Автор: София Смирнова
На мраморной раке с мощами старца Амвросия нанесены слова Апостола Павла: «был немощным, яко немощен, да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некий спасу» ( 1 Кор. 9:22).
Так и жил преподобный, понимая эти слова послания, толкованием блаженного Августина Аврелия «Не обманом, а сочувствием сделал возможным их обращение, да с такой любовью, что казалось, будто сам он охвачен тем злом, от которого хотел их исцелить».
О преподобном старце Амвросии написано очень много книг его духовными чадами, светскими писателями, классиками русской литературы, что можно найти и с интересом изучить. Но и сам старец, владевший пятью языками, оставил после себя большое собрание писем, проповедей, наставлений, советов супругам и родителям, мирянам и монашествующим. Под его руководством, как заведующего издательством, напечаталась «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, собрание томов писем и жизнеописаний отца Макария Оптинского. Но, главное, преподобный Амвросий оставил после себя большое словесное наследие.
На мраморной раке с мощами старца Амвросия нанесены слова Апостола Павла: «был немощным, яко немощен, да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некий спасу» ( 1 Кор. 9:22).
Так и жил преподобный, понимая эти слова послания, толкованием блаженного Августина Аврелия «Не обманом, а сочувствием сделал возможным их обращение, да с такой любовью, что казалось, будто сам он охвачен тем злом, от которого хотел их исцелить».
О преподобном старце Амвросии написано очень много книг его духовными чадами, светскими писателями, классиками русской литературы, что можно найти и с интересом изучить. Но и сам старец, владевший пятью языками, оставил после себя большое собрание писем, проповедей, наставлений, советов супругам и родителям, мирянам и монашествующим. Под его руководством, как заведующего издательством, напечаталась «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, собрание томов писем и жизнеописаний отца Макария Оптинского. Но, главное, преподобный Амвросий оставил после себя большое словесное наследие.
О преподобном старце Амвросии написано очень много книг его духовными чадами, светскими писателями, классиками русской литературы
Часто слышим мы афоризмы батюшки и в наши дни:
«От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
«Лицемерие хуже неверия».
«Не надо верить приметам — и не будут исполняться».
«Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я».
«Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо».
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Плоды его кратких притч, поучений, присказок, юмора, с которым он общался со своими духовными чадами, с верующими и сомневающимися, со всеми, кто приезжал в Оптину Пустынь даже посмотреть на него, в чем откровенно и признавались — крепко закрепились в сердцах слушающих и слышащих.
И уезжая из Оптины, они уже как сеятели, разносили его слово по миру.
И невольно думается, что и Федор Михайлович Достоевский, которому посчастливилось трижды бывать у старца Амвросия, неслучайно выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы» в котором и запечатлел образ старца Амвросия в старце Зосиме, цитату из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (гл. XII, ст. 24).
По большому промыслу Божьему, рассвет духовной, культурной и нравственной жизни, в те годы XIX века, пришелся именно на тот момент, когда преподобный Амвросий учреждал на Руси старчество в Оптиной пустыне, и вместе с ним в Девеевской Обители — Серафим Саровский. Они были двумя солнышками. Как Николай Мотовилов в беседе с Серафимом Саровским о благодати Божией видел, что преподобный сиял как солнце, что невозможно было смотреть прямо на яркий свет исходящий из святого. Так и все приходящие к Амвросию недолго могли унывать и скорбеть в присутствии батюшки.
Старец Амвросий был солнцем, освещающим темные углы человеческой души, рядом с которым любое уныние в минуту отходило, как туча сбегает от порыва ветра, открывая солнечное голубое небо.
Неслучайно и промыслительно в те годы развивалась и русская литература. Многие писатели ездили в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, вразумлением и напутствием. Потому то Пустынь и считается кормительницей русских писателей. Духовным словом наставляющей их и вдохновляющей на то зерно, которое проросло в русском народе: зерно мысли, зерно духа, зерно нравственности.
7 июля 2023 года в Оптиной пустыне на «тропе покаяния» был установлен памятник Федору Михайловичу Достоевскому. Именно так отозвался преподобный Амвросий о Достоевском: «Это кающийся»!
И в наши дни сохранена традиция не только духовного, но и культурного окормления наместниками Оптиной пустыни народа.
Дни Достоевского, литературно-духовные лекции, проводимые братией, объясняют нам значение и смысл тех или иных произведений великого наследия русской литературы.
О Льве Николаевиче Толстом, Амвросий Оптинский при первой их встрече в 1874 году, сказал, что тот был «очень горд». Во время второй, не поддержал порыв писателя прийти в Оптину Пустынь пешком в крестьянской одежде, с улыбкой ответив «и что из этого?». И только третья встреча поставила точку в духовном положении Льва Николаевича — он назвав старца «жалким своими соблазнами» покинул Оптину.
