Меню

Джонатан Димблби рассказывает о своем 10

AD
Anonymous
07 Oct 2008, 16:57
Джонатан Димблби рассказывает о своем 10 000-мильном путешествии по России ("The Times", Великобритания) Россия - страна, о которой мы много слышим, но до сих пор очень мало знаем http://inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/244451.htmll Россия - страна, о которой мы много слышим, но до сих пор очень мало знаем. Когда я рассказываю людям, что Россия - не только самая протяженная страна в мире, но что одна Сибирь больше, чем Соединенные Штаты, включая Аляску, и Западная Европа вместе взятые, они открывают рот от изумления. Их потрясают масштабы России и разнообразие ее ландшафта. Их восхищают рассказы о ведьмах, которые общаются с лесными духами, о культе предков у шаманов и о горцах-наездниках, которые верят, что походный огонь, на котором они кипятят чай - священен, и которые по этой причине отчитали меня, когда я отбросил ногой выкатившуюся оттуда головешку. Это кажется таким нерусским. И в какой-то мере так оно и есть. Во время моего путешествия из Мурманска до Владивостока в попытке познать то, что Черчилль назвал 'тайной, покрытой мраком, за семью печатями', я был сначала удивлен, а в последствие тронут тем, как много своеобразных верований и культур уцелело - и теперь процветают, - несмотря на долгие годы угнетения при советском коммунизме. Я впервые познакомился с Россией в темные дни 'холодной войны', когда, как и все западные журналисты, я находился под неусыпным надзором КГБ и подвергался третированию со стороны 'надсмотрщиков'. Москва была серым и мрачным городом, ее жители задыхались от извращенной идеологии, самым ближайшим подобием правды была пропаганда, распространяемая 'Правдой'. Во время последнего путешествия по путинской России, ФСБ (наследница КГБ), безусловно, пристально следила за всеми нашими перемещениями - мы снимали многосерийный фильм для ВВС 'Россия - путешествие с Джонатаном Димблби', - и, тем не менее, мы были свободны в своих передвижениях, а люди разговаривали со мной без опаски. Вначале я чувствовал себя не в своей тарелке. Русские, как правило, смотрят на незнакомцев с подозрением, не расплываются сразу же в улыбке, и могут быть резкими до грубости. Но как только я погрузился в материал - в чем мне помогло поглощение изрядного количества водки, - то обнаружил неизбывную человеческую теплоту и честность. Читателю может показаться, что я приземлился на другую планету, и, по правде говоря, я действительно порою именно так себя и ощущал. Русские совсем не похожи на нас, поэтому представившаяся мне возможность узнать их мнение - о прошлом, настоящем и будущем, - оказалась поистине захватывающим, хотя порою и обескураживающим, занятием. В моей книге ('Россия: Путешествие в сердце страны и ее народа', Russia: A Journey to the Heart of a Country and its People) я много места уделяю прошлому, потому что оно критично для понимания настоящего и будущего. Мучительная и трагичная история страны оставила неизгладимый след в душе народа. Она породила удивительную стойкость, но так же и глубокий цинизм в отношении всего, что не имеет отношения к Родине. После 500 лет автократии и диктатуры не удивительно, что русской душе присущ фатализм. Поговорка 'Живи сегодняшним днем, потому что завтра можешь умереть' может быть национальным девизом - но только как лучшая альтернатива своей оборотной стороны - 'Умри сегодня, потому что завтра тебе придется жить'. Я встречался с самыми разными россиянами, и меня этот опыт обогатил. Ни один из моих собеседников не был скучным или исполненным жалости к себе, и у них всегда имелась про запас