Сказываются ли гены ?
В
04 Sep 2008, 09:11
Я мечтаю взять ребёнка. Но! очень многие пугают последствиями. И здравый смысл в этом есть. Только не осуждайте меня. Ведь многие, кто взял ребёнка, ещё не вырастили детей. Ещё рано говорить: сказались гены настоящих родителей или нет. Давайте порассуждаем об этом. Или дайте ссылки, где можно об этом почитать, или приведите примеры. Усыновление появилось не вчера, конечно. Но раньше сиротой становились по другим причинам: были войны, голод, разруха. А в наше время хорошие родители не бросят ребёнка. Вот что и пугает.
С "Семьи"
04 Sep 2008, 09:36
А это не вы заводили такой же топик на Семье? :) Прямо теми же самыми словами. Вам же там вроде бы хорошо и полно ответили. Решили попробовать и тут?
04 Sep 2008, 09:50
Вы знаете, пугают так многим, что если всего пугаться, можно сразу не жить. из того чем пугали в ближайшей перспективе - ничего не подвердилось ("тяжелые" болезни, например), наоборот ребенок попав домой расцвел и именился кардинально, даже выражение лица изменилось. я не знаю, какие "гены" моего ребенка, потому что я не знаю био - она мне не родственница, ни тетя. но у меня есть еще биологические дети, одна из которых уже большая, и я вижу, что все дети одинаковы и непохожи одновременно, будь они кровные, будь приемные. Так же все развиваются, так же бывают определенные возрастные периоды когда дети все очень "плохие", и когда все очень "хорошие". Какие качества поддерживать и развивать в ребенке, а какие нет - решать родителям. Генетика решает не так много на самом деле, если детей любить и не позволять им расти как трава. Цвет глаз, волос,форма ушей, рта - это да, определит генетика. "задел" здоровья, наследственные заболевания. А остальное....все дети рисуют, танцуют, тащат родителям книжки чтобы почитали. Кто-то в чем-то более способен, кто-то менее. Одних родителей это радует, другие отмахиваются, у третьих нет времени водить. Четвертые предпочитают ничего не делать, пусть развивается "естественным путем". Пятые отказываются и сдают в детдом. Вот и вырастают все детишки разные.... Постаралась все объективно написать.....
04 Sep 2008, 12:39
"сказались гены настоящих родителей или нет." - может все-таки поправить? Не настоящих родителей, а биологических. Как раз к настоящим родителям тут вы обратились с вопросом. И суть вопроса немного странна, учитывая, что вы сразу делаете оговорку "Ведь многие, кто взял ребёнка, ещё не вырастили детей. Ещё рано говорить: сказались гены настоящих родителей или нет. Давайте порассуждаем об этом.".
04 Sep 2008, 15:10
Автор! Вас пугают не просто так! Гены действительно передаются! Так что не вздумайте усыновлять! А так же не вздумайте рожать сама! Бойтесь и помните про ГЕНЫ! Мало ли кем был Ваш пра-пра-пра(ещё несколько раз пра)дед! Вы же не знаете своё древо рода от самых корней! ))))))
04 Sep 2008, 18:39
Вас кто-то заставляет? Не усыновляйте и пугаться не придется.
04 Sep 2008, 09:25
Считаю, что рассуждать на эту тему бессмысленно. Здесь те, кто для себя давно решил этот вопрос и принял единственно верное для себя решение. Те, кто боятся и сомневаются - еще к усыновлению не готовы. А в инете полно разноречивой информации на тему генов. Генетика - наука достаточно сложная и до конца не изученная. И почему, интересно, некоторые считают свои гены и гены своих предков идеальными? Просто покопайтесь. Кстати, бросают детей и девочки из профессорских семей, не все так однозначно...