«От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
«Лицемерие хуже неверия».
«Не надо верить приметам — и не будут исполняться».
«Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я».
«Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо».
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Плоды его кратких притч, поучений, присказок, юмора, с которым он общался со своими духовными чадами, с верующими и сомневающимися, со всеми, кто приезжал в Оптину Пустынь даже посмотреть на него, в чем откровенно и признавались — крепко закрепились в сердцах слушающих и слышащих.
И уезжая из Оптины, они уже как сеятели, разносили его слово по миру.
И невольно думается, что и Федор Михайлович Достоевский, которому посчастливилось трижды бывать у старца Амвросия, неслучайно выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы» в котором и запечатлел образ старца Амвросия в старце Зосиме, цитату из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (гл. XII, ст. 24).
По большому промыслу Божьему, рассвет духовной, культурной и нравственной жизни, в те годы XIX века, пришелся именно на тот момент, когда преподобный Амвросий учреждал на Руси старчество в Оптиной пустыне, и вместе с ним в Девеевской Обители — Серафим Саровский. Они были двумя солнышками. Как Николай Мотовилов в беседе с Серафимом Саровским о благодати Божией видел, что преподобный сиял как солнце, что невозможно было смотреть прямо на яркий свет исходящий из святого. Так и все приходящие к Амвросию недолго могли унывать и скорбеть в присутствии батюшки.
Старец Амвросий был солнцем, освещающим темные углы человеческой души, рядом с которым любое уныние в минуту отходило, как туча сбегает от порыва ветра, открывая солнечное голубое небо.
Неслучайно и промыслительно в те годы развивалась и русская литература. Многие писатели ездили в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, вразумлением и напутствием. Потому то Пустынь и считается кормительницей русских писателей. Духовным словом наставляющей их и вдохновляющей на то зерно, которое проросло в русском народе: зерно мысли, зерно духа, зерно нравственности.
7 июля 2023 года в Оптиной пустыне на «тропе покаяния» был установлен памятник Федору Михайловичу Достоевскому. Именно так отозвался преподобный Амвросий о Достоевском: «Это кающийся»!
И в наши дни сохранена традиция не только духовного, но и культурного окормления наместниками Оптиной пустыни народа.
Дни Достоевского, литературно-духовные лекции, проводимые братией, объясняют нам значение и смысл тех или иных произведений великого наследия русской литературы.
О Льве Николаевиче Толстом, Амвросий Оптинский при первой их встрече в 1874 году, сказал, что тот был «очень горд». Во время второй, не поддержал порыв писателя прийти в Оптину Пустынь пешком в крестьянской одежде, с улыбкой ответив «и что из этого?». И только третья встреча поставила точку в духовном положении Льва Николаевича — он назвав старца «жалким своими соблазнами» покинул Оптину.
Там, где нет обид, там тобой не правит лукавый и не кидает тебя в тяжкие мысли
Достоевскому посчастливилось приехать к батюшке впервые, на личную встречу в июне 1878 года. По настоянию супруги Анны Григорьевны, писатель отправился с В. С. Соловьевым — известным русским философом. В тяжелом состоянии после смерти трехлетнего сына Алексея, Достоевский получил у батюшки не только утешение, но и вдохновение на новый роман «Братья Карамазовы», в котором частично отобразились некоторые моменты оптинской жизни.
А вот тесное и более духовное общение имел с преподобным Константин Николаевич Леонтьев — русский врач, философ, писатель, публицист. Духовное чадо старца Амвросия Оптинского. Леонтьев довольно детально описал кончину батюшки, с текстом которой можно ознакомиться в прозе «Оптинский старец Амвросий» (из письма редактору «Гражданина»).
Так же, справедливо заметить, что старец Зосима был описан не совсем так, каким на самом деле был святой Амвбросий.
Преподобный Амвросий был смирен, кроток на слово, на поучение, весел. «Веселенький» — таким тоже его прозвали. Особенно его веселость была ценна, и вся сила и мощь его веселости передавалась обратной стороной его жизни. Батюшка был очень болен, в 35 лет он уже считался полным инвалидном, пережил тяжелое воспаление легких, его ноги кровоточили, он практически не ходил. Преподобный переживал очень сильный телесный недуг, но заверял всегда так: «что монаху не должно полностью излечиваться, а болезнь посылается Господом во благо». Это как талант, который зарывают в землю излечив. А те, кто не вылечивает болезнь, но терпит-приумножает. То есть благодаря болезни воспитывается смирение, кротость, любовь и ощущение ценности и красоты земной жизни. Как ни парадоксально это звучит. Но только духовное восприятие жизни может передать её полноту и красоту. И батюшка Амвросий часто общался со своими духовными чадами с юмором, потому что понимал, какая сложная у человека жизнь, которую нравоучениями не исправить.
