Готовимся идти в сад

Выдержки из книги Е.В. Давыдовой "Психологическое сопровождение детей раннего возраста"

3612795.jpg
3612795.jpg

На этапе поступления ребенка в детский сад главной проблемой его становится адаптация к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все де ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «дезад; синдрома» является прямым следствием его психологической не готовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовность к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания привычку к режиму дня как в детском саду. Вопрос же, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями редко обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад имение чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелым переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателя. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительнее быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомой взрослому или другому ребенку. В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школе.

3612796.jpg
3612796.jpg

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в саду?» ФИО ребенка_ Дата рождения Сколько полных лет Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? Бодрое, уравновешенное - 3 балла Неустойчивое - 2 балла Подавленное -1 балл Как Ваш ребенок засыпает? Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла Долго не засыпает - 2 балла Неспокойно — 1 балл Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и др.)? Да -1 балл Нет - 3 балла Какова продолжительность дневного сна ребенка? 2 ч - 3 бал 1 ч - 1 балл Какой аппетит у Вашего ребенка? Хороший - 4 балла Избирательный - 3 балла Неустойчивый - 2 балла Плохой - 1 балл Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? Положительно - 3 балла Отрицательно -1 балл Просится ля Ваш ребенок на горшок? Да - 3 балла Нет, но бывает сухой - 2 балла Нет, ходит мокрый - 1 балл Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) -1 балл Нет - 3 балла Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет -1 балл Проявляет ля ребенок интерес к действиям взрослых? Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет - 1 балл Как Ваш ребенок играет? Умеет играть самостоятельно - 3 балла Не всегда - 2 балла Не играет сам - 1 балл Какие взаимоотношения со взрослыми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла Трудно - 1 балл Какие взаимоотношения с детьми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла Трудно - 1 балл Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? Да - 3 балла Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл Есть ли у ребенка уверенность в себе? Есть - 3 балла Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? Перенес разлуку легко - 3 балла Тяжело - 1 балл Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? Есть - 1 балл Нет - 3 балла Прогноз адаптации: Готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; Условно готов - 39-24 балла; Не готов - 23-16 баллов.

3612797.jpg
3612797.jpg

Схема наблюдения за развитием социальных навыков малыша в рамках первой встречи с семьей • контакт с ребенком удается установить только к концу встречи - контакт с ребенком не удается установить - ребенок активно пользуется речью - ребенок предпочитает молчать 4. Самостоятельность и инициативность - умеет сам себе найти дело, занять себя - умеет развернуть простые игровые действия - играет с помощью взрослого - обращение за помощью, поддержкой (часто, иногда) - привлекает внимание взрослого, предлагая ему игрушку 5. Навыки сотрудничества - ребенок придерживается общих правил и норм - реакция на поощрение • рост доверия к взрослому . пугается, бежит за поддержкой к родителям • повышение возбудимости • отсутствие реакции - реакция на замечания, ограничения . ребенок стремится выполнить правила взрослого • социальное экспериментирование • не реагирует на замечания (выяснить причину: услышал ли ребенок и понял взрослого; стремится прервать общение, повысилась тревожность; вседозволенность) 6. Настроение ребенка - спокойное, ровное - бодрое, жизнерадостное - приподнято-веселое - угнетенно-подавленное - возбужденно-агрессивное - настроение резко меняется: независимо от ситуации; после отрицательных суждений; после перегрузок 7. Поведение родителей - родители доверяют ребенку - родители оказывают поддержку - родители доверяют специалисту - родители поминутно контролируют ребенка, указывают, что нужно делать («Не бери без спроса», «Не разбрасывай игрушки», «Веди себя хорошо») - родители опекают ребенка - родители игнорируют потребность ребенка в поддержке - родители воспринимают встречу со специалистом как экзамен Наблюдаемый момент Примечание 1. Степень уверенности ребенка в себе - ребенок спокойно входит в кабинет сам - ребенка подталкивают в спину родители - ребенка тянут за собой родители 2. Освоение нового пространства - внимательно осматривается, рассматривает интерьер помещения - надолго может сосредоточиться на одной игрушке - переходит от предмета к предмету, ни на чем не задерживаясь - жмется к родителям, не рассматривает помещение, не интересуется игрушками 3. Установление отношений с незнакомым взрослым - вступает в контакт по своей инициативе . смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается . может обратиться с вопросом к взрослому . может попросить о помощи - сам не вступает в контакт . вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями взрослого • вступает в контакт через включение телесных ощущений (потрогай мячик, какой он? и т. д.) . контакт с ребенком удается установить только через родителей

