Меню

Путешествия

Гений композиции Андре Кертеш

Гений композиции Андре Кертеш
«Мы все очень многим обязаны ему» - Картье-Брессон об Андре Кертеше.
Андре Кертеш [Андор Кертес] родился в Будабеште 2 июня 1894 года. Он считается венгерским, французским и американским фотографом, который стал известным за выдающийся вклад в фотографической композиции, а так же в создании и развитии фоторепортажа.
Кертеш известен как основоположник сюрреализма в фотографии. Он был признан при жизни и до сих пор считается одним из выдающихся фотографов, стоящих у истоков фотожурналистики, если не фотографии в целом.
AD
AD
Увядающий тюльпан, Нью-Йорк

1939
Будапешт
1914
Андре Кертеш родился в еврейской семье, среднего класса. Отец и мать – книготорговцы, растили трех сыновей, средним из которых был Андор. В 1908 году отец умирает от туберкулеза, и семья оказывается в бедственном положении. В это сложное время заботу о вдове и мальчиках берет на себя дядя по материнской линии. Он приютил всю семью и, на протяжении долгого времени, помогал племянникам в получении образования.

Живя в имении своих родственников, располагавшимся на острове Чепель, Кертеш в мансарде находит старые иллюстрированные журналы и открытки. Красота находки настолько его поразила, что именно тогда он решил связать свою жизнь с искусством.
Рынок животных, Сен-Мишель, Париж
1927
В 1912 году, после окончания училища, он поступает на службу биржевым клерком. На свою первую зарплату Андре, купив фотоаппарат ICA, все свое свободное время уделяет новому хобби. В этом же году он делает первую подпись к своей фотографии и именно с нее определяется судьба будущего великого фотографа. Подробные аннотации к фотографиям – отличительная черта Кертеша. Он указывал, где и при каких условиях был сделан тот или иной снимок. Это помогло глубже понять и оценить творчество фотографа.
Вилка, Париж
1928
«Упрощайте, упрощайте, упрощайте» - такое лаконичное наставление сформулировал Андре Кертеш для начинающих фотографов.
Эйзенштейн, Париж
1929
В 1922 получив грант от Венгерской Ассоциации Фотографов, Андре отправляется в Париж, а в 1925 окончательно там остается.
В 1927 г. в галерее Sacred u Printemps прошла первая персональная выставка Андре Кертеша, которая была так же одной из первых персональных выставок в мире. Перед объективом его фотокамеры были такие известные люди, как Легер, Мондриан, Шагал, Колет, Эйзенштейн. Он оказал серьезное влияние на Брассая и Анри Картье-Брессона. В 1933 Кертеш женится на Элизабет Сали.
Шагал со своей семьей, Париж
1933
AD
AD
Элизабет и я, Париж
1931
Версаль
1929
Его стиль, ставший характерным для того времени, в последствии, переняли многие репортеры. Им была разработана собственная техника предварительного построения композиции. Она заключалось в том, чтобы заранее выбрать место в кадре, где должен был появится нужный объект, и в тот момент, когда он там оказывался, фотограф нажимал на спуск .

«Я не подстраиваюсь и не просчитываю, я наблюдаю какую-то сцену и знаю, что в ней и есть совершенство, даже если мне следует отойти, чтобы получить нужный свет. В моей работе доминирует мгновение. Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть». Андре Кертеш.
Лодка, плывущая к дому, Нью-Йорк
1944
В 1936 по приглашению Keystone Studios Андре уезжает в США. Он собирался остаться там только на время контракта, но из-за начавшейся Второй мировой войны поселился навсегда.
С 1937 по 1949 годы Андре снимал для журналов Look, Harper’s Bazaar, Vogue. В 1944 году стал гражданином США.
Студия Мондриана, Париж
1926
"Слева уголок мастерской художника, справа за порогом лестница, коридор, это как бы мир к искусству отношения не имеющий. Но красота приходит к художнику из внешнего мира (или, наоборот, исходит из его мастерской и преобразует мир вокруг). Кусочек верхней ступеньки становится одним из листьев букета в вазе, перила начинаются от угла вешалки и переходят потом в тень вазы на столе, нижняя ступенька продолжается под столом. Практически каждая линия, каждая геометрическая фигура проникает из одного пространства в другое, имеет в нём отклик, а главное - это так похоже на картину хозяина мастерской Пита Мондриана!" (А. Лапин)
Здесь главное - связь двух элементов, белой фигуры гимнаста и чёрной - зрителя на мосту, эта связь изобразительная и одновременно смысловая. Изображение факта поднимается до самых выоких обобщений. Это отношение артиста и зрителей, художника и толпы. ПРичём художник, гимнаст из того же белого "материала", что и небо вверху. "Слова" эти не высказаны прямо и нигде в изображении не записаны, но они читаются сквозь поверхность фотографии как поэтическое иносказание, метафора. (А. Лапин)
Соединенные Штаты
1953
AD
AD
Андре Кертеш ушел из жизни 28 сентября 1985, в возрасте 91 года. Правительство Венгерской Народной Республики решило создать мемориальный музей этого выдающегося фотографа в местечке Жигетбекс на острове Чепель, где в мансарде старого имения Андре, будучи маленьким мальчиком, впервые решил создавать удивительные образы с помощью камеры.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325