Меню

версия фр. журналистов о причине гибели "Курска"

AD
09 май 2007, 11:44
ссылка уже довольна старая, может, кто уже видел. просто в жж как-то опять "всплыл" этот вопрос, я и решила поделиться. вот: http://www.rusprav.org/Kursk.html
10 май 2007, 01:07
А ссылочку на обсуждение дадите? Интересно посмотреть.
10 май 2007, 01:28
сейчас попробую поискать.
10 май 2007, 01:44
извините, не могу найти две темы, которые сегодня с утра просматривала. при этом они были в топе самых обсуждаемых - я их так и нашла. теперь ни один поисковик не находит :( может, я уже не соображаю. вот, нашла только это: http://gudwin.livejournal.com/438313.htmll , но это обсуждением трудно назвать. в тех постах выкладывал фотографии "очевидец", так он себя называл. по долгу службы сфотографировавший "Курск" . в общем-то смысл сводился к тому, что все мы делаем спустя рукава, мол, лодка погибла из-за халатности.
10 май 2007, 01:59
Как раз сильные повреждения практически всей лодки показывают, что это была не мина/торпеда, а более глобальное событие - типа удара об земную ось (скальное дно). Реально задача той же торпеды пробить корпус и сделать в лодке дырку. Восем килотонн взрыва раскидали бы ее по окружающе действительности тонким слоем. Если осилите текст, что я тут запостил (хотя бы третью часть) - поймете, что не так все просто. Абстрактно торпеды не взрываются. Детонация от внешнего взрыва практически исключена (мы не используем такие ВВ, вообще в истории только один случай приписывают такому стечению обстоятельств - эсминец ВМФ Великобритании Шеффилд в Фолклендском конфликте). Ну и никто не держит торпеду или бомбу в боевом состоянии - взрыватель активируется только на достаточном удалении от корабля (самолета). Так что там много чего можно обсуждать, но материалы то закрыты и в большинстве своем это чистой воды среднепотолочный бред лошади известной масти. З.Ы. Версия столкновения с американской подводкой очень и очень сильно признается самими моряками-подводниками (на основе личного общения).
10 май 2007, 08:01
Согласна за столкновение с американской субмариной, тем боле что их подводная лодка мемфис из этого района ушла в ремдок аккурат после.
Anonymous
10 май 2007, 16:33
очень верный смысл, что из-за халатности. Только об этом военные врдя ли расскажут.... ближайшие 50 лет.... эх, 7ая дивизия....
10 май 2007, 01:09
Реально же кино качается плохо, но третью и четвертую часть я осилил. Обсуждать сложно, там одна версия изложена, может и прикольная (кстати, честь и хвала властям, что замяли, а то была бы третья мировая, даже зулусам было бы потом плохо). А в качестве альтернативы могу предложить такое вот занимательное чтиво: _______________________________________ Пока ждали появления подзадержавшегося Плодожорова, Ортопед включил расположенный между передними креслами маленький телевизор с девятидюймовым жидкокристаллическим дисплеем и настроился на новости по РТР. Основной темой выпуска была пресс-конференция, данная Генеральным прокурором России на тему завершения расследования по факту гибели в августе двухтысячного года атомного подводного крейсера "Мценск". Картавый ведущий пробормотал нечто невнятное, смущенно хихикнул и передал слово журналисту, присутствовавшему на оглашении результатов двухлетнего следствия. Корреспондент тоже не стал попусту точить лясы и сразу пустил в прямой эфир доклад генпрокурора. Экран заполнила свинообразная туша в синем мундире. - Натуральный, блин, хряк, - прокомментировал Садист. Эдиссон на всякий случай нажал кнопку записи на подсоединенном к телевизору видеомагнитофоне. - Завершено расследование обстоятельств этой неожиданной для всех нас катастрофы, - красный как рак генпрокурор, вес которого при росте метр семьдесят давно зашкалил за полтора центнера, разгладил лежавший перед ним большой лист бумаги и зевнул, - а-а-атомного подводного ракетного крейсера "Мценск". Катастрофа произошла в ходе плановых учений девятнадцатого или двадцатого августа двухтысячного года в водах Баренцева моря и унесла жизни ста восемнадцати или ста девятнадцати находившихся на его борту членов экипажа. Может, правда, ста двадцати или ста семнадцати, но это не суть... Количество погибших еще будет уточняться, так как есть разночтения в документах... Известное всем вам уголовное дело, - страдающий лишним весом и острой нехваткой совести надзиратель за соблюдение законов окинул суровым и немного расфокусированным взглядом собравшихся журналистов, - было возбуждено двадцать пятого сентября того же года Главной военной прокуратурой по признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи двести шестьдесят девятой Уголовного Кодекса Российской Федерации. Для неразбирающихся в вопросе поясняю: это нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, космического, водного, вьючного или