Anonymous
04 Sep 2008, 09:56
Генетика действительно наука сложная. У моего ребенка, родившегося в тюрьме от матери наркоманки предрасположенность к привыканию к некоторым лекарственным препаратам, например, эфедриносодержащим. Нафтизин, например, нам противопоказан. И так же с осторожностью я отношусь к другим лекарствам. Но мы прошли полное и дорогое обследование, что бы это выяснить. Анализ на кариотип был первым, который мы сделали перед тем как взять ребенка в семью. (с транслита)
04 Sep 2008, 09:52
Влияние генетической наследственности на поведение Что такое наследуемость психологического признака Люди отличаются друг от друга рядом психологических характеристик. Эти различия вызваны как неодинаковыми условиями жизни, так и несходными генотипами, поскольку генотипы людей содержат разные формы генов. Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Для оценки влияния наследственности и среды на поведение человека ученые сравнивают людей, имеющих различную степень генетической общности (однояйцевых и многояйцевых близнецов, родных и сводных братьев и сестер, детей и их биологических и приемных родителей). Многие гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Некоторые гены имеют десятки форм. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена, формы которых могут быть разными, а могут быть и одинаковыми. Один унаследован от отца, другой - от матери. Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми. Вклад генетических различий в разнообразие людей по психологическим свойствам отражает показатель, называемый "коэффициент наследуемости". Например, для интеллекта коэффициент наследуемости составляет, по меньшей мере, 50%. Это не означает, что 50% интеллекта дано человеку от природы, а остальные 50% нужно добавить путем обучения, тогда интеллект будет 100 баллов. Коэффициент наследуемости не имеет отношения к конкретному человеку. Его вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили. Если бы коэффициент наследуемости интеллекта оказался близок к 0%, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми, и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам. Высокие значения коэффициента наследуемости означают, что даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. Конечный результат, однако, не предопределен генами. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. В чем же тогда выражается влияние генов? Поясним это на примере конкретного исследования.* Ученые обследовали две группы приемных детей. Условия в приемных семьях были у всех одинаково хорошими, а биологические матери детей различались по уровню интеллекта. Биологические матери детей из первой группы имели интеллект выше среднего. Примерно половина детей из этой группы продемонстрировала интеллектуальные способности выше средних, другая половина - средние. Биологические матери детей второй группы имели несколько сниженный (но в пределах нормы) интеллект. Из этой группы 15% детей имели такие же невысокие оценки интеллекта, у остальных детей уровень интеллектуального развития соответствовал среднему. Таким образом, при одинаковых условиях воспитания в приемных семьях, интеллект детей, в определенной степени, зависел от интеллекта их кровных матерей. Приведенный пример может служить иллюстрацией существенных различий между понятием наследуемости психологических качеств и наследуемости некоторых физических особенностей человека, таких как цвет глаз, кожи и т.д. Даже при высоком уровне наследуемости психологического признака генотип не предопределяет его конечного значения. От генотипа зависит, как ребенок будет развиваться в определенных условиях среды. В некоторых случаях генотип задает "пределы" выраженности признака. Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах Исследования показывают, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49% различий по выраженности пяти "универсальных", наиболее важных, свойств личности: · уверенности в себе, · тревожности, · дружелюбию, · сознательности, · интеллектуальной гибкости. Это данные - для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство многояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребенка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет. Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым "общим интеллектом"), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей). Влияние наследственности на асоциальное поведение Поскольку во всех развитых странах преступность и алкоголизм биологических родителей являются распространенными причинами утраты ребенком кровной семьи и помещения в приемную, мы подробнее рассмотрим данные психогенетики о влиянии наследуемости на эти формы поведения. Семейные и близнецовые исследования криминального поведения проводятся уже более 70 лет. Они дают очень разные оценки наследуемости, наиболее часто попадающие в диапазон 30-50%. "Верхние" значения наследуемости получают при изучении близнецов. Некоторые исследователи считают, что близнецовый метод может давать завышенные оценки наследуемости, так как он не всегда позволяет отделить генетические влияния от особых условий среды, в которых растут однояйцевые близнецы. Методом изучения приемных детей получают значения коэффициента наследуемости примерно в 2 раза ниже, чем при изучении близнецов. Датское исследование приемных детей Увеличить Рисунок 