Меню

Кино, сериалы и ТВ

Дисфункциональные семьи на экране: почему нас это привлекает

Дисфункциональные семьи на экране: почему нас это привлекает
Пока критики говорят о том, как устарел троп неблагополучной семьи в кино, режиссеры и сценаристы продолжают его внедрять в новые работы, да и зрители не теряют к нему интереса. Почему так? И когда началось это пристрастие к «дисфункциональным узам» на экране? Рассмотрим на примере известных фильмов и сериалов.
AD
AD

Как неблагополучная семья стала видимой

Фильм «Бунтарь без причины»
Фильм «Бунтарь без причины»
Больше всего от семейной дисфункции страдают дети. Кинематограф обратил на это внимание примерно в пятидесятых годах и решил поднять тему воспитания в самом подходящем новом жанре — подростковой драме. Уже тогда, в 1955-м, Николас Рэй увидел в ней возможность оставить обществу социальный комментарий и снял фильм «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли. Его герой Джим Старк — молодой парень из трущоб, неприкаянный, обделенный родительской заботой. Посыл картины заключался в критике родительских методов, призыве быть чуткими и участвовать в жизни своих детей.

Так начался кино-разговор о неправильных мамах и папах. А в восьмидесятые открылся важный элемент хорошего фильма о плохой семье — реалистичность.

Реальные истории или что случилось перед постмодернизмом

Фильм «Дорогая мамочка»
Фильм «Дорогая мамочка»
Мир познал байопики — фильмы-биографии о судьбах известных людей. Зрителям стали интересны истории о жизни не только исторических деятелей, но и знаменитостей. Так, 1981-м вышел фильм «Дорогая мамочка». В основу его сценария легли мемуары Кристины Кроуфорд, приемной дочери актрисы из сороковых. Джоан Кроуфорд была богата, а еще холодна, неуравновешенна и зависима от алкоголя. Как это повлияло на дочь — все показано на экране без сглаженных углов. Примечательно, что и кинолента, и книга стали скандальными в свое время.

Постмодернизм

«Симпсоны»
«Симпсоны»
Здесь люди поняли, что искренности в кино будет только больше. Мир стал страннее, потерял свою стабильность. А еще в нем появились «Симпсоны» — самая популярная деструктивная семья. У каждого в ней своя роль: Гомер глупый и ленивый, Мардж заботливая, но страдает от своей нереализованности, Барт бунтарь, Лиза активистка, а Мэгги живет лучшую жизнь сама по себе. Благодаря Симпсонам мы и увидели весь потенциал неправильного воспитания на экране. И нам это понравилось.
AD
AD

Мы смеемся

«Объяснялкины»
«Объяснялкины»
От счастливой семьи вряд ли можно ожидать удивительных приключений и курьезных ситуаций, другое дело — дисфункциональная семейка. В ней все родственники непредсказуемы. Инфантильные родители дают полную свободу своему чаду, пока сами пытаются справиться с ответственностью, хотя в конце концов просто перекладывают ее на близких. В этот хаос вмешиваются дедушка и бабушка, у которых, по их же мнению, вообще больше нет никаких обязанностей. Поэтому они становятся главным источником проблем для всех. За такой вакханалией можно понаблюдать на Кинопоиске в мультсериале «Объяснялкины» — здесь много иронии, юмора и необдуманных поступков, среди которых подписание пожизненного контракта со стриминговым сервисом, от чего и начались все беды.

Мы учимся

Сериал «Бесстыжие»
Сериал «Бесстыжие»
Кино о плохой семье — наглядное пособие «Как не надо воспитывать детей». Хороший пример такого: сериал «Бесстыжие», ставший уже культовым. Он продемонстрировал нам все ужасы и последствия неправильного воспитания, причем сразу в многодетной семье. Это тот самый случай, когда алкоголики и тунеядцы собрались под одной крышей, без шансов стать образцовыми гражданами. Интересно, как на фоне этого кошмара отлично подсвечивается важность взаимопонимания. И если подростки смотрят «Бесстыжих» для того, чтобы понять социальные проблемы, то взрослые — для того, чтобы понять своих подростков.

Мы все больше понимаем психологическую сторону таких историй

Картина «Паразиты»
Картина «Паразиты»
Зная, как важно ментальное здоровье, современный человек все больше изучает причины и следствия различного поведения людей. Поэтому кинематограф может применять более тонкие приемы для демонстрации деструктивности на экране, которые интересно узнавать и примечать. Так, в оскароносной картине «Паразиты» на первом плане раскрывается проблема классового неравенства. При этом параллельно мы наблюдаем за безответственными родителями — они клянутся, что у них «есть план», и дети им искренне верят. Хотя на самом деле никто не имеет представления о том, что делать дальше.
AD
AD

Мы боимся

Фильм «Бабадук»
Фильм «Бабадук»
Деструктивная семья — корень психологических травм. Это часто любят переосмыслять фильмы ужасов, показывая следствия таких недугов самым наглядным, душещипательным образом. Мы испытываем стресс, смотря на то, как токсичная среда порождает расстройства, сводящие людей с ума и даже становящиеся наследственными. «Бабадук» 2014-го — отличный пример. Здесь главное чудовище стало метафорой тревожности ребенка, и зритель увидел не просто страшную сказку, а семейную трагедию, подчеркнутую саспенсом и игрой света и тени.

Мы привыкли

Драмеди «Ева, рожай!»
Драмеди «Ева, рожай!»
Нам слишком знаком образ травмированного родственниками человека. А кино, в котором все больше узнаешь себя, заставляет смеяться и грустить одновременно. Поэтому неблагополучная семья отлично вписалась и в жанр драмеди. Героиня Елены Подкаминской из «Ева, рожай!» запала в душу многим зрителям, а ее монолог у зеркала с фразой «спасибо моей маме — благодаря тебе половина зарплаты уходит к психологу» завирусился в Интернете. Это явное доказательство того, что дисфункция до сих пор есть не только на экране, но и в жизни миллионов людей.



Фото: Кинопоиск
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325