гужевого транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более граждан, получивших российские паспорта нового образца, или одного и более сотрудника милиции, суда или прокуратуры, или трех и более нелегальных эмигрантов, или семерых и более граждан России с паспортами старого образца. И попрошу отметить оперативность возбуждения дела... Месяца не прошло, как мы его возбудили! - Да, для тебя это успех, блин, - зло буркнул Садист. - На первоначальном этапе следствие располагало крайне ограниченной, скудной и противоречивой, я бы даже сказал - нулевой информацией о катастрофе, - продолжил жирный чиновник. - Правда, дела сейчас обстоят не лучше, но об этом я еще скажу... В связи с этим о причинах аварии было выдвинуто девяносто семь рабочих версий. Основными из них являлись следующие: столкновение "Мценска" с иностранным подводным, надводным или воздушным кораблем, поражение "Мценска" торпедой или ракетой с иностранного подводного, надводного или воздушного корабля, диверсия, террористический акт, хулиганство, вандализм, подрыв АПРК на мине времен Великой Отечественной войны, гибель субмарины в результате нештатной ситуации с ее или чужим вооружением, неблагоприятная геофизическая обстановка, шторм, извержение подводного вулкана, нападение неопознанного летающего или плавающего объекта, метеоритная атака и многие, многие другие, - выступающий довольно прищурился, жизнеутверждающе икнул и весело улыбнулся. - Как видно, работа была проведена огромная... - Но бессмысленная, - подытожил Денис. - В ходе следствия все выдвинутые рабочие версии были тщательно проверены, особенна те, что касались НЛО и хулиганки. Задержано сто девяносто семь подозреваемых из числа экстремистов, принадлежащих к так называемой "Национал-большевистской партии", часть из них уже сознались в утоплении как "Мценска", так и погибшего лет десять назад "Комсомольца", и ряда российских и иностранных подлодок, включая "Трешер<Атомная ударная подводная лодка SNN-593 "Трешер" была заложена 28 мая 1958 года на военной верфи Портсмута, спущена на воду 9 июля 1960 года и введена в строй 3 августа 1961 года. Надводное водоизмещение субмарины составляло 3700 тонн, подводное водоизмещение - 4300 тонн, скорость более 20 узлов. Вооружена субмарина была 4 торпедными аппаратами. Командиром лодки был назначен Ден У.Аксен. С 18 по 24 сентября согласно испытательной программе, подводная лодка приняла участие в испытаниях NUSUBEX 3-61 (Nuclear submarine Exercise) на северо восточном побережье Соединенных Штатов. 18 августа SNN-593 "Трешер" пошла на юг вдоль восточного побережья. После появления в Сан Жуане, Пуэрто Рико, субмарина провела дальнейшие испытания и тестовые торпедные стрельбы. 29 ноября субмарина направилась в Портсмут. В конце года подводная лодка вернулась в порт и первые два месяца 1962 года провела в оценке сонарной системы и подводной ракетной (SUBROC) системы. В марте 1962 года субмарина приняла участие в противолодочных учениях совместно с тактической группой "Альфа" и в NUSUBEX 2-62 - испытании, созданном для улучшения тактических возможностей ядерных подводных лодок. После учений субмарина ненадолго возвратилась в воды Новой Англии и затем направилась в Флориду для тестов SUBROC. В районе порта Канаверал SNN-593 "Трешер" случайно столкнулась с портовым буксиром и повредила одну из балластных цистерн. После ремонта на верфях "Electric Boat Company" в Гротоне субмарина вернулась на юг для прохождения дальнейших испытаний и тестов. Ранней весной 1963 года субмарина вернулась на север и встала в док для проверки. 10 апреля 1963 года SNN-593 "Трешер" в сопровождении спасательного судна ASR-20 "Скайларк" вышла в море для проведения глубоководных погружений. Кроме 16 офицеров и 96 членов экипажа на ее борту находилось 17 гражданских техников, присланных для наблюдения за работоспособностью ее механизмов во время погружений. Пятнадцать минут спустя достижения заданной глубины погружения, субмарина связалась со спасателем ASR-20 "Скайларк" по подводному телефону, докладывая о возникших на ее борту трудностях. Искаженные передачи указывали, что значительно ниже поверхности, на борту SNN-593 "Трешер" возникла нештатная ситуация. Затем связь с подводной лодкой прервалась. Попытки восстановить контакт с субмариной провалились и была сформирована группа для поиска SNN-593 "Трешер". Спасательное судно "Recovery" (ASR 43) подняло большое количество обломков прочного корпуса субмарины. Фотографии, полученные батискафом "Trieste" показали, что субмарина разрушилась на несколько частей. Корпус лодки находится на глубине 5500 футов в 220 милях восточнее Бостона. "Трешер" распался на шесть основных частей - носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек - лежащих в радиусе 400 метров. Впоследствии, на основании