какая-нибудь история. Однако чем дальше я углублялся и чем больше понимал, тем сильнее приходил в замешательство. Да, россияне - многообразный народ по происхождению и этнической принадлежности. Но по своим взглядам они удивительно похожи. В этой капиталистической автократии существуют две тенденции, проложившие глубокую межу между благовидными и неблаговидными поступками: отвращение к основополагающим принципам либеральной демократии и страсть к Родине. Обе эти тенденции помогают понять особенности путинизма. Демократия в России является синонимом неуверенности в завтрашнем дне и анархии ельцинской эпохи, противовесом ей выступает ощущение безопасности и порядка в советский период, особенно при благодатной диктатуре Сталина. О том, что зачинатель террора и архитектор ГУЛАГа был также массовым убийцей, предпочитают умалчивать. Результат подобных общераспространенных настроений оказался крайне губительным. СМИ оказались под сапогом, парламент - бутафорией, выборы фальсифицируются, а суды являются покорными слугами Кремля. Путин называет эту шараду 'суверенной демократией'. На самом деле Россия сегодня представляет собой клептократию, принадлежащую и управляемую олигархами и службами безопасности, крипто-фашистское государство. И протестов практически не слышно. Напротив, уровень популярности Путина так высок, что обладай подобным Гордон Браун, ему бы ничего не угрожало даже после грядущих выборов. Кроме того премьер-министр умело использует любовь россиян к Родине. Эта любовь, порожденная конфликтами прошлого и жертвами, принесенными во имя изгнания череды иностранных завоевателей, принимает форму яростного национализма, граничащего с ксенофобией. Русские сочли себя униженными, когда НАТО в 1990-е годы отказала просьбе Кремля о членстве в альянсе. И теперь, когда Кремль говорит им, что национальной безопасности страны угрожает окружение ее НАТО и планируемое размещение системы противоракетной обороны в нескольких сотнях километрах от их западной границы, они безоговорочно этому верят. Основанное на энергетической мощи самоуверенное поведение Путина на международной арене приводит в восторг его 'электорат'. Царь? Автократ? Главное - не ярлык, а то, что в глазах народа России он вернул Родине подобающее место среди небожителей. С точки зрения россиян вторжение в Грузию и признание независимости Абхазии и Южной Осетии было не только правильным шагом, но также позволило 'расквасить нос' НАТО. Ничего из вышесказанного не означает, что нам грозит еще одна 'холодная война' или что Украина - следующая на очереди. Мир изменился и стал гораздо сложнее. Россия входит в неблагополучную семью 'великих держав', которые работают локтями в попытке выйти живыми из давки Нового мирового беспорядка, возникшего после 'холодной войны'. Им всем не помешало бы отложить в сторону дипломатический рупор и вспомнить, что переговоры лучше воинственных кличей. А пока - пристегните ремни безопасности: нам предстоит ухабистая дорога.
Anonymous
07 Oct 2008, 16:58
Это "не вопреки" а благодаря! Причём именно благодаря сначала царской России, а потом СССР, а точнее благодаря именно русским. У них на западе это просто не укладывается в голове! Как это русские занимая огромные территории не вырезают народы, которые живут на этих территориях. Так эти народы ещё и рады находиться в этой огромной стране! Мало они понять не могут, что большинство народов входило в Российскую Империю по собственной воле, так ведь ещё многим народам Россия отказала во вхождении! А некоторых уродов посадила таки на собственных хребет, и они, приобретя самостоятельность, сейчас злобно гавкают на неё.