Человек больше понимает на примере, или на каком-то юмористическом вразумлении. Например, один из его духовных чад писал старцу, что у него из погреба украли яблоки. На что Амвросий ответил с юмором: «…Воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши». Объясняя тем самым своему духовному чаду, чтобы тот не отчаивался из-за украденного ведра яблок и не воспринимал это как какую-то проблему, которую тут же подхватил лукавый и стал раскручивать до невероятных масштабов. Иногда обиды, сидящие в нас, раздуваются и уже управляют нами, не дают нам спокойно жить, держать нас будто бы за горло. И мы все думаем о них и думаем. Но это все не благо. Это — неестественное состояние человека. Человеку больше свойственно прощать. Как писал апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». ( 1-е Кор. 13)
А вот тесное и более духовное общение имел с преподобным Константин Николаевич Леонтьев — русский врач, философ, писатель, публицист. Духовное чадо старца Амвросия Оптинского. Леонтьев довольно детально описал кончину батюшки, с текстом которой можно ознакомиться в прозе «Оптинский старец Амвросий» (из письма редактору «Гражданина»).
Так же, справедливо заметить, что старец Зосима был описан не совсем так, каким на самом деле был святой Амвбросий.
Преподобный Амвросий был смирен, кроток на слово, на поучение, весел. «Веселенький» — таким тоже его прозвали. Особенно его веселость была ценна, и вся сила и мощь его веселости передавалась обратной стороной его жизни. Батюшка был очень болен, в 35 лет он уже считался полным инвалидном, пережил тяжелое воспаление легких, его ноги кровоточили, он практически не ходил. Преподобный переживал очень сильный телесный недуг, но заверял всегда так: «что монаху не должно полностью излечиваться, а болезнь посылается Господом во благо». Это как талант, который зарывают в землю излечив. А те, кто не вылечивает болезнь, но терпит-приумножает. То есть благодаря болезни воспитывается смирение, кротость, любовь и ощущение ценности и красоты земной жизни. Как ни парадоксально это звучит. Но только духовное восприятие жизни может передать её полноту и красоту. И батюшка Амвросий часто общался со своими духовными чадами с юмором, потому что понимал, какая сложная у человека жизнь, которую нравоучениями не исправить.
Человек больше понимает на примере, или на каком-то юмористическом вразумлении. Например, один из его духовных чад писал старцу, что у него из погреба украли яблоки. На что Амвросий ответил с юмором: «…Воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши». Объясняя тем самым своему духовному чаду, чтобы тот не отчаивался из-за украденного ведра яблок и не воспринимал это как какую-то проблему, которую тут же подхватил лукавый и стал раскручивать до невероятных масштабов. Иногда обиды, сидящие в нас, раздуваются и уже управляют нами, не дают нам спокойно жить, держать нас будто бы за горло. И мы все думаем о них и думаем. Но это все не благо. Это — неестественное состояние человека. Человеку больше свойственно прощать. Как писал апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». ( 1-е Кор. 13)
Достоевскому посчастливилось приехать к батюшке впервые, на личную встречу в июне 1878 года
А любовь — она прощает даже такие проступки, прощает колкости, которыми наполнена человеческая жизнь. И преподобный Амвросий, не излечивая свои болезни, переживая трудности, ведь становление старчества — это дело благое, но не совсем легкое. И нося эти обременительные возы важных дел, он показывал, что жизнь человека всегда будет наполнена теми или иными сложностями, обстоятельствами, скорбями, которые нам должно переживать с легкостью.
Как завещал преподобный — жить проще. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота».
Там, где нет обид, там тобой не правит лукавый и не кидает тебя в тяжкие мысли. Там, где ты умеешь, научился прощать даже сложные вещи, там ты свободен и идешь дальше в жизнь, принимая иные блага от Господа.
Характеризует юмор старца и еще один жизненный пример: один игумен, так переживающий тяжелое состояние старца Амвросия, пришел к нему на поклон, очень опечаленный. На что батюшка, который уже не поднимал головы и еле шевелил губами, хлестко ударил его по лысине и весело сказал: «Эх, игумен ты лысый!» И грусть ушла, и со слезами радости игумен вышел к себе в келью.