большого количества фотографий и других данных, специальная комиссия установила наиболее вероятную причину этой катастрофы: в результате трещины в сварочном шве, машинный отсек субмарины начал заполняться забортной водой, вызвавшей короткое замыкание в электрических цепях управления реактором, в результате чего реактор автоматически выключился и подлодка провалилась на закритическую глубину. В апреле 1963 SNN-593 "Трешер" была вычеркнута из списков американского флота. В 1965, 1977, 1983 и 1986 годах были проведены замеры на радиоактивность. Благодаря хорошей герметичности ядерного реактора в машинном отделении, ни один из замеров не показал наличие выпуска радиоактивности из элементов топлива реактора. Радиоактивный фон в районе гибели не превышает естественный уровень фона в воде и морских образцах жизни>". Сейчас с арестованными продолжают работать... Еще были собраны исчерпывающие сведения о крейсере и его техническом состоянии, в чем нам сильно помогли коллеги из ЦРУ, о готовности экипажа и крейсера к выходу в море - отдельное спасибо британской разведке, о вооружении подлодки - данные взяты из доклада руководителя германской санитарно-эпидемиологической службы, так что в их точности нет сомнений. О подготовке и ходе учений мы узнали из газет и сравнили эти сведения с докладами штатных стукачей. Они, как ни странно, совпали, что говорит об использовании как нами, так и журналистами одних и тех же источников. Еще мы выяснили все подробности о проведенном после учений банкете, посвященном удачному окончанию маневров, об обстоятельствах катастрофы, ее последствиях и последующей поисково-спасательной операции. - Генпрокурор сверился с лежавшими по левую руку шпаргалками. - Да-да, именно поисково-спасательной, потому что лодку сначала надо было найти. А море - оно большое. Не говоря уже о Тихом океане, озере Байкал и реке Ангара, где "Мценск" на всякий случай тоже искали... Кроме того, при проверке выдвинутых версий была произведена оценка собранных доказательств, включая данные, предоставленные следствию из Великобритании, Норвегии, Финляндии, Колумбии, Буркина-Фасо и Австралии. Особенно ценными были сведения из Буркина-Фасо, куда я сам лично трижды выезжал в командировку и знакомился там с местными достопримечательностями... В зале возник легкий шум. - В составе следственной группы четко и слаженно работали двести сорок шесть следователей, собранных по всей стране и специализирующихся, в основном, на квартирных кражах и уличных разбоях, - одышливый бюрократ поднял руку, призывая к тишине. - Всем им приходилось трудиться в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, проявляя высокое чувство ответственности, выносливость к некачественному спиртному, морозоустойчивость, профессионализм, а порой даже мужество и героизм. Например, младший советник юстиции Собакевич трижды за один день падал с корпуса субмарины на дно дока, но каждый раз лез обратно. И то, что он был в сосиску пьяный, не умаляет его трудового подвига, как тут некоторые могут подумать!.. Или, вот, следователь Вонюкин... Он обнаружил внутри "Мценска" содержащие драгоценные металлы детали приборов и мужественно приобщил их к делу как вещественные доказательства, а не сдал в скупку знакомым армянам, - лицо генпрокурора приняло удовлетворенное выражение, явственно свидетельствовавшее о том, что он в прошлом лично и неоднократно таскал к барыгам изъятые на месте происшествий ценные вещи. По рядам журналистов прокатилась волна перешептываний. - Что за бред он метёт? - удивился Рыбаков. - Буркина-Фасо, драгметаллы, скупка... - Впервые участники следственной группы произвели осмотр затонувшего подводного крейсера непосредственно после того, как он был поднят, - генпрокурор повысил голос. - Или не поднят... В общем, это мелочи. Поднят - не поднят, смотрели - не смотрели... Может, это вообще макет был... Или есть... Короче, работы проводились в экстремальных условиях. Даже видеоаппаратура и фототехника, использовавшаяся при осмотре, отказывали из-за применения её при температуре воздуха до минус пятидесяти градусов по Цельсию, повышенной влажности и повального пьянства операторов. Всего с октября двухтысячного по март две тысячи второго года с "Мценска" подняты тела и фрагментированные останки ста пятнадцати человек из ста восемнадцати или ста девятнадцати, находившихся на борту подлодки в момент гибели. Правда, может, их было чуток больше или меньше, но об этом я сказал выше и это пока точно неизвестно. Все тела опознаны и переданы родственникам для захоронения, включая трех дохлых американских аквалангистов, которых случайно укокошили глубинной бомбой в процессе плановой бомбардировки акватории. Тела примерно троих или четверых из погибших обнаружить не удалось. Видимо, их или не заметили, или они таинственно исчезли...