1. Количество проанализированных семей, различающихся по наличию судимости у биологического и приемного отца (датское исследование). Наиболее систематические исследования наследуемости криминального поведения методом изучения приемных детей были проведены в скандинавских странах - Дании и Швеции. Благодаря сотрудничеству родителей-усыновителей и ряда органов власти, датским ученым удалось проследить судьбу более 14 000 лиц, усыновленных в период с 1924 по 1947 гг. На рисунках 1 и 2 показаны результаты исследования судимости у мужчин, выросших в приемных семьях. Они относятся только к преступлениям против собственности, поскольку количество преступлений, связанных с применением насилия, было мало. Увеличить Рисунок 2. Доля сыновей, имевших судимости, в семьях, различающихся по наличию судимости у биологического и приемного отца (датское исследование). Из рисунка 2 видно, что доля осужденных среди детей, биологические отцы которых были преступниками, несколько повышена по сравнению с теми детьми, биологические родители которых не нарушали закон. Кроме того, оказалось, что чем больше судимостей у биологического отца, тем выше риск для потомка стать преступником. Было показано также, что братья, усыновленные разными семьями, имели тенденцию к конкордантности (совпадению) по преступному поведению, особенно в тех случаях, когда их биологический отец был преступником. Эти данные свидетельствуют об определенной роли наследственности в повышении риска криминального поведения. Однако, как и из приведенного выше примера с интеллектом, из данных на рисунке 2 следует, что неблагоприятная наследственность не предопределяет будущее ребенка - из мальчиков, биологические отцы которых были преступниками, впоследствии нарушили закон 14%, остальные 86% не совершили противоправных действий. Кроме того, оказалось, что на детей с неблагоприятной наследственностью приемная семья оказывает особенно сильное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Из мальчиков, выросших в приемных семьях, 16% впоследствии совершили преступления (против 9% в контрольной группе). Среди биологических отцов этих детей 31% имели проблемы с законом (против 11% в контрольной группе). Т.е. хотя уровень преступности среди приемных детей был выше, чем в обществе в среднем, он был почти в два раза ниже, чем среди их биологических отцов. По мнению ряда ученых, это свидетельствует о том, что благоприятная обстановка в приемной семье снижает риск криминального поведения у детей с отягощенной наследственностью. Но в некоторых случаях семейная среда может усиливать риск криминального поведения. Как видно из рисунка 2, дети, у которых и биологический и приемный отец имели судимости, совершали преступления чаще других. (К счастью, таких семей было очень мало (рис.1)). Это значит, что существуют генотипы, обладающие повышенной уязвимостью к неблагоприятным аспектам семейной среды (подобные явления в психогенетике называют генотип-средовым взаимодействием). Шведское исследование При исследовании приемных детей в Швеции ученые сначала не нашли даже слабой связи между судимостью детей, воспитанных приемными родителями, и поведением их биологических отцов. Среди шведов преступления были в основном следствием злоупотребления алкоголем. Когда ученые исключили из анализа этот вид преступления, они обнаружили слабую положительную связь между наличием судимости у потомства и их кровных отцов (рис. 3). При этом преступления в обоих поколениях оказались не тяжкими. В основном это были кражи и мошенничество. Увеличить Рисунок 3. Процент судимых среди усыновленных лиц в зависимости от типа семьи (шведское исследование). Подтвердилась и чувствительность детей с наследственной отягощенностью к особенностям приемной семьи. Среди усыновленных шведов не наблюдалось повышения уровня преступности по сравнению со средним показателем по стране, несмотря на то, что среди их биологических родителей процент осужденных был увеличен. Среди приемных родителей-шведов не было лиц, имевших судимости. Т.е. максимально благоприятная семейная среда "нейтрализовала" эффект генетического груза. С другой стороны, наиболее высокий риск нарушить закон наблюдался у тех детей с неблагоприятной наследственностью, приемная семья которых имела низкий социально-экономический статус (рис. 3). Американское исследование Увеличить Рисунок 4. Результаты изучения причин, приводящих к формированию асоциальной личности, в американском исследовании приемных детей (стрелки означают статистически значимую связь между характеристиками родителей и формированием асоциальных наклонностей у детей). Скандинавские исследования включали в себя анализ поведения приемных детей, родившихся в первой половине 20-го века. Сходные результаты были получены и в современной работе американских ученых из штата Айова. Правда, в ней анализировали не судимость, а наличие у приемных детей склонности к асоциальному поведению более широкого спектра. Оценивали поведение, которое служит основанием для диагноза "асоциальное расстройство личности" и включает в себя частое совершение поступков, за которые могут арестовать, а также такие черты как лживость, импульсивность, раздражительность, пренебрежение безопасностью, безответственность и бессовестность. Учитывали также целый ряд характеристик приемной семьи, которые могли бы повлиять