Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Проект посвящен столетию первого теоретического и одновременно художественного центра моделирования одежды — Ателье мод, прообраза будущего Общесоюзного дома моделей одежды. Выставка под кураторством искусствоведа Ксении Гусевой основана на уникальном обширном исследовании и продолжает серию экспозиций музея, посвященных художественным экспериментам XX века — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» и «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Научным консультантом выставки выступила Алла Щипакина, историк моды, искусствовед Общесоюзного дома моделей одежды.

Для выставки был собран обширный корпус материалов различных культурных институций, архивные материалы, кроме того, специально для проекта были созданы реконструкции отдельных нарядов. Свои экспонаты для «Дома моделей» предоставили Всероссийский музей декоративного искусства, Музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А.Н.Косыгина, Государственный исторический музей, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Мультимедиа Арт Музей, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив литературы и искусства.
Экспозиция «Дома моделей» рассказывает, как в прошлом столетии развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства. В фокусе внимания — три ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1941) и Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту (1944–2002). Каждый из них сыграл важную роль в становлении системы домов моделей одежды. «Они не только разрабатывали конкретные формы и силуэты, но и проводили образовательную работу, — рассказала куратор выставки Ксения Гусева. — В Доме моделей можно было купить выкройки и полистать журналы мод и даже получить консультацию у дежурного модельера. По сути, Дом моделей был продолжателем идей ВХУТЕМАСа: настоящий художник должен приходить на производство и создавать искусство в тираже. Мне хотелось показать, как возникла эта идея создания единого моделирующего центра».

«Изначально мы хотели исследовать историю советской моды, рассказать публике, как было устроено производство модных образов в СССР, — рассказала на открытии директор Музея Москвы Анна Трапкова. — Ведь после революции перед молодой советской властью стояла задача не только нового мироустройства, но и создания нового образа жизни для своих граждан. Так появилась творческая лаборатория, фабрика образов — сначала Ателье мод, а позже Общесоюзный дом моделей».
За первые два десятилетия после Октябрьской революции Москва превратилась в столицу моды. Здесь открылось множество ведомств, главной задачей которых было массовое «переодевание» нового общества. Одно из нововведений — художественно-теоретические лаборатории при швейных предприятиях, которые задавали вектор развития моды и разрабатывали новые формы одежды для производства. Первой такой площадкой стало Ателье мод при тресте «Москвошвей», опыт которого впоследствии применяли при создании домов моделей.

Во главе этих учреждений сначала был Московский, а впоследствии Общесоюзный дом моделей одежды. Именно он определял облик всего советского населения вплоть до распада СССР: каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских моделей швейных и меховых изделий и головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране. Дизайнерам этого дома доверяли одевать генсека Леонида Брежнева и первую леди Раису Горбачеву, их модели выставлялись на международных выставках и конгрессах.
По словам Анны Трапковой, работа над выставкой шла полтора года — и это тот случай, когда глубина проникновения в материал и время подготовки проекта абсолютно оправданы. На выставке можно увидеть, что Дом моделей работал как большой просветительский институт, показывающий важность моды в повседневной жизни человека, делая ее максимально доступной для любого. «Эту выставку мы делали с двумя оптиками. Первая — изучение истории — от архивных документов до воспоминаний современников. Без этого знания мы не можем войти в будущее. И вторая — неиссякаемый творческий ресурс, который представляет собой советская мода. Мы возвращаем в культурный оборот забытые имена модельеров, которые творили в те годы, и чьи работы могут быть сегодня источником вдохновения для современных дизайнеров».

Как поясняет научный консультант выставки, историк моды Алла Щипакина, экспозиция «показывает самое лучшее, что у нас есть — людей, целую плеяду замечательных художников». Посетители выставки познакомятся с проектами известных модельеров, таких как Надежда Макарова, Вера Аралова, Вячеслав Зайцев, и тех художников, что остались в тени своих коллег, но сыграли важную роль в истории домов моделей — Фекла Гореленкова, Анна Бланк, Нина Голикова, Тамара Файдель, Татьяна Осмёркина, Тамара Мокеева, Светлана Качарава, Лина Телегина, Галина Гагарина, Наталья Орская и другие.