10 май 2007, 01:10
Продолжение: _____________________________________ - Как это так? - крикнул кто-то из зала. - На этот вопрос я отвечу потом, - отмахнулся чинуша и уставился в лежавшее перед ним заключение. - В ходе расследования дела проведено свыше... ого!.. ста тысяч следственных действий, допрошено... ничего себе!.. более полумиллиона свидетелей, осмотрено более тысячи объектов, документов, фрагментов вооружения и конструкций субмарины, и множество достопримечательностей в Буркина-Фасо и Таиланде, где я тоже побывал в командировке... За содействие, оказанное в ходе следствия, Генеральная прокуратура благодарна специалистам флота, сотрудникам научных и экспертных учреждений, руководителям и служащим государственных органов управления, производителям вин и ликеров, оперативно откликнувшихся на призыв помочь членам следственной бригады, и особенно - руководству туристической фирмы "Фламинго", организовавшей мои выезды за границу. Камера на секунду повернулась и на экране возникло ошарашенное лицо заместителя главы президентской администрации, также сидящего в президиуме. Справа от кремлевского бюрократа возвышался телохранитель, что-то быстро говоривший в прикрепленный на лацкане пиджака микрофончик. - Несмотря на все трудности и особую сложность данного уголовного дела, - с новой силой заблеял генпрокурор, - следственная группа выполнила свою задачу типа в полном объеме, всесторонне, полно и объективно установив все обстоятельства произошедшей трагедии. В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла девятнадцатого или двадцатого августа двухтысячного года в одиннадцать часов двадцать восемь минут или немного позже где-то в Баренцевом море вследствие взрыва торпеды внутри торпедного аппарата номер..., - чиновник посмотрел листок бумаги на просвет. - Тут неразборчиво... а, в общем, это и неважно, главное - что внутри... и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом или, в крайнем случае - во втором, отсеке подводного крейсера. Но не в третьем и уж никак не в четвертом... Эти обстоятельства были окончательно установлены экспертами после подъема фрагментов носового отсека летом этого года. Принадлежность фрагментов пока устанавливается. Может, они и не от "Мценска". Но это всё фигня... Подъем фрагментов был прекращен только после того, как эксперты сочли достаточными объемы предоставленных им для исследования данных и спиртосодержащих жидкостей. Вот. Из-за портьеры за спиной выступавшего выглянул бритоголовый верзила с характерной внешностью медбрата из психиатрической клиники. - В результате взрыва торпед в прочном корпусе образовались отверстия размером с двух и пятирублевые монеты, на общую сумму в сто восемьдесят восемь рублей, через которые в первый отсек лодки начала поступать морская вода, затопившая практически полностью первый отсек лодки. Явившаяся результатом взрыва ударная волна, а также летящие фрагменты хвостовой части разрушенной торпеды и торпедного аппарата инициировали взрывной процесс бризантного вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были расположены на стеллажах внутри первого отсека, - генпрокурор громко высморкался. - Получив такие, я не побоюсь этого слова - катастрофические повреждения, корабль затонул в Баренцевом море в ста с чем-то милях от входа в Кольский залив на глубине метров в сто... Или двести... Короче, следствие пришло к выводу, что лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении, приготовлении и эксплуатации торпеды, не предвидели возможности ее взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем, и по обстоятельствам дела такой возможности предвидеть не могли. Поэтому принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления... Конечно, в ходе следствия выявлены нарушения в организации, проведении учений и поисково-спасательной операции, допущенные должностными лицами органов военного управления ВМФ России. Куда ж без этого? И все вы знаете, что эти лица наказаны. Но не сильно. Потому, что они о-о-очень высокопоставленные лица! - глава Генпрокуратуры показал пальцем куда-то вверх. - И у них такие же высокопоставленные друзья. Так что финита, господа. Следствие закончено, дело закрыто! С чем я вас всех и поздравляю..., - из-за портьеры высунулись две волосатые руки и схватили чиновника за ворот форменного мундира и вместе со стулом опрокинули на спину. - Эй, куда вы меня тащите?! Я Генеральный прокурор! Да я!.. Да мне!... Ой, щекотно!... - Пресс-конференция окончена! - истерично завопил заместитель главы президентской администрации, прыгнувший сверху виновника торжества и помогавший дюжему медбрату спеленать трепыхавшегося чинушу. - Всем очистить помещение! Это всё недоразумение! Это двойник! Настоящий генпрокурор похищен чеченскими боевиками!.. По экрану телевизора прошла рябь и появилась заставка "Приносим извинения за технические неисправности". - Что это было? - недоуменно спросил Горыныч. - По-моему, - Рыбаков задумчиво побарабанил пальцами по подлокотнику кресла, - этому жирному придурку кто-то подсунул таблеточку, подавляющую в мозгу центр вранья. Или сдобрили его утренние пончики порошком ЛСД. Другого объяснения у меня нет...