на формирование подобных наклонностей. На рисунке 4 перечислены эти характеристики и показаны основные результаты исследования на тот момент, когда усыновленные лица уже достигли взрослого возраста (им было от 18 до 40 лет). Были проанализированы данные только о мужчинах, поскольку количество женщин с "асоциальным поведением" оказалось слишком мало. Из 286 исследованных мужчин сорока четырем был поставлен диагноз "асоциальное расстройство личности". Результаты свидетельствовали, что в развитие данного расстройства вносят независимый вклад три фактора: 1. судимость биологического родителя (генетический), 2. пьянство или асоциальное поведение одного из членов приемной семьи (средовой), 3. помещение ребенка с неблагоприятной наследственностью в семью с низким социально-экономическим статусом (генотип-средовое взаимодействие). Что представляет собой наследственная предрасположенность к асоциальному поведению? Очевидно, что у человека гены не запускают конкретное поведение подобно тому, как это происходит с некоторыми инстинктивными действиями животных. Связь между риском преступного поведения и генами опосредствована психологическими особенностями. Причем известно, что на риск криминального поведения могут влиять различные неблагоприятные сочетания психологических свойств, и каждое из этих свойств находится под контролем нескольких или большого количества генов и разных факторов среды. Первым кандидатом на роль биологического "субстрата" асоциальных наклонностей стала Y-хромосома (хромосома, которая содержится только в генотипе мужчин и определяет мужской пол). Примерно у одного из 1100 мужчин в результате биологических ошибок в сложном процессе создания зародышевой клетки в генотипе оказывается вместо одной две или более Y-хромосом. Эти мужчины отличаются невысоким интеллектом (у нижней границы нормы) и высоким ростом. В 60-х годах XX века было впервые показано, что среди отбывающих наказание преступников со сниженным интеллектом непропорционально много (4%) мужчин с лишней Y-хромосомой. Сначала связь между этим генетическим дефектом и криминальными наклонностями казалась очевидной: поскольку мужчины агрессивнее женщин, чаще совершают преступления и в отличие от женщин имеют Y-хромосому, наличие двух и более Y-хромосом должно приводить к формированию агрессивного "супермужчины". Но в дальнейшем выяснилось, что преступники с лишней Y-хромосомой не более агрессивны, чем другие заключенные, и в тюрьму они попадают, в основном, совершив кражи. При этом у мужчин с данной генетической патологией была найдена связь между снижением интеллекта и вероятностью быть осужденным. Не исключено, однако, что сниженный интеллект влиял не на риск совершить преступление, а на риск быть пойманным и посаженным в тюрьму. Например, один из мужчин с лишней Y-хромосомой несколько раз проникал в дома с помощью взлома, когда хозяева находились в помещении. Исследования мужчин с лишней Y-хромосомой позволяют сделать, по меньшей мере, два важных заключения. Во-первых, связь между генами и преступностью нельзя объяснить генетически обусловленным возрастанием агрессивности или жестокости, как можно было бы предположить, исходя из "здравого смысла". Этот вывод согласуется и с данными исследований приемных детей, в которых влияние наследственности обнаружилось только для преступлений против собственности. Во-вторых, даже среди мужчин с такой очевидной наследственной аномалией, как лишняя Y-хромосома, большинство не становится преступниками, речь идет только о некотором повышении риска подобного поведения среди них. С середины 90-х годов ученые проводят поиск конкретных генов, которые могли бы влиять на величину риска криминального поведения. Все полученные к настоящему времени данные еще нуждаются в подтверждении и уточнении. Однако заслуживает упоминания исследование, проведенное в Новой Зеландии. В нем было показано, что среди мальчиков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, носители формы гена, обеспечивающего более высокую активность фермента МАОА в организме, были менее склонны к асоциальным поступкам, чем носители другой формы гена - низкоактивной. Среди детей, выросших в благополучных семьях, связи между асоциальными наклонностями и геном МАОА не было. Т.е. лица с определенными генетическими особенностями оказались менее уязвимыми к жестокому обращению с ними родителей. Это исследование заставило ученых задуматься о том, правомерно ли вообще говорить о наследственной предрасположенности (склонности) к асоциальному поведению. Возможно, более точным было бы понятие генетически обусловленной уязвимости (незащищенности) некоторых детей по отношению к неблагоприятным, травмирующим событиям. Влияние наследственности на злоупотребление алкоголем Давно замечено, что преступность и злоупотребление алкоголем тесно связаны. Более того, психогенетические исследования позволили предположить, что есть общие для этих форм поведения "гены предрасположения". Выявлены также и некоторые сходные закономерности во влиянии наследственности и среды на преступность и злоупотребление алкоголем. Например, для обеих форм поведения существенное влияние общей среды** обнаруживается в подростковом возрасте. Влияние общей среды проявляется, в частности, в том, что братья и сестры, растущие в одной семье (даже если они не родные), больше похожи