Меню

Выходные и праздники

Елена Вернер: «Сейчас в массовой культуре есть тенденция все облегчать»

Елена Вернер: «Сейчас в массовой культуре есть тенденция все облегчать»
Елена Вернер – одна из самых перспективных молодых авторов современности. Судьба не баловала Елену. К 19 годам, почти потеряв зрение, она перенесла четрые сложные операции. Но это не помешало ей не только окончить сценарный факультет ВГИКа, но и написать несколько романов. После дебютной публикации – романа «Купальская ночь, или Куда приводят желания» о ней справедливо заговорили как о новой звезде российской психологической прозы.
AD
AD
Елена доказала всем доказала своим примером – юный возраст не значит отсутствие опыта и мудрости. В ее случае молодость – это свежий взгляд на мир, искренность и огромный потенциал, который все ярче раскрывается с каждой новой книгой автора…

Мы очень рады, что Год литературы дарит нам такие яркие и впечатляющие открытия, к которым, несомненно, относится и ваша пронзительная и психологичная проза. Вы еще очень молоды. Скажите, когда вы решили, что обязательно впишете свое слово в российскую литературу?

«Вписать свое слово в литературу», да еще в российскую – такого я, конечно, не решала, и никто в здравом уме не решил бы. Слишком самонадеянно. Я просто всегда любила писать и придумывать – героев, их разговоры и приключения. Как-то незаметно для себя осознала, что жизнь свою без сочинительства не представляю. Я окончила сценарный факультет ВГИКа, писала сценарии, но этого показалось мало, и я стала писать прозу. И выяснилось, что в прозе я могу сказать гораздо больше…

Вы закончили сценарный факультет ВГИКа. Знания, полученные при обучении, помогают вам при написании романов? Если да, то чем именно?

Мне кажется, любому человеку вообще и писателю в частности помогают все приобретенные когда-либо знания. Что можно взять с собой, куда бы ни шел и ни ехал? Только свою голову, свои знания и опыт. И конечно, ВГИК до сих пор сидит во мне. Знание кино, знание драматургии очень помогает. Они как-то исподволь проявляются, я даже не осознаю этого. Вроде пишу книгу, она даже сама пишется, а потом смотрю – ага, тут поворот, перипетия, тут вот завязочная часть окончилась… И так далее. Иногда читатели мне говорят, что у меня проза очень кинематографичная, что читаешь ее, и сразу все видишь, как в кино. Или вот, к примеру, «Грустничное варенье», второй мой роман, – я его вообще называю «роуд-муви на бумаге». Так что я понимаю, что это теперь уже у меня в крови.

Ваш новый роман называется «Черный клевер». Как возникла идея его создания? Чем для вас значимо это произведение?

Люблю его горячо, страстно. Во-первых, я всегда пишу о том, что интересно лично мне, иначе нет в этом никакого смысла. Во-вторых, в одной из частей романа фигурирует Сухарева башня, история ее разрушения в 1934 году. А я с этим зданием всегда чувствовала какую-то трудно объяснимую связь. Никогда не видела воочию, естественно, но как подумаю о ней – болит в груди. Еще тема репрессий 30-х годов мне всегда очень болезненна. А что касается части, которая происходит в современности, то очень люблю героиню Лору, она таксистка, знаете, такой проводник между мирами, перевозчик. Очень архетипично. И сам город, Москва, - определенно один из главных героев. Так сложилось, что в этом романе перемешалось очень много любимых образов и историй, поэтому его я принимаю особенно близко к сердцу.

Вообще в романе «Черный клевер» многим героям довелось пережить тяжелые испытания. Откуда в вас такая тяга к серьезным психологическим вопросам?

Я полностью уверена, что ни одному человеку на земле не уготована ровная и счастливая жизнь без потрясений. Каждому выпадет свое, но никому не удастся уберечься или переждать, отсидеться в тихом месте. А коль скоро я пишу о людях, то должна писать и о ситуациях, когда их характеры проявляются в полную мощь. Обычно это происходит перед лицом сильных потрясений и испытаний. Сейчас в массовой культуре есть тенденция все облегчать. Проще сказать или жить под девизом «Не парься», чем соображать мозгами и решать сложные морально-этические вопросы. Но мне кажется, это какое-то тупиковое направление. Я сама, мои читатели и мои герои сталкиваются с непростым выбором, с мыслями о том, что правильно, а что нет, как поступить, как жить и в чем смысл… Вопросы эти на то и вечные, что каждый человек будет искать ответ на них. Писать облегченно мне было бы неинтересно и… нечестно даже. В конце концов, я верю в любовь и в то, что все будет хорошо, и должна донести эту мысль, поддержать как можно больше людей вокруг себя этой верой. Звучит, может, и высокопарно, но я так чувствую.

В своих предыдущих романах Вы не обращались ко второй сюжетной линии. Что побудило Вас сделать это в «Черном клевере»?

Вы знаете, у меня так или иначе всегда присутствует если не вторая линия, то второе пространство. В «Купальской ночи» это прошлое и настоящее. В «Грустничном варенье» даже больше, там отсылки к прошлому одной из сестер, плюс вставные истории по пути следования героев через всю Россию. Та же сказка, например, рассказанная старухой Сорочихой в Набережных Челнах. В романе «Верни мои крылья» есть пространство театра и пространство греческого Олимпа, где живут боги. И вот в «Черном клевере» наши дни и прошлое. Мне важна связь времен и пространств. Связь эта осуществляется только через любовь и неравнодушие, иначе все распадалось бы на разрозненные куски. В «Черном клевере» есть еще и своеобразные метафизические прорывы одного времени в другое, это ненавязчиво, но внимательный читатель сразу заметит. Мне это было очень важно, потому что, как я уже говорила, город выступает одним из героев, и именно город хранит все истории, что происходили на его улицах. Я показала только две. А сколько еще нерассказанных…
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325