10 май 2007, 01:14
Ну и типа окончание: _____________________________________ - Такого общеуспокаивающего ответа и следовало ожидать, - Александр Николаевич Рыбаков, отец Денис и в прошлом - один из ведущих советских химиков, работавший на военно-промышленный комплекс великой державы, выбрал себе яблоко посочнее из лежавшей в хрустальной вазе горки. - То, что случилось с "Мценском", симптоматично... Бардак на всех уровнях, чего не коснись. От разработки субмарины, как таковой, до расследования уже произошедшей аварии. По пути к папаше Денис купил газету с изрядно приглаженным выступлением Генерального прокурора, откуда были вымараны все произнесенные тучным чиновником глупости, и всучил ее отцу, на денек вырвавшемуся с дачи. За городом Рыбаков-старший занимался поливкой грядок с клубникой, окучиванием кустов крыжовника и смородины, и очередными экспериментами с содержащими фруктозу органическими соединениями, столь ценными в деле приготовления домашних вин и настоек. - Но вот взрыв торпеды..., - пожал плечами Денис. - Чушь собачья! - Александр Николаевич поморщился. - Бредни сивого прокурора! Просто так никогда ничего не взрывается. Особенно двигатели торпед. Их конструкция специально разработана с учетом того, чтобы избежать даже малейшей возможности взрыва... Пожар - да, может быть, но не взрыв. Но пожар к пробою прочного корпуса лодки не приводит. - А боеголовки? - Что боеголовки? - Ну, разогрелись от пожара..., - неуверенно сказал Рыбаков-младший. - И что с того? - хмыкнул Александр Николаевич. - Потечёт тол - и всё тут. Если в боевую часть не вставлены взрыватели, которые, кстати, тоже имеют несколько степеней защиты, боеголовка не сдетонирует. А взрывателей там не было. - Почему ты так уверен? - Объясняю, - доктор химических наук плеснул себе полстакана молодого красного вина из смеси ранних сортов слив и яблок, и посмотрел напиток на свет. - Взрыватели хранятся отдельно от боеголовок. И даже не в торпедном отсеке, а в сейфе капитанской каюты, которая находится на рассматриваемом нами проекте "Антей" в четвертом отсеке... Боевая часть торпеды снаряжается взрывателем непосредственно перед боевым пуском. Которые, кстати, разрешены в весьма ограниченной акватории моря, на спецполигоне. Для Баренцева моря - это место в двухстах милях от точки, где потонул "Мценск". - А на всякий случай парочку снаряженных торпед не держат? - Зачем? - Например, для защиты от внезапного нападения, - предположил Денис. - Лодка ж боевая... - Какое к черту "внезапное нападение" на учениях, где в квадрате сто на сто миль крутится весь Северный флот? - нахмурился Рыбаков-старший. - Там одних противолодочников штук десять было. Плюс три крейсера, авиация, миноносцы, ударные лодки. Заколбасили бы любую западную субмарину, буде она только вознамерилась напасть на "Мценск"... Да и в боевом походе взрыватели всё равно в сейфе лежат. В крайнем случае - в специальной выгородке, типа порохового погреба. Подводный бой - это не мгновенное столкновение, а многочасовая взаимная охота. Времени, чтобы снарядить торпеды детонаторами - хоть отбавляй. Весовой же заменитель и аппаратура, которыми снабжены боеголовки практических торпед, не взрываются, хоть ты тресни. - Остаются двигатели... - Двигатели тоже не взрываются, они горят, - надулся Александр Николаевич. - Конечно, взрыв - это просто быстрое горение, ежели рассуждать с научной точки зрения, но разработчики изделий - не идиоты. Техника безопасности ими предусмотрена. Причем для любой нештатной ситуации. - Так уж и для любой... - Именно, что для любой. Перед тем, как изделие идет в серию, проводятся очень жесткие испытания. По торпеде палят бронебойно-зажигательными из крупнокалиберного пулемета, бросают с высоты десяти метров на бетон и на стальной штырь, разогревают градусов до семисот... И еще ни разу движки не взрывались, только горели, - Рыбаков-старший отхлебнул из стакана. - Но пожар в одном из отсеков не может быть причиной гибели лодки, даже если в этом отсеке все погибли... - Грешат на перекись водорода, - напомнил Денис. - Типа, она рванула. - Ерунда! - отмахнулся Александр Николаевич. - При разложении маловодной перекиси водорода выделяется атомарный кислород, могущий привести только к кратковременному объемному пожару без больших температур. Ну, на несколько секунд будет в отсеке градусов