Меню

Путешествия

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова

Чем отличается картина от фото? Живопись Бато Дугаржапова
"Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего." (кто-то умный)

Чем же отличается фотография от картины?
До изобретения фотографии, живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии понимание живописи существенно расширилось.Фотография запечатлевает совершенно конкретное состояние объекта. Художник же, как бы подробно он ни выписывал детали– пишет прежде всего самое характерное и выразительное, что он видит в модели. Поэтому фотография (за редким исключением работ фотохудожников) – это иллюстрация: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 30 лет назад, когда его купали в ванночке.
Бато Дугаржапов «Рождество».

Современный художник отказался от копирования природы – это гораздо лучше и быстрее сделает фото- и киносъемка. Копирование задвигает живопись в тупик повторности и банальности. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины – передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным. Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного. Художник решает своей волей, что и как оставить, что выделить или исключить из картины, иногда даже вопреки здравому смыслу.
Бато Дугаржапов «Лагуна».

Живописная картина передает впечатление. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение – ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании, и что это все передал нам автор.
Бато Дугаржапов «Терраса».

Что такое «алла прима»?
Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами, и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19-м веке появилось понятие «алла прима» – от латинского «all prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пастозной (густой) краской. Картина готова после первого сеанса. Это очень подходящий способ работы на пленэре. Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма.
Бато Дугаржапов «Утро».

Чередование как бы хаотичных мазков и световых пятен намного информативнее и эмоциональнее, чем фотография, передает движение – игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т.д. К сожалению, случается, что необразованный в смысле живописной культуры зритель, увидев работы «алла прима», написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда – остановиться и всмотреться, а со словами «я тоже так могу намазать» проходит дальше в поисках лакированных выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.
Бато Дугаржапов «Пленэр».

Дадим ему уйти, а сами рассмотрим картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр».
Что мы видим на этой интересной картине?
Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей – ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем - несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали... Настроение у картины – совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И, вместе с тем, нельзя указать указкой и разъяснить – это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, а представляете – насколько она должна действовать в оригинале!
Бато Дугаржапов «На этюдах».

Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала – хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем – седоватый художник склонился к мольберту. Затем – само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано – понять невозможно), в море – скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград. Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.
Бато Дугаржапов "Южный вечер"

Живопись Бато Дугаржапова привлекает светлым мироощущением, манерой письма и колоритом. Особенно это проявляется в пейзажах, где он сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Легкая дымка рассветов, прелесть тихих вечеров, таинственность вечерних сумерек - это и есть Россия, нашедшая поэтическое отражение в полотнах художника.
Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Читинской области. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.

© Eva.ru 2002-2022 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325