друг на друга по асоциальным проявлениям и привычкам, связанным с употреблением алкоголя, чем на своих родителей. Однако злоупотребление алкоголем - это довольно сложное с поведенческой и генетической точки зрения явление, поскольку включает в себя и бытовое пьянство и алкоголизм как развившееся постепенно психическое заболевание (главный диагностический признак которого - непреодолимое психологическое влечение к алкоголю). Очевидно, что в этих двух случаях роль генов различна, но разделить эти две формы злоупотребления алкоголем в психогенетическом исследовании бывает довольно сложно. Возможно, поэтому оценки наследуемости алкоголизма колеблются в довольно широких пределах. Наиболее вероятным интервалом представляется диапазон 20-60%. Среди сыновей больных алкоголизмом заболевает, по разным данным, в среднем 20-40%, а среди дочерей - от 2 до 25 % (в среднем около 5%). При этом можно считать установленным, что возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием среды. Отметим, что употребление алкоголя в раннем возрасте (обычно до 15 лет) является фактором риска развития алкоголизма. Отсутствие генетических влияний на этот признак указывает на важную роль родительского поведения, сдерживающего употребление алкоголя подростками, в предотвращении развития алкогольной зависимости. Вместе с тем, в дальнейшей эскалации потребления спиртного и развитии алкоголизма отчетливо обнаруживаются генетические эффекты и генотип-средовые взаимодействия. Подчеркнем, однако, еще раз, что человек не рождается алкоголиком и не существует какого-либо одного "гена алкоголизма", так же как не существует "гена преступности". Алкоголизм является результатом длинной цепи событий, сопровождающих регулярное употребление спиртного. Большое количество генов в определенной степени влияет на эти события. Так, от характера молодого человека зависит, как часто он будет выпивать и будет ли знать меру, а характер, как уже упоминалось, зависит как от воспитания, так и от генотипа. Кроме того, в силу своих генетических особенностей люди в разной степени чувствительны к токсическим эффектам алкоголя. Например, у части японцев, корейцев и китайцев найдена такая форма гена, влияющего на переработку алкоголя в печени, обладание которой ведет к очень сильному отравлению спиртным. Человек с такой формой гена, выпив алкоголь, ощущает тошноту, прилив крови к лицу, головокружение и раздражение. Эти неприятные ощущения удерживают человека от дальнейшего употребления спиртного, поэтому среди носителей данной формы гена почти не встречается больных алкоголизмом. Наконец, не у всех людей, регулярно употребляющих алкоголь, развивается непреодолимая тяга к нему. Существуют гены (сейчас идет их интенсивный поиск), от которых зависит, приведет ли длительное действие алкоголя на мозг к алкогольной зависимости. При этом гены не запускают конкретные формы поведения, не "заставляют" человека пойти и выпить. Если человек знает о том, что предрасположен к алкоголизму, он может избегать ситуаций, в которых поощряется употребление спиртного, и оставаться здоровым. Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска. Примерно у 1/5 из них обнаруживаются различные проблемы, которые требуют особого внимания родителей, педагогов, а иногда и врачей. Преимущественно это неусидчивость и невротические расстройства (тики, страх темноты и пр.). Реже наблюдаются трудности в усвоении школьной программы, еще реже другие - более серьезные - расстройства, например, судорожные состояния. Эти нарушения не являются проявлениями каких-либо дефектов генетического аппарата и вызваны неблагоприятными условиями, в которых матери вынашивают беременность и растят малышей. Исследования приемных детей показали, что алкоголизм кровных родителей не увеличивает вероятность того, что в будущем ребенок заболеет каким-либо серьезным психическим расстройством. Суммируя существующие данные о влиянии наследуемости на асоциальное поведение и алкоголизм, можно сделать следующие выводы. · Существует положительная, хотя и очень слабая связь между преступностью кровных отцов и их сыновей, выросших в приемных семьях. · Эта закономерность обнаруживается только для нетяжких преступлений, поэтому нет оснований считать, что риск стать преступником объясняется у приемных детей генетически обусловленным повышением агрессивности или жестокости. · Данные указывают, что благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности, связанные с повышением риска криминального поведения, а неблагоприятная - усилить их. · Развитие асоциальных наклонностей не является неотвратимым даже у носителей серьезных генетических аномалий. · Возраст, с которого начали употреблять алкоголь, и интенсивность его потребления на первых этапах полностью определяется действием различных средовых факторов. Генетические эффекты и генотип-средовые взаимодействия обнаруживаются лишь для последующей эскалации потребления спиртного и развития алкоголизма. *Willerman L. Effects of families on inteelectual development. Цит. по "Психогенетика" И.