двести-триста... Люди, разумеется, погибнут. Ну, загорится керосин, который тоже имеется в перекисноводородной торпеде. И что? Стандартный пожар, который должны потушить штатными средствами... Но это всё может случиться только в том случае, если пожар возникнет. Одного выделения атомарного кислорода и смешения окислителя с керосином мало. - Почему? - Да потому что при смешивании эм-пэ-вэ и керосина образуется эмульсия. Она нестабильна, но сама по себе не загорается. Необходима искра, огонь или некий катализатор. - То есть, - задумался Денис, - нужно поднести к дефектной торпеде зажигалку? - Примерно так, - глава семейства допил вино и вгрызся в яблоко. - Сия картина совершенно фантастична... Сложно себе представить, чтобы матросы и офицеры в первом отсеке "Мценска" лезли к протекающему изделию с факелами и спичками. Они ж прекрасно знали, что в торпеде, чего нужно опасаться и как предотватить возгорание. К тому же, это не гидразиновое<Гидразин (NH2NH2) - сильно гигроскопическая жидкость, обладающая заметной способностью поглощать из воздуха углекислоту и кислород. Замерзает гидразин при температуре плюс 1, 5°, кипит при температуре 113, 5° (давление 760 мм рт. ст.). Удельный вес вещества колеблется в зависимости от его агрегатного состояния и температуры окружающей среды. При температуре минус 5° плотность твердого гидразина составляет 1, 146, жидкого при температуре 0° - 1, 0253, а при температуре +15° - 1, 0114. По мере дальнейшего возрастания температуры удельный вес соединения уменьшается. Гидразин хорошо растворяется в воде, спиртах, аммиаке, аминах. Он нерастворим в углеводородах и их галоидопроизводных. Водные растворы обладают основными свойствами. Гидразин является сильным восстановителем. Благодаря этому он термодинамически неустойчив и легко разлагается под влиянием катализаторов, при нагревании до высоких температур, при действии излучений. На воздухе горит синим пламенем и при этом выделяется значительное количество энергии. Гидразин можно применять в качестве химического реактива, проявителя в фотографии, антиоксиданта, консервирующего средства, инсектицида, в производстве пластических масс, синтетических смол, клеющих веществ, резины, в качестве флюсов в металлообрабатывающей промышленности. В последние годы производные гидразина находят широкое применение в клинической медицине.>изделие, высокой температуры и массового отравления по всей лодке не было бы. - Гидразин - это что такое? - заинтересовался Рыбаков-младший. - Азотистый аналог этана, - разъяснил Александр Николаевич. - В молекуле два атома азота, связанных между собой. В общем, это химреактив, в частности использующийся как горючее для реактивных двигателей. Сейчас, в основном, применяют даже не чистый гидразин, а его метильные гомологи - метилгидразин и диметилгидразин в смеси с тетраоксидом азота. Вот они могут самопроизвольно вспыхнуть. Сам же гидразин разлагается только при контакте с нагретым металлическим катализатором. - Погоди, это для меня сложновато, - засмеялся Денис. - Ничего сложного, - доктор химических наук поправил очки. - Соединение давно известно, его свойства неплохо изучены... У нас есть торпеды и ракеты на гидразине, но на "Мценске" таковых не было. Если бы речь шла о "Шквалах<Ракето-торпеда "Шквал" - калибр - 533, 4 мм, длина - 8200 мм, вес торпеды - 2700 кг, мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте - 210 кг, эффективная дальность стрельбы - 7 км, маршевая скорость - 360 км/час. >", я бы еще с известной натяжкой согласился с выводами экспертизы. Но только в части внезапного пожара, а не взрыва... Сейчас же всё это выглядит безумным лепетом кучки дилетантов. Непонятные взрывы, самопроизвольные пожары, взявшееся неизвестно откуда дикое давление, детонации одних боеголовок и сохранность других, расположенных совсем рядом с гипотетическим "эпицентром" взрыва, продолжающееся активное горение после заполнения отсека водой и прочая лабуда. Так не бывает. Объяснение процесса "сложными физико-химическими реакциями", - Рыбаков-старший ткнул пальцем в отмеченный им абзац статьи, - это попытка ввести всех в заблуждение, уйти от прямого ответа по существу. Ибо по существу сказать нечего. Да и характер разрушений во втором отсеке не похож на взрывное воздействие. Можешь мне поверить. - Тогда на что он похож? - Вероятнее