Отец Амвросий показывал, как нам нужно переживать скорбь. Даже после самой темной ночи выходит солнце, освещая нашу землю, на которой могут происходить разные события. Но при любых событиях Господь солнцем благословляет урожаи, благословляет хлеба, которые всходят и дают нам силу и укрепление переживать все дальше. Без солнышка, без радости мы не справились бы в самые трудные периоды нашей жизни. И неслучайно батюшка благословил написать икону «Спорительница хлебов», на которой изображена Богородица, сидящая над колосящимися полями, полными урожая. Вот такие колосящиеся поля можно воспринять метафорически: как колосья его проповедей, колосья его радости, его добрых слов, прибауток, частушек, которые прошли по миру через его духовных чад, прошли красной нитью через русскую литературу.
Преподобный Амвросий указал день празднество иконы — 15 октября, промыслительно зная, что и сам отойдет ко Господу в этот благословенный день. Чудеса от иконы стали происходить с 1891 года, когда по всей России был голод, а только на полях близ Оптиной Пустыни родился хлеб.
Но чудом видится и свидетельства монахов, сопровождавших тело батюшки, когда его несли в Оптину Пустынь под пронзительным ветром и дождем — ни одна свеча в углах гроба не погасла. Ни одна капля не упала на пламя. Как не может капля упасть на солнце. То, каким и был при своей жизни преподобный: ласковый, солнечный, веселый, не омраченный никакими болезнями и трудностями тяжкого креста старчества.
Напоследок хочется привести метафорический пример игры на фортепиано. Если наблюдать за пианистом, выключив звук, то можно видеть эти кроткие, хлесткие удары по клавишам. Пальцы никогда не останавливаются на одной ноте, но бегают по пианино как капельки дождя.
Как завещал преподобный — жить проще. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота».
Там, где нет обид, там тобой не правит лукавый и не кидает тебя в тяжкие мысли. Там, где ты умеешь, научился прощать даже сложные вещи, там ты свободен и идешь дальше в жизнь, принимая иные блага от Господа.
Характеризует юмор старца и еще один жизненный пример: один игумен, так переживающий тяжелое состояние старца Амвросия, пришел к нему на поклон, очень опечаленный. На что батюшка, который уже не поднимал головы и еле шевелил губами, хлестко ударил его по лысине и весело сказал: «Эх, игумен ты лысый!» И грусть ушла, и со слезами радости игумен вышел к себе в келью.
Отец Амвросий показывал, как нам нужно переживать скорбь. Даже после самой темной ночи выходит солнце, освещая нашу землю, на которой могут происходить разные события. Но при любых событиях Господь солнцем благословляет урожаи, благословляет хлеба, которые всходят и дают нам силу и укрепление переживать все дальше. Без солнышка, без радости мы не справились бы в самые трудные периоды нашей жизни. И неслучайно батюшка благословил написать икону «Спорительница хлебов», на которой изображена Богородица, сидящая над колосящимися полями, полными урожая. Вот такие колосящиеся поля можно воспринять метафорически: как колосья его проповедей, колосья его радости, его добрых слов, прибауток, частушек, которые прошли по миру через его духовных чад, прошли красной нитью через русскую литературу.
Преподобный Амвросий указал день празднество иконы — 15 октября, промыслительно зная, что и сам отойдет ко Господу в этот благословенный день. Чудеса от иконы стали происходить с 1891 года, когда по всей России был голод, а только на полях близ Оптиной Пустыни родился хлеб.
Но чудом видится и свидетельства монахов, сопровождавших тело батюшки, когда его несли в Оптину Пустынь под пронзительным ветром и дождем — ни одна свеча в углах гроба не погасла. Ни одна капля не упала на пламя. Как не может капля упасть на солнце. То, каким и был при своей жизни преподобный: ласковый, солнечный, веселый, не омраченный никакими болезнями и трудностями тяжкого креста старчества.
Напоследок хочется привести метафорический пример игры на фортепиано. Если наблюдать за пианистом, выключив звук, то можно видеть эти кроткие, хлесткие удары по клавишам. Пальцы никогда не останавливаются на одной ноте, но бегают по пианино как капельки дождя.
Преподобный Амвросий был смирен, кроток на слово, на поучение, весел
И вот такими были слова Амвросия: если наблюдать и читать его выражения и слова, они кроткие, легкие, светлые, как удары по клавишам пианино. Но если включить звук, нас уже очарует мелодия. Это гармония, которая привлекает душу к божественному. И была гармония в жизни батюшки Амвросия. Его правильная, гармоничная жизнь в Боге, выражающаяся в этих маленьких хлестких словах и влекла.
