координация движений
11 май 2007, 13:13
девченки, если кто знает, киньте упражнения для развития координации движений у полуторогодоватых малышастиков, пжлст!
11 май 2007, 21:04
Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца Перед тем, как начинать изучение техники выполнения рефлекторной и общеукрепляющей гимнастики для детей, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться с основополагающими правилами проведения этой самой гимнастики - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными. Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца. Задачей описываемых ниже упражнений является укрепление мускулатуры ребенка, помощь в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. 1. Выкладывание на живот. Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования. 2. Рефлекторное разгибание позвоночника. В основе этого упражнения лежит спинальный двигательный автоматизм - т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки - его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но в любом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка - рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула. 3. Рефлекторная "ходьба" Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме - даже только что родившийся ребенок, осторожо поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно "пойдет". 4. Рефлекторное ползание Как Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все порочие, носящие мудреное определение "рефлекторные") также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызыватся очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой. 5. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопоного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву - в области "подушечки" стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то паьцы ребенка разогнутся, заняв "веерное положение". Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка. Конечно, вышеперечисленные рефлексы новорожденных - далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут "поставить на службу" здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро... Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма и весьма полезным для Вашего ребенка. Особенно - вкупе с массажем. Кроме рефлекторных, для моторного развития ребенка первых трех месяцев жизни используются и другие упражнения. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнеие еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться:) Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно - влево. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов - вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) - перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, "освоить" - звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками - чтобы "прочувствовать" ими оптимальную степень разведения бедер малыша. Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой "позе плода". Чтобы придать ребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки, согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди - именно такое "компактное" положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности - хотя бы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна для ребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и "тренером" и "физкультурником" возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами. Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей первых трех месяцев жизни - благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувным мячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка... Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового реб
11 май 2007, 21:31
Долгая дорога к самостоятельности Хватание предметов. Примерно в 3 месяца ребенок начинает тянуться к предметам, в 5 – хватает их. Причем двумя ручками сразу! 10-месячный малыш уже умеет различать мелкие предметы и указывать на них пальчиком. Играй с крохой, знакомь его с предметами разной формы. Закрепляй игрушки так, чтобы он тянулся к ним. Сидение. В 2-3 месяца маленький учится переворачиваться со спины на животик и наоборот. А вскоре пытается сидеть. С 6 месяцев кроха тренируется сидеть без опоры. Начинает с нескольких секунд, а к 8 месяцам самостоятельно сидит подолгу. Почаще выкладывай малютку на животик. В этом положении быстрее укрепляется позвоночник и мышцы плечевого пояса. Умывание. Как только крохе удается дотянуться до крана, от воды его уже не оторвать. Брызгаться и плескаться особенно любят дети 8-10 месяцев. 2-летний карапуз может сам умыться и даже пробует выдавить пасту и почистить щеточкой зубки. Разреши малышу самому мыть руки с мылом и чистить зубы (сначала без пасты). Показывай, как это делаешь ты. Самостоятельная еда. 11-месячный малыш пробует брать ложечку в руки и самостоятельно отправлять с едой в рот. Пока он играет. В 2 года ребенок старается есть самостоятельно, хотя хлопот с ним не оберешься. Не запрещай играть за едой. Когда кормишь маленького, обязательно дай ему в ручку другую ложечку. Одевание. Дети не любят одеваться. Но 2-летний ребенок вполне может помогать при этом маме. Ближе к 4 годам непоседа может одеться сам. До этого у него лучше получается раздеваться. Показывай ребенку, как нужно одеваться. Начните с просторного свитерка или шапочки. ВЕСЕЛЫЕ БОТИНОЧКИ Обрати внимание малыша на то, что у каждой ножки свой ботиночек: у правой – правый, у левой – левый. Если ребенок ошибется, помоги ему мыслить в верном направлении, чтоб он сам заметил: что-то не так. Можно спросить: «Твоим ножкам удобно в ботинках?» Он сразу поймет, что нужно сделать. ПЕРЕСЫПАНИЕ СОЛИ Эта игра увлекает не только маленьких детей, но и ребятишек постарше. Покажи ребенку, как набирать соль из пакета или банки и высыпать ее ложечкой в мисочку или солонку. Конечно, после этого придется убирать, зато малыш хорошо освоит точные движения и почувствует себя еще более самостоятельным. МАСКАРАД Положи рядом с зеркалом разную одежду – всевозможные рубашки, свитера, перчатки, жилет папы, берет мамы, носочки и шляпки... Игра тем увлекательней, чем больше детей в ней участвуют. Меняя вещи и веселясь, ребенок быстрее научится одеваться. ПЕННОЕ МОРЕ Во время купания давай крохе в ручки губку и мыло. Нет ничего плохого в том, что поначалу он будет ими только играть. Главное, чтобы пены побольше! ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО Замеси тесто и позволь малышу потрогать его руками. Когда он освоится, разреши ему мять и раскатывать тесто, лепить и выдавливать из него при помощи формочек различные фигурки. Такая лепка хорошо развивает фантазию и художественные способности ребенка. К тому же это занятие приводит его в восторг. Когда печенье будет готово, устройте семейный праздник и обязательно похвалите маленького кондитера будь терпелива, если у сына или дочери что-то не получается. Маленькому человечку надо сделать много попыток, чтобы запомнить и освоить даже самую простую операцию; - не спеши ему на помощь, демонстрируя, как просто все удается тебе, ты уничтожишь смысл его действий; - тактично предлагай разные способы выхода из затруднительной ситуации, но всегда уважай принятое ребенком решение. Не сердись, даже если он отвергнет твое предложение; - как бы ты ни торопилась, позволь малышу хотя бы частично выполнить задание. Обязательно попроси у него разрешения из-за нехватки времени сейчас закончить дело самой; - пообещай, что в другой раз он точно успеет довести все до конца и постарайся не обмануть его ожиданий. Это приводит к взаимопониманию; - потренируйтесь одеваться на мишке или на кукле. Так малыш без труда запомнит последовательность действий и легко повторит их; - оставайся спокойной, даже когда твой экспериментатор сердится или плачет, потому что у него ничего не вышло. Не ругай его, но и не утешай! Дождись, пока он успокоится, и предложи повторить попытку; - замечай все успехи малыша, даже самые маленькие. Хвали его и не бойся, что он начнет зазнаваться. Поверь, ему захочется стать еще более ловким и умелым, чтобы порадовать тебя; - привлекай папу к вашим тренировкам. Пусть он покажет малышу, как легко и приятно помогать маме стирать, готовить и убирать. Ребенок удвоит свои старания, если увидит, что вы вдвоем болеете за него и цените его победы.
Читайте больше обсуждений на эту тему в Форуме
Хочу ребенка \ Усыновление