всего, все эти разрушения произошли от удара лодки об дно. Сорвало кое-какие механизмы, где-то могли возникнуть локальные пожары... Приплюсуй к этому повреждения при распиле корпуса, когда отделяли первый отсек, и неизбежные мелочи, пока "Мценск" полтора года лежал под водой. Рыбки, крабы... - Рыбки и крабы вряд ли чему-то там навредили, - не согласился Денис. - Вот это ты зря, - усмехнулся Александр Николаевич. - Всё дело в количестве и продолжительности времени воздействия. Рыбки объедали трупы, крабы тоже копошились в поисках разной органики, которой там было немало. За год много чего можно разворошить... - Тогда что на самом деле случилось, если не взрывы торпед? - Скорее всего, нечто комплексное. Пожар, срочное всплытие, удар об свой же тяжелый корабль или уход от столкновения, и носом в дно... Хотя, может, и без пожара. Пошли на поверхность, чтобы продуть отсек, в котором стала травить торпеда, и влетели под флагман того самого ОБК<Ордер боевых кораблей.>, по которому должны были через час или два пулять практической. Флагманом там был "Адмирал Молотобойцев", авианесущий крейсер. Шестьдесят пять тысяч тонн водоизмещением, боковые стабилизирующие кили по метру, да в толщину сантиметров по тридцать. Он такую лодку, как "Мценск", переедет и не заметит, особливо при волнении. А волнение на Баренцевом море всегда... - Ну, хорошо, - кивнул Денис. - Предположим, что лодку зафигачил наш же корабль. Но почему тогда данные о происшествии не вылезли наружу? Экипаж крейсера - не одна сотня человек. Кто-нибудь - да проговорился бы. Особенно за денежку... - Во-первых, большинство журналистов, писавших о катастрофе, - Александр Николаевич плеснул в чистый стакан янтарную жидкость из второго графинчика, - недоумки. Обсасывали идиотические версии поражения лодки выпущенной с нашего же корабля ракетой и столкновения с америкосом, вместо того, чтобы немного подумать головой. Расширить кругозор, так сказать... Во-вторых, есть вероятность того, что на "Адмирале Молотобойцеве" никто ничего не заметил. Факта столкновения, я имею в виду. Удар лодки об дно был зафиксирован гидроакустиками с нескольких кораблей, здесь сомнений нет. Но, то ли они не поняли, что произошло, то ли вся информация об этом была сначала закрыта, а потом изменена или уничтожена... - Погоди, - попросил Рыбаков-младший. - Как это на крейсере "не заметили"? Чай, не резиновую лодку подмяли... - А для такой махины, как "Молотобойцев", что "Мценск", что прогулочный катер - всё едино, - спокойно отреагировал доктор химических наук. - Особенно, если удар прошел по касательной. При сумасшедшей инерции огромной массы краткое соприкосновение с меньшим объектом оказывает весьма незначительное влияние на амплитуду движения. Считай сам - волнение в три балла, что было в тот день, это волна в полтора-два метра. Причем волна довольно пологая, так как дно ровное, но длинная. Крейсер, соответственно, качало минимум метра на два вверх-вниз относительно носа и кормы. Плюс небольшая боковая качка. И вот, в какую-то секунду один из боковых килей задевает нос всплывающей лодки. Подлодка, конечно, тоже имеет большие массу и инерцию, но полностью погружена в воду и на нее во всей мере действует сила старика Архимеда. Так как оба объекта имеют какую-то скорость и идут не перпендикулярными курсами, касание занимает секунду-две и особого влияния на растянутую продольную качку крейсера не оказывает. Ну, максимум, изменит амплитуду на несколько сантиметров. Что никто не заметит... Касание - это и есть то самое первое акустическое явление, которое выдают за взрыв двигателя торпеды в аппарате. Лодка, разумеется, отбивается от крейсера вниз, как мячик, и впиливается в дно. Вот тебе второе акустическое явление, гораздо более сильное, чем первое, и более продолжительное... Когда тринадцать тысяч тонн железа на скорости пять-семь километров в час влетает в твердое препятствие, коим является скальный грунт, звук будет очень сильным, эквивалентным мощному взрыву. Ведь что меряют сейсмологи? - Александр Николаевич сделал глоток и посмаковал винцо. - Они меряют силу сотрясения и считают ее по шкале Рихтера. А сила - штука довольно абстрактная. Многое зависит от объектов приложения и вызывающих взаимодействие причин. Можно столкнуть два объекта, взорвать некий заряд, произвести комплексное