Неслучайно влекла и вдохновляла не только великие умы русских классиков, не только князей, светских особ, многих больших людей, которые были прихожанами, духовными чадами и почитателями батюшки, хотя бы его слушателями. Но ещё и эта мелодия звучит в нас, как в генетическом коде. Быть может, мы и сами иногда не понимаем, где и откуда берутся в нас те или иные успокоительные, радостные и светлые чувства, особенно в минуту скорби. Но это все имеет начало где-то в далеком ХIХ веке, когда с таким усилием отправлял в народ мелодию проповеди, мелодию слова Божьего, счастливую мелодию, торжественную- Амвросий Оптинский.
И в те далекие годы, и ныне в просвещении — благо. И хорошо, когда мы знаем нашу историю, знаем нашу культуру. Которая имеет под собой твердый пласт духовного развития. Во времена отмены умной (Иисусовой молитвы) привезенной нам из Афона, под предлогом того, что она может толкнуть человека в прелесть, её запретили. Всех делателей из скитов выгнали в общительные монастыри. Но доброе, кроткое, не улучающее и намека на гордость и прелесть, слово батюшки Амвросия — стало этим пластом духовного развития, колосящимся полем, над которым светила вечная радость, молитва обо всех нас, умная молитва, которой просвещался батюшка, и так самоотверженно трудился для ее возрождения в России.
Во времена отмены умной молитвы живопись, зодчество, нравственное состояние общество — все пришло в упадок. Духовная жизнь сузилась до скудных списков причисления к лику святых. Их почти не стало. Но именно Оптина Пустынь под руководством батюшки Амвросия, и Саратовская обитель, под началом преподобного Серафима Саровского не только продолжили традицию Иисусовой молитвы, но и возродили нравственное духовное состояние общества, сподвигнув на выдающиеся достижения деятелей литературы, живописи и русской музыки XIX века.
Использованная литература:
1. прп.Амвросий Оптинский: "Отчего человек бывает плох?"
2. Преподобный Амвросий, богоносный старец Оптинский.
3. Митрополит Трифон ( Туркестанов) «Любовь не умирает» — онлайн книга
4.Официальный сайт Оптиной пустыни
Ранее мы писали про Покров Пресвятой Богородицы: что можно, а что нельзя делать в важнейший православный праздник.
Иллюстрации: свободные интернет-источники
Неслучайно влекла и вдохновляла не только великие умы русских классиков, не только князей, светских особ, многих больших людей, которые были прихожанами, духовными чадами и почитателями батюшки, хотя бы его слушателями. Но ещё и эта мелодия звучит в нас, как в генетическом коде. Быть может, мы и сами иногда не понимаем, где и откуда берутся в нас те или иные успокоительные, радостные и светлые чувства, особенно в минуту скорби. Но это все имеет начало где-то в далеком ХIХ веке, когда с таким усилием отправлял в народ мелодию проповеди, мелодию слова Божьего, счастливую мелодию, торжественную- Амвросий Оптинский.
И в те далекие годы, и ныне в просвещении — благо. И хорошо, когда мы знаем нашу историю, знаем нашу культуру. Которая имеет под собой твердый пласт духовного развития. Во времена отмены умной (Иисусовой молитвы) привезенной нам из Афона, под предлогом того, что она может толкнуть человека в прелесть, её запретили. Всех делателей из скитов выгнали в общительные монастыри. Но доброе, кроткое, не улучающее и намека на гордость и прелесть, слово батюшки Амвросия — стало этим пластом духовного развития, колосящимся полем, над которым светила вечная радость, молитва обо всех нас, умная молитва, которой просвещался батюшка, и так самоотверженно трудился для ее возрождения в России.
Во времена отмены умной молитвы живопись, зодчество, нравственное состояние общество — все пришло в упадок. Духовная жизнь сузилась до скудных списков причисления к лику святых. Их почти не стало. Но именно Оптина Пустынь под руководством батюшки Амвросия, и Саратовская обитель, под началом преподобного Серафима Саровского не только продолжили традицию Иисусовой молитвы, но и возродили нравственное духовное состояние общества, сподвигнув на выдающиеся достижения деятелей литературы, живописи и русской музыки XIX века.
Использованная литература:
1. прп.Амвросий Оптинский: "Отчего человек бывает плох?"
2. Преподобный Амвросий, богоносный старец Оптинский.
3. Митрополит Трифон ( Туркестанов) «Любовь не умирает» — онлайн книга
4.Официальный сайт Оптиной пустыни
Ранее мы писали про Покров Пресвятой Богородицы: что можно, а что нельзя делать в важнейший православный праздник.
Иллюстрации: свободные интернет-источники