В частности, специально для выставки была создана реконструкция знаменитого платья «Россия» художницы Татьяны Осмеркиной. Это изделие получило золотую медаль на Всемирной выставке в Осаке и принесло Общесоюзному Дому моделей мировую славу. Осмеркина готовила его для ЭКСПО 1967 в Монреале: оно произвело ошеломительный эффект и надолго стало символом советской моды. На протяжении нескольких лет платье гастролировало по всему свету, пока в итоге не потерялось. И вот теперь этот наряд из легкой шерсти букле воссоздали по фотографиям и воспоминаниям современников.
Есть на выставке и другие уникальные платья. Например, наряды Лины Телегиной к годовщине Октябрьской революции и комплекты из коллекции «Вятская игрушка». А также большой корпус эскизов, созданных художниками во время творческих декадников. Дополняют экспозицию многочисленные журналы мод, а также выкройки и чертежи, по которым советские женщины могли сшить актуальные наряды для себя и своей семьи, архивные записи и фото знаменитых показов, образцы повседневной и нарядной одежды и ткани, из которой создавалась одежда.

Специально для выставки сделали репринт журнала «Ателье» 1923 года, в котором описаны ключевые идеи системы Домов моделей, с ним соседствуют картоны Владимира Фаворского, выполненные для фасада Дома моделей на Сретенке. Здесь же можно увидеть и фотографии с конгрессов и фестивалей моды, а также репортажные съемки со встречи делегации ОДМО с Ивом Сен-Лораном.

«Я в восторге, — поделилась впечатлениями о выставке Нелли Кобзон. — Помню, как мы покупали на Неглинке в ателье выкройки и ткани — поплин, ситец. Девочки учились шить, понимали модели, фасоны. Много лет я знакома с Вячеславом Зайцевым, очень люблю и уважаю этого потрясающего художника. Он делал костюмы для Иосифа Давыдовича и для меня». Художник по костюмам фильма «Чебурашка» и сериала «Содержанки» Наталья Каневская отметила «поток красоты и дизайна», в котором работали авторы моделей.

«Видно, как много мостиков между работами тех лет и современной модой, несмотря на то что это была закрытая советская система. Это и прекрасное платье Славы Зайцева, и принты, напоминающие Marni, и стеганые вещи».
«Выставка раскрывает тему института советской моды, создававшегося по трем важнейшим московским адресам: Петровка, Сретенка, Кузнецкий Мост. Выставка позволяет проследить развитие советской модной индустрии, от самых первых моделей к современной эпохе возрождения отечественной модной и креативной индустрии, — подчеркнул начальник управления музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы Антон Горянов. — Министерство легкой промышленности создавало задел на годы вперед, и сегодня те вещи, что были созданы несколько десятилетий назад, стали ценнейшими экспонатами».

Мария Федорова: «Эта выставка — одна из немногих, где смотрят на моду и ткани как на искусство. Здесь представлена фантастическая коллекция Общесоюзного дома моделей. Это очень интересно — прикоснуться и вспомнить все, что ты учил в институте, как я, в Строгановке, и, кроме того, все, чему меня научили долгие годы работы в моде. Это интересно и для профессионалов, и для широкого круга зрителей. Чудесные эскизы — недаром в Советском Союзе профессия дизайнера называлась художник-модельер. Они шли через искусство: в начале экспозиции представлены фасоны тканей, созданных Верой Мухиной, которую мы знаем как большого советского скульптора. Наибольшее впечатление на меня произвело многообразие техник, которые художники использовали в представлении своих произведений.

Есть даже стенд, посвященный визиту Сан Лорана, где он восхищен подачей работ модельеров — мы вслед за ним в восхищении. Мы смотрели на витрины с костюмами и гадали, кто бы мог в них щеголять — Людмила Гурченко или Раиса Максимовна Горбачева».
Ида Галич: «Я в восторге! Когда я зашла, то испытала шок — такое количество красок, фактур! Настолько сейчас в этой серой Москве круто и радует глаз. Меня вдохновляют советские вещи и стиль: я обставила квартиру в советском стиле, мы с дизайнером назвали этот проект «Оттепель». Музей Москвы очень люблю, часто сюда прихожу на выставки и всегда восхищаюсь!»

Маша Цигаль: «Очень приятная выставка, такая ностальгическая. Я как будто погрузилась в детство, вспомнила Дом моделей на Кузнецком Мосту. Поскольку мода циклична, сейчас смотришь на это другим взглядом. Я сама из художественной семьи, и очень интересно, что в СССР у творческих союзов было определенное ТЗ — что у живописцев, что у дизайнеров.»

Алена Долецкая: «Выставка — изумительная! И, как ни странно, современная».
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325