В. Равич-Щербо и др. ** Средовые влияния в психогенетике подразделяют на общую и индивидуальную среду. Под общей средой понимают все ненаследственные факторы, которые делают сравниваемых родственников из одной семьи похожими между собой и не похожими на членов других семей (можно предположить, что для психологических свойств это стили воспитания, социально-экономический статус семьи, ее доход и пр.). К индивидуальной среде относят все ненаследственные факторы, формирующие различия между членами семьи (например, уникальный для каждого ребенка круг друзей, одноклассников или учителей, запомнившиеся ему подарки или поступки взрослых, вынужденная изоляция от сверстников в результате какой-нибудь травмы или другие индивидуальные события). Алфимова Маргарита Валентиновна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической генетики Научного центра психического здоровья РАМН Комментарий Проекта "К новой семье" Стоит учитывать, что на момент постановки задачи исследования были заданы очень узкие граничные условия, которые не учитывали несколько серьезных факторов: · мотивация и степень подготовленности усыновителей к роли родителей, · уровень тревожности будущих родителей, · возраст попадания ребенка в семью и уровень его депривации в кровной семье или учреждении, где он воспитывался, · возможности семьи методично, самостоятельно или с помощью специалистов, к работе по компенсации имеющихся у ребенка соматических и психологических проблем. Всем этим факторам раньше не придавали существенного значения. При изучении отмены усыновлений и возникающих психологических проблем в приемных семьях, была выявлена очень высокая взаимосвязь между успешностью усыновления и мотивацией усыновителей, а также подготовленностью их к роли родителей. Достаточно часто будущие родители оказывались не достаточно готовы к принятию ребенка. Например, хотели решить приемом в семью ребенка вопросы статуса семьи в обществе, восстановить взаимоотношения между друг другом, обрести наследника, воспитать идеального ребенка или вундеркинда, и не были готовы принять его со всеми его особенностями и проблемами. Это приводило к тому, что они не смогли полюбить его и создать дружественную, а только менторскую среду воспитания. До возраста 6-12 лет стиль воспитания не сильно влияет на возникновение серьезных детско-родительских конфликтов и асоциальных проявлений в поведении ребенка, однако менторская среда или так называемый "ответственный стиль воспитания" срабатывает к подростковому возрасту и резко повышает вероятность возникновения конфликтов, развивающихся в формы протестного (часто асоциального характера) поведения ребенка. Усугубляет положение повышенная подозрительность и тревожность за поведение ребенка, что часто приводит к ошибкам воспитания, выраженным в крайних формах воспитательного воздействия - импульсивных, неоправданно жестких мерах или попустительстве, оправдываемом "неотвратимостью судьбы" и списания своей воспитательной некомпетентности на гены. Таким образом, асоциальное поведение кровных родителей является не генетическим, но мощным психологическим фактором давления на приемных родителей, провоцирующим риски неадекватного воспитательного воздействия на ребенка. Влияние тревожности будет подробно рассмотрено в отдельной статье. Вторым по степени влияния фактором на возникновение асоциального поведения является исходный уровень поражения нервной системы ребенка и успешность ее компенсации в замещающей семье. Возникают такие поражения нервной системы вследствие: · пренатальной интоксикации плода алкоголем, лекарственными препаратами, · кислородного голодания, недостатка микроэлементов для нормального развития нервной системы при плохом питании будущей матери, · родовых травм, · материнской депривации ребенка в первые дни и годы жизни, а при попадании ребенка в учреждение отсутствие естественного общения с ним и должного ухода. Серьезность влияния институциональной среды было замечено достаточно давно и описано в 30-х годах 20-го века (Эмми Пиклер), но влияние родительской компетентности в компенсации на успешность усыновления заметили только в конце 70-х годов. Ребенок с депривационными проблемами требует специального коррекционного воздействия, иначе недокомпенсированные медицинские и психологические проблемы начинают проявлять себя в виде девиантного поведения в период, когда происходят бурные гормональные изменения в организме ребенка, а родители уже не имеют полной власти над ребенком - в подростковом возрасте. Также надо иметь в виду, что исследования проводились в семьях, не являющихся полным аналогом семей российских усыновителей, чаще это были фостеровские (принимающие) семьи аналог российских профессиональных приемных семей, куда дети были помещены, в достаточно взрослом возрасте, а фостеровские воспитатели не всегда имели достаточное время и опыт для помощи таким детям, а дети осознавали, что переданы на воспитание, и не приняты на правах кровных. А. Рудов Проект "К новой семье" 10.10.2003
04 Sep 2008, 10:04
Картинки вставить не получилось.:(
04 Sep 2008, 11:19
И неполучится, тут же нет такой функции, только ссылка на источник.
а ну их гены
04 Sep 2008, 23:25
что-то сил не хватило дочитать. а, вообще, волка бояться - в лес не ходить.
04 Sep 2008, 09:56
Здесь уже неоднократно появлялись топики с такими темами. Посмотрите архив. Считаю. бессмысленным и неразумным обсуждать эту тему людям, не имеющим научного отношения к генетике. А ученые-генетики, до сих пор, рьяно спорят друг с другом, так что, не нам - непрофессионалам об этом судить. Пысы. И почему на эту тему всегда заводят анонимные топики?...
