Уроки ФШ: настройки кисти.

Инструмент рисования Brush (кисть)имеет множество настроек. Попытаюсь провести краткий экскурс.
При выборе инструмента Brush (кисть) в строке настроек мы видим следующие параметры:
2 – Установка формы оттиска и размер кисти. Если мы откроем список, то откроется всплывающая палитра, в которой можно выбрать одну кисть из списка или настроить диаметр текущей.
3- Options Mode (Режим наложения). Определяет режим рисования кисти. О режимах наложения расскажу в отдельном уроке.
4 – Opacity (непрозрачность) кисти. Именно НЕпрозрачности. При opacity=100% под мазком кисти исходное изображение проглядывать не будет. При уменьшении opacity будут становиться прозрачнее мазки кистью.
5 – Flow (нажим) задает уровень количества краски в процентах. Если не отпуская кнопки мыши, провести кистью несколько раз по одному и тому же месту на изображении, то краски сгустятся, т.е. прозрачность нанесённого слоя каждый раз будет стремиться к абсолютной непрозрачности. Как Вы догадались, в случае с opacity сколько раз кистью не води, (разумеется, если Вы не отпускаете кнопку мыши) прозрачность нанесённого слоя не меняется.
6 – Режим аэрографа. Этот режим отличается от обычного тем, что краска как бы распыляется (представьте баллончик для граффити или распылитель).
7 – При нажатии на любую из этих пиктограмм открывается окно дополнительных настроек кисти. Эту палитру можно также открыть, выполнив команду Window —> Brushes (Окно -> Кисти).

Окно настроек.
При нажатии на пиктограмму 1 Вы можете выбрать необходимый набор кистей, загрузить или сохранить кисти, а также управлять наборами кистей. Если надо, расскажу подробнее позже. Хотя там ничего сложного.

Форма отпечатка кисти содержит элементы управления, задающие диаметр кисти, жесткость ее краев, угол наклона, округлость кисти и расстояние между частями в мазке.
Поворачивать кисть можно как задав угол в соответствующем поле Angle(угол), так и просто поменяв положение стрелочки 1.
Потянув за любую из узловых точек 2 Вы сможете задать проекцию кисти (степень округлости). Или просто измените значение в поле Roundness (Форма).
Для круглых и овальных кистей существует параметр [/i]Hardness (Жесткость)[/i], определяющий размытость краев.
Параметр [/i]Spacing(интервалы)[/i] помогает рисовать мазки прерывисто. Здесь задается расстояние между штрихами в мазке, которое измеряется в процентах от диаметра кисти. Сняв этот флажок, можно отключить данный параметр, но в этом случае при большой скорости перемещения кисти будут наблюдаться разрывы в мазке.

Раздел Shape Dynamics (ДИНАМИКА ФОРМЫ) предназначен для настройки динамических параметров отпечатка.
Во всех открывающихся списках Control (Управление) данного раздела имеются следующие варианты:
- Off (Без динамики);
- Fade (Угасание или Переход) — обеспечивает постепенное исчезновение или ослабление элементов мазка или линии от периферии к центру и от начала мазка или линии к их концу. Таким образом, можно сформировать мазок, сужающийся к концу (смотри рисунок)
- Pen Pressure (Давление пера), Pen Tilt (Наклон пера), Stylus Wheel (Колесо пера) — предназначены для работы с планшетом.
Size Jitter (Колебание размера) позволяет установить соотношения размеров частей мазка. В случае установки максимального значения форма отпечатка кисти будет меняться от оригинального размера отпечатка до минимального (не более 10% от оригинального размера).
Minimum Diameter (Минимальный диаметр) определяет минимальный размер частей мазка. Ползунком устанавливаем процент до которого кисть будет уменьшаться в размере.
Tilt Scale (Масштаб наклона) — доступен при работе с планшетом.
Angle Jitter (Колебание угла)изменяет угол наклона частей мазка для кистей не имеющих круглую форму. Ползунок будет изменять угол и ориентацию кисти на плоскости.
Roundness Jitter (Колебание формы или закруглённости) обеспечивает изменение округлости частей мазка, изменяет только высоту отпечатка, а ширина при этом остается неизменной.
Minimum Roundness (Минимальная форма или закругленность) определяет диапазон изменения округлости мазка от минимального значения.
Отразить Х и У колебания предназначены для произвольной вариации изменения направления отпечатка (зеркального отображения) относительно осей Х и У.