3612798.jpg
3612798.jpg

Прогноз возможной степени адаптации ребенка: А. Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрения, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность. В. Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы, а возможно выше или ниже. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (соц. экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо» Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистом они могут быть откровенны или держатся на дистанции. Как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать собственное мнение. С. Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чём не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те игнорируют потребности ребенка или опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен. В таком случае они нуждаются в дополнительных консультациях. Б. Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто они авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверхкомпетентность по всем вопросам. Наблюдения показывают, что родители часто образуют альтернативную пару, например, «авторитарный муж - зависимая жена» или «авторитарная бабушка - зависимая мать».

3612799.jpg
3612799.jpg

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» 1. Уважаемые родители! Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 2. Вам необходимо привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик». 3. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. 4. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно, Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло и скоро я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и правила детского сада». 5. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - он сможет посещать его. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о том, что его приняли в детский сад, что там ему будет хорошо, он будет играть с другими детьми. 6. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. 7. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки, бутылочки, груди. 8. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», «Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры. 9. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. Тогда по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязывать отношения с другим ребенком. 10. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям. 11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Маше. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. 12. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. 13.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. 14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты у меня молодец, ты смелый. У тебя все получится». 15. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас. 16. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться более двух месяцев. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 17. Если через месяц ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. 18. Если у вас есть потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут вас! 19. Любите своих малышей просто за то, что они у вас есть. Удачи вам! Индивидуальные консультации назначают и проводят после анализа результатов анкетирования и наблюдения. Во время встречи обсуждаются полученные результаты и разрабатываются совместно рекомендации по введению ребенка в группу на основе прогноза адаптации. Иногда нужно просто подготовить родителей к грядущим проблемам и совместно наметить стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития.

3612801.jpg
3612801.jpg

Рекомендации по введению ребенка в группу на основе прогноза адаптации Как показывает опыт, положительный эффект имеет следующая практика введения детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации каждого ребенка. Семьям новых воспитанников необходимо дать возможность побывать в группе, познакомиться с воспитателем и помощником воспитателя. Воспитатель показывает ребенку его шкафчик, знакомит семью с устройством группы. Предоставляет ребенку возможность поиграть, говорит о том, что ждет малыша, приглашает приходить еще. Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить к 8 часам, а забирать в 12-12.30. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик, там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупреждён о состоявшемся разговоре. Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора. Задача воспитателей и психолога помочь ребенку установить отношения со взрослыми и с другими детьми. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на дневной сон. Чаще всего это дети с легкой степенью адаптации и часть детей со средней степенью адаптации. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в детском саду. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму. Взрослые всячески подчеркивают то, как хорошо теперь малышу: у него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов. Родителям, у чьих детей прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице, в холле детского сада либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если малыш комфортно чувствует себя в группе во время и после обеда, родителям предлагается приводить его с самого утра. Если в течение двух недель ребенок не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией. Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, тесный контакт с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Примерно одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после вечерней прогулки консультация психолога, после которой мама с малышом может поиграть в группе. К этому моменту детей в группе немного, воспитатели могут больше времени уделить такому малышу. После установления воспитателями доверительных отношений с родителями, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа строится по общему плану. Опыт показывает, что очень тяжелая адаптация наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по такому же плану, как с детьми с тяжелой степенью адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей. Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Ценным в таких отношениях являются равноправные позиции, позволяющие своевременно прояснять без оценки и критики желания и возможности каждой из сторон, способность педагогов признавать собственное несовершенство, терпимо относиться к фактам несовершенства родительского поведения, в результате трудности адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами.

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325 (nbww73hg8uzroxc8)