04 Sep 2008, 10:04
Я тоже хотела поинтересоваться, почему анонимно?По-моему, кто-то просто глумится и получает удовольствие от того, как рьяно мы бросаемся на обсуждение таких тем.
04 Sep 2008, 10:08
Ну почему именно глумится? Может просто людям неудобно задавать такие вопросы под ником.
04 Sep 2008, 10:18
Глумятся, потому как эта тема возникает с постоянной периодичностью, в одних и тех же словах, фразах и выражениях. Сейчас, анонимный автор "бросил кость" и смотрит за реакцией. Если все это очень интересно автору(на самом деле), то в инете, просто, куча всего на эту тему, для этого не обязательно заводить эту тему здесь, среди людей, далеких от генетики, как от науки, со словами "у Вас еще дети маленькие, и Вы не занете, как все проявится". Ну, если мы не знаем, так что у нас спрашивать? И достаточно просмотреть архив, чтобы понять,во что выливаются обсуждения этой темы, людьми в этом несведущими.
04 Sep 2008, 10:28
ППКС
04 Sep 2008, 10:58
Автор, это Вы были с той же темой на другом форуме или просто ее там скопировали? Здесь такие же усыновители и опекуны, что и на 7я. А многие-и те же самые :)) Не убедили они Вас? Или Вы так-поговорить... В общем-то, вариантов у Вас только 2: -ввязаться в этот эксперимент -постоять в сторонке еще лет 15, пока наши детки подрастут. Или лучше 30-тогда мы Вам сможем и про внуков рассказать, а то вдруг гены через поколение вылезут.
Anonymous
04 Sep 2008, 11:08
ну не все же бродят по всем форумам
04 Sep 2008, 11:18
Тема слово в слово. Простите, но там человеку ответили подробно и сочувственно. Если не убедили-значит, вообще нужно отложить вопрос с приемным ребенком или почитать специальную литературу, там рекомендованную. А ходить с форума на форум с одними и теми же фразами... Еще раз повторю-это не все тот же вопрос, возникший у человека в начале пути (через это проходили многие). Это автор, которому, похоже, просто нравится бросать камни в воду и наблюдать, какие круги пойдут и как "глупые" караси замечутся.
Anonymous
04 Sep 2008, 11:07
Я два года пила. Нервный срыв, начала так заливать стресс. Потом все успокоилось, я снова стала заниматься спортом, как и до срыва, правильно питаться, плавать, в горы с мужем ходим. И вот через пять лет после этого "срыва" (естественно, я больше непью)моя врач мне говорит: "Клетки все помнят!!!" Это она меня так предостерегла от возможной беременности. Вот я и думаю тоже, что ж теперь мне делать.
04 Sep 2008, 11:22
Раз все еще думаете, то лучше не стоит.
04 Sep 2008, 12:10
О чём вы? Что помнят? Вы же не были законченной алкоголичкой всю жизнь, не собираетесь зачать и вынашивать ребенка в пьяном угаре. А период интоксикации организма давно прошел, так что если по-настоящему хотите ребенка, не сомневайтесь.
04 Sep 2008, 12:40
+1!
04 Sep 2008, 17:39
+2
04 Sep 2008, 17:51
+3!
04 Sep 2008, 13:33
Или Вы не правильно поняли, или врач - полная дурочка, во что мне, как человеку с дипломом врача поверить всегда нелегко :))))
04 Sep 2008, 14:20
Бред какой :(. Смените врача. Квалифицированный специалист никогда не будет плести пациенту такую чушь. Особенно если пациентка настолько впечатлительна :(
04 Sep 2008, 15:03
Посмеялась от души со слов "клетки всё помнят"!!! ))))))))
04 Sep 2008, 22:51
Отпад просто :)) Клетки все помнят :)) Упала просто со стула :)) Вот это перл!
04 Sep 2008, 11:18
А мне все равно, что будет потом, вот такая я легкомысленная женщина :-) Я радуюсь дочери и просто живу вместе с ней.
04 Sep 2008, 13:31
Конечно, сказываются! Все внешние признаки + предрасположенность к тем или иным болезным наследуется обязательно. так же точно, как Ваш кровный малыш может унаследовать склонной к гипертонии по женской линии или форму глаз пра-пра-прадедушки мужа... :))))Кто родится, того и будете растить с учетом все его особенностей, которые будете наблюдать после рождения. Точно так же и с тематическими детками - кого бог пошлет, того и будете воспитывать :))))
04 Sep 2008, 13:34
Наш сынок, кстати, с определенными вполне корнями, обожает сало, вареники и галушки :))))) ГЕНЫ!!!!!!!!!