Anonymous
07 Oct 2008, 16:58
Проехать всю Россию вдоль и поперек и не понять главного. На все многочисленные вопросы автора есть один простой, но не подвластный его пониманию ответ: мы такие, потому что мы свободны . Кто свободнее: львы живущие в саванне или выступающие в цирке? Несмотря на очевидный ответ никто не возмущается тем, что глава дикого прайда имеет непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия. Каждый выбирает свой образ жизни. Если вам нравится, то живите в клетке. Вас будут кормить, чистить, выгуливать, делать прививки, и не допустят в вашей среде никакого авторитаризма, и выглядеть вы будете очень цивилизованно, а не как африканские дикари. Вот только диктатором вашим будет дрессировщик – госдеповская макака с плетью в руке, которой не стоит бояться, если будете беспрекословно выполнять все команды. Здесь огромная культурологическая проблема: им нравится наша великая литерарура и искуство, потому что рождается это в каком-то естестве, которое они утратили. Это как неуничтожимая тяга к дикой свободе, присущей всему живому. Кто не испытывал восторга от деревенского воздуха, разнотравия, парного молока, запахов, купания в речке и.т.п.? Кто-то у них это еще делает, но все больше при помощи автоматики. Жить постоянно в этих условиях с удобствами во дворе, доить каждый день корову, вычищать навоз и пр. они уже не согласны. Утратили они это в своем очерченом строгими коридорами мире. Но ведь это другой образ жизни. Просто мы ДРУГИЕ. У нас другие ценности. Им этого не понять. Мы агрессивны к чужакам, которые считают, что мы должны жить по-другому, хотят пригладить нас как в зверинце. А мы жотим жить так и свое пространство бережем как среду свободного обитания и условие сохранения собственной идентичности. Не мы владеем Россией, это Россия владеет нами: мы как часть этой этоно-географической системы как стая диких львов сохраняем огрызаемся и сохраняем свою среду обитания.
Anonymous
07 Oct 2008, 17:01
Что вы за бредятину тут пишите? Какие еще львы в цирке? Еще совсем недавно пол-страны (тогда еще СССР) сидело в лагерях и индустриализиловало страну, ГУЛАГи, голодоморы, никому не нужные локальные войны, вроде Афганистана, милиционер или чиновник тебя за человека не считает, потому что в нынешней системе ты и на самом деле не человек, ты либо винтик, либо единица пушечного мяса. Мне продолжать?? Именно сегодня на нашем поколении лежит ответственность, чтобы в будущем, подобной фигни не поворялось. А тенденции "абсолютного монарха" мне не внушают оптимизма. Так что нехер тут пороть горячку!
Anonymous
07 Oct 2008, 17:03
Что за бред? Какие полстраны сидело в лагерях? Это что значит что около 100 миллионов сидело в лагерях и там же в лагерях одновременно индустриализовывало страну? Даже при сталине (1930-1953) всех репрессированых не набиралось и 5 процентов от населения, по самым натянутым и предвзятым оценках их было около 5,5 млн за все годы. У уж при Брежневе сидело меньше чем в современной России. Причем население росло, а не падало как сейчас. А еще "винтики" и "пушечное мясо" имели бесплатное здравоохранение и образование, получали бесплатную квартиру, имели твердые социальные гарантии. Нельзя говорить что в СССР не было недостатков, но жилось там ИМХО не хуже чем сейчас. Там были свои плюсы и минусы сейчас свои. Только и всего. (с транслита)
07 Oct 2008, 21:12
Не кизди, пожалуйста! Не неси свою мерзкую сионистскую пропаганду! При Сталине сидел миллион. Сейчас сидит два. И поинтересуйся, сколько особей сидят в ваших демократиях прямо сейчас. Ну и фонтан прикрой потом.
Anonymous
07 Oct 2008, 17:14
Статья меня восхитила! Откинув застенки КГБ и прочее в сухом остатке получаем-мы ничего не понимаем в России ничего ! Мы лезем со своими штампами с библиотечными экспертами и слушаем придурошных борцов за свободу мечтающих уехать в Израиль . А Россия куда более сложна и люди совершенно объективно не доверяют Западу и его ценностям ! Димлби красавчик ! (с транслита)
Действительно человек зря ездил, приехал за матрешками и балалайками их и получил.
Anonymous
07 Oct 2008, 17:00
А знаете почему он ничего не понял? Он и не пытался. Приехал с набором англо-саксонских штампов в голове и немеряным чувством собственного превосходства и начал всех мерять как белый человек туземцев. Не получилось, картина не складывается. Стал пить водку - тоже не помогло. Уехал и стал писать статейки для таких же англосаксов. Кстати бывают инстранцы, которые пытаются понять Россию, и для этого стараются отбросить свои комплексы и штампы, посмотреть на ситуацию нашими глазами или хотя бы с "чистого листа" И если у них это получается, то они влюбляются в Россию и становятся большими ее патриотами. Но димблби - не тот случай, еще по проишествию на корабле (из его первой статьи) было понятно. Человек который гордится собственной трусостью и презирает за смелость окружающих ничего не поймет. (с транслита)
Anonymous
07 Oct 2008, 17:05
В шоке. Джонатан не встретил тут ни одного медведя. Где его носило?