воздействие, шарахнуть низкочастотным импульсом. Да много еще чего... На большом расстоянии причины силовых взаимодействий не всегда точно определяются. Это как землетрясение и подземный атомный взрыв. Картины весьма похожи. В свое время нам янкесы несколько раз делали предупреждения о недопустимости нарушения моратория на подземные ядерные испытания, путая их с реально происходившими в Средней Азии землетрясениями. Как, кстати, и наши неоднократно ошибались... Так что ссылки на сейсмологов, которые типа точно зафиксировали некие подводные взрывы, должны оцениваться критически. Они зафиксировали события, могущие быть взрывами. Но не обязательно были таковыми. - А гидроакустики на самом крейсере? Они-то должны были слышать удар и скрежет... - Это в том случае, если аппаратура была включена, исправно работала и кто-то был на посту, а не болтался в это время в кубрике у приятелей... Основной корабль ордера прикрывают со всех сторон другие корабли и лодки, так что на самом флагмане частенько на всё забивают и царит примитивный бардак. Если же в этот день на "Молотобойцеве" было командование флота, о чем проскакивала информация, то большинство экипажа было занято не исполнением прямых обязанностей, а хозяйственными работами. Подметали коридоры, следили за заправкой коечек, драили гальюны... У нас же адмиралы и прочая штабная сволочь в основном придирается не к боевой службе, а к понятным им мелочам. Служба для них заключается во внешнем виде матроса, чистоте палубы и соответствии количества продуктов в котле утвержденным нормам. Это, конечно, немаловажно, но к выполнению боевой задачи отношение имеет опосредованное, - Рыбаков-старший сделал еще глоток. - Ты так сопьешься, если каждую бутылку дегустировать будешь, - вскользь отметил не всегда почтительный сын. - Не боись, - доктор химических наук отставил стакан. - Я не веселья ради, а эксперимента для... Итак, продолжим. Днища больших кораблей, что участвовали в маневрах, никто не проверял... - Но говорили же... - Мало ли, что говорили! - Александр Николаевич прервал отпрыска. - Водолазные команды были стянуты к месту аварии, "Молотобойцевым" никто не занимался. Он вообще ушел неизвестно куда. Рядом со спасателями "Петр Великий" торчал... Про "Молотобойцева" вообще начали вспоминать только недели через две. Как, кстати, и про большой противолодочник "Адмирал Пастухович". В принципе, тоже возможный виновник столкновения. Масса позволяет... Но во всей этой истории технические нюансы - не главное. Основное - моральные. Когда комфлота, допустившего подобную катастрофу, вместо камеры отправляют сенатором в Совет Федерации, начштаба того же флота не засовывают в лагерь, а назначают помощником представителя Президента, это говорит о том, что в стране полный развал. Глава государства настолько слаб, что не может наказать явных виновников трагедии и не способен добиться честного расследования. - Думаешь, он знает правду? - Чёрт его разберет, - Рыбаков-старший погрустнел. - Может - знает, может - нет... ГРУ и ФСБ должны были, конечно, ему доложить. Но дошли ли доклады непосредственно до Президента, не стопорнули ли их на уровне референтов, выгодно ли начальникам этих ведомств ссориться с генпрокурором - мы не знаем. На том уровне политики, где вращаются министры и президенты, значение имеет выгода взаимоотношений, а не честность. И уж тем более - не жизни единиц электората. В статистическом плане сто восемнадцать погибших моряков или несколько тысяч убитых в Чечне и членов их семей никакого влияния ни на что не оказывают и на результатах выборов не сказываются. - Печально. - Конечно, печально, - согласился доктор наук. - Однако сие есть объективная реальность... +++++++++++++++++ С мыслями отца главного героя я почти полностью согласен.
Anonymous
10 май 2007, 12:30
Там дело темное-конща не сыщешь.(
15 май 2007, 09:45
Жалко мужичков,там и пацаны совсем молодые были(
15 май 2007, 22:02
пронизан откровенной русофобией и страхом перед возрождающейся Русской мощью. ржунемогу)))))) весь мир уже от моши ентой оборался))))) (с транслита)
15 май 2007, 22:04
одно усопкоило,что не еврее опять виноваты)))) А так кончено американцы,кто же еше ,не сами же виноваты в своей халатности и в том ,что все на честном слове работает везде)))))) (с транслита)
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325