04 Sep 2008, 13:52
:) наш любит пельменей навернуть :) вчера две порции слопал :) А вообще, прикольно открывать подобные особенности. Другие гены, понимаешь! :)
04 Sep 2008, 16:37
Ааа!!! Точнаа! :-)))) А наша любимая еда арбузы :-D *Био-батька, как раз сейчас, небось, арбузы в столицы везет на продажу :-D*
04 Sep 2008, 18:13
и у нас ГЕНЫ! фрукты-овощи едим только с корейско-тайским уклоном, т.е. очень острые и растущие в ЮВА ;-) (помню, как дочь ела национальное тайское блюдо - суп том ям, я плакала над тарелкой, а она сама поедала его ложкой со скоростью света, не поморщившись ;-)). мясо не ест, зато лопает морепродукты, причем не креветки, а всяких моллюсков. вот только сейчас слопала банку ракушек, сама, вилкой. сразу видно: девочка приморская, с дальнего востока привезенная :-)). п.с.: для тех, кто захочет меня упрекнуть в отсутствии "здорового питания", могу долго и нудно рассказывать о том, что дочка не ест ничего, кроме того, что сама хочет ;-). 3 недели, когда я морила ее голодом и предлагала только здоровую пищу, кончились моим полным фиаско )))) п.п.с.: а я тоже ем все то, что моя дочь ;-)))), так что, может, это мои гены?)))
04 Sep 2008, 20:23
Нет, ну так не честно :-( Ездили мимо нас тут кругами, хоть бы зашли на тортИГ... из креветОГ! :-)))
04 Sep 2008, 22:03
да мы бы с удовольствием :-). только вы адресок-то не оставили ;-)
04 Sep 2008, 14:14
Мои сынок имеет прекрасные гены :в 3 годика выучил весь алфавит,в 4 годика начинает читать, а сейчас отдали его в гимнастику так тренер сказала что жутко способный от рождения прямо гимнаст.
04 Sep 2008, 16:32
Но если вы сами утверждаете, что нам, еще не вырастившим своих детей еще рано говорить, сказались гены или нет, то какой смысл в вашем предложении "порассуждать"? Перелить воду из пустого в порожнее? И какой критерий у нас должен быть, чтоб, когда все-таки вырастим наших деток до взрослго состояния, знать сказались или био-гены или нет?
04 Sep 2008, 19:15
Предчуствие...что и этот топик заблокируют как и предыдущие подобные...)))
04 Sep 2008, 22:01
И правильно сделают. Тут даже жевать уже нечего - не то,что обсуждать :) Давно все сказано. Автору - в Яндекс, в Яндекс. Сами читайте, сами решайте
04 Sep 2008, 22:28
я бы лучше о протекании беременности задумалась. Как асоциальный образ жизни может сказаться на здоровье ребенка
04 Sep 2008, 23:18
:))))))) Ну, наконец-то, суть темки вылезла:)))))
04 Sep 2008, 23:20
У нас био папа водитель, сын из машин не вылазит, в свои 2 года узнает где мерседес где ауди, подбежит к маминой машине обязательно фары поцелует и скажет какие глазки у машинки красивые.ГЕНЫ!
Anonymous
04 Sep 2008, 23:21
http://itnews.com.ua/37169.htmll <> target='_blank' href='http://www.medlinks.ru/article.php?sid=28250 http://www.medlinks.ru/article.php?sid=28250 <> target='_blank' href='http://www.potrebitel.by/13774.htmll Почитайте,'>http://www.potrebitel.by/13774.htmll Почитайте, <> <> например, про алкоголизм.
04 Sep 2008, 23:31
Вы сами прочитали? Улыбнуло первое слово данного предложения:"Имение этого генного варианта, по мнению ученых, приводит к тому, что человек будет предрасположен к алкоголизму." Сразу видно, статья супернаучная:)) Третья же ссылка прямо указывает на то, что и Вам необходимо срочно проверить свой род, как минимум до третьего колена, причем, учитывая и дальние родственные связи. Алкоголизм присутствует в каждом роду.
04 Sep 2008, 23:31
Это за гранью моего понимания... Что серость хочет? Чтоб мы ужаснулись содеянному и посыпали голову пеплом? :) Или мадам не спит ночами, представляя, что есть такое понятие, как "тайна усыновления" и ее ребенок, рожденный от белой кости-голубой крови, может привести в дом это с генами и чебурашками, а наша аристократка и знать об этом не будет? :) Вот ведь проблема у человека!
04 Sep 2008, 23:33
ну.. все :) топик блокирую.
Читайте больше обсуждений на эту тему в Форуме
Хочу ребенка \ Усыновление