Раздел Scattering (РАССЕИВАНИЕ)
Ползунок Scatter (Рассеивание или Разброс) устанавливает разброс частей мазка вдоль его оси.
При установленном флажке Both Axes (Обе оси) части мазка распределяются вдоль и поперек оси мазка.
Ползунок Count (Счетчик) определяет число участков на определенном отрезке мазка. Красные звездочки – счетчик в крайнем левом положении, черные – ползунок сдвинут.
Ползунок Count Jitter (Колебание счетчика) задает интервал колебания участков в определенном отрезке мазка.
В списках Control (Управление) имеются те же варианты режимов, что и в разделе Shape Dynamics (Динамические формы).

Раздел Texture (ТЕКСТУРА) позволяет придать мазку рисунок текстуры.
Для выбора узора используемого в качестве кисти открываем список готовых узоров в верхней части вкладки. Установка флажка Invert (Инверсия) позволяет инвертировать текстуру.
Так же вкладка имеет следующие элементы настройки параметров:
Ползунок Scale (Масштаб) дает возможность увеличивать или уменьшать рисунок текстуры в мазке.
Флажок Texture Each Tip (Текстурировать каждый отпечаток) способствует текстуризации всего мазка. При 100% темные пикселы текстуры не закрашиваются никаким цветом.
В раскрывающемся списке Mode (Режим) можно выбрать режим наложения пикселов.
Контрастность и яркость текстуры в мазке определяются ползунками Depth (Глубина), Minimum Depth (Минимальная глубина) и Depth Jitter (Колебание глубины) при участии режимов списка Control (Управление). Минимальная глубина и Колебание глубины становятся доступны после установки флажка Текстурировать каждый отпечаток.

ДВОЙНАЯ КИСТЬ в отличие от обычной кисти наносит два штриха за один мазок.
Раздел Color Dynamics (ДИНАМИКА ЦВЕТА)
Недостаток раздела - в поле просмотра не видны изменения цвета мазка, сделанные на ней, и приходится пробовать на изображении.
В разделе представлены следующие элементы управления.
Ползунок Foreground/Background Jitter (Колебание переднего/заднего плана) предназначен для распределения рабочего и фонового цвета в штрихе. Дополнительные возможности изменения динамики цвета кисти осуществляются из списка Control (Управление).
Ползунки Hue Jitter (Колебание цветового тона), Saturation Jitter (Колебания насыщенности), Brightness Jitter (Колебание яркости) предназначины для задания вариаций тона, насыщенности и яркости цвета в штрихе.
Purity (Чистота) выполняет коррекцию насыщенности рабочего цвета.

Раздел Other Dynamics (ДРУГАЯ ДИНАМИКА).
В обычной живописи начало мазка бывает плотным, тогда как в конце мазка слой краски уменьшается, он как бы становится прозрачным. Имитировать такой мазок можно с помощью этого. Кроме того, этими настройками можно регулировать длину мазка. Следует заметить, что ширина мазка не меняется, сохраняются размеры выбранной вами кисти.
В разделе представлены элементы управления:
ползунок Opacity Jitter (Колебание непрозрачности)
ползунок Flow Jitter (Колебание количества краски)
С их помощью можно регулировать непрозрачность штриха.

Флажки палитры Brushes/
Noise (Шум) — изменяет характер мазка, внося случайные элементы
Wet Edges (Влажные края) — уменьшает прозрачность кистей, а у мягких кистей усиливает тон краски по краю мазка
Airbrush (Аэрограф) — создает эффект аэрографа, распыляющего краску
Smoothing (Сглаживание) — используется при работе с планшетом. Смягчает края линии
Protect Texture (Защита текстуры) — сохраняет заданную текстуру в процессе работы. Примеры использования кистей.