Все медведи были пьяны и спали в оврагах по обочинам дорог в обнимку со ржавыми термоядерными боеголовками...
Anonymous
07 Oct 2008, 17:11
Скорее всего по кабакам в пределах садового кольца Москвы.... А вообще, стоило ли писать столько бреда, ради последнего абзаца?
Anonymous
07 Oct 2008, 17:06
нормальная статья.. англосаксы вообще мало на че способны, а тут все таки проехал.. ну и многокультурие и непохожесть нашел, на том и спасиба
Как это по англосакски - снимать фильм о России и ничего не знать о ней.. . О эти фильмы ВВС. Слов нет - отличные кадры, прекрасный монтаж, замечательные операторы и.... бездарный текст - набор сплетен, баек, мифов и глупости. И это не только о России, то же о Китае, Индии, Африке, и даже Европе... ))) Ну а уж незнание истории , приписывание Сталину изобретения ГУЛАГА и репрессий... в общем "мурзилка для взрослых".
Anonymous
07 Oct 2008, 17:00
Цитата: Когда я рассказываю людям, что Россия - не только самая протяженная страна в мире, но что одна Сибирь больше, чем Соединенные Штаты, включая Аляску, и Западная Европа вместе взятые, они открывают рот от изумления. Ни за что не поверю, что жители развитых стран ни разу в жизни не смотрели на глобус!
Anonymous
07 Oct 2008, 17:01
Джонатан! Если ты считаешь себя умным человеком, то почему до тебя так долго доходит. Ведь сказано было: "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас - века, для нас - единый час..." Признать нас варварами ты видимо согласишся, но перед тобой сразу же встанет неразрешимый вопрос: как же эти дикари еще и космические корабли запускают, получают Нобелевские премии по физике и являются лучшими шахматистами.
Anonymous
07 Oct 2008, 17:06
думал что то интересное расскажет, кого он там встретил... А он опять про Путина понес. Сдается мне что он пробухал все путешествие и помнит только короткие эпизоды между похмельем и новым застольем. И вспомнить нечего а писать то надо что то!
Anonymous
07 Oct 2008, 17:02
"я был сначала удивлен, а в последствие тронут тем, как много своеобразных верований и культур уцелело - и теперь процветают, - несмотря на долгие годы угнетения при советском коммунизме" А может это БЛАГОДЯРЯ советскому коммунизму - то все - таки ? Или лучше "добрый американский капитализм", который от коренных жителей Америки почти ничего не оставил ? (с транслита)
Anonymous
07 Oct 2008, 17:07
Эх дядька!..Видел я как то тебя по телевизору...дурак дураком прости господи!..вот вроде и русских выслушал и в Росии побывал а ничего не понял...не потому помнят сталина и уважают путена что они автократы а ельцина не любят потому что он демократ...все проще и банальней..народ просто видит кто что то делает реально для РОДИНЫ а кто просто в карман себе рвет..потому и уважали сталина хоть и боялись что реально что то делал..ведь малость же связать то надо было...любовь к РОДИНЕ и русский дух.. (с транслита)
Anonymous
07 Oct 2008, 17:11
"И теперь, когда Кремль говорит им, что национальной безопасности страны угрожает окружение ее НАТО и планируемое размещение системы противоракетной обороны в нескольких сотнях километрах от их западной границы, они безоговорочно этому верят". Я просто в восхищении! Экий зловредный Кремль.
AD
AD
угу. Цитата: И теперь, когда Кремль говорит им, что национальной безопасности страны угрожает окружение ее НАТО и планируемое размещение системы противоракетной обороны в нескольких сотнях километрах от их западной границы, они безоговорочно этому верят. А кому я должна верить? Тебе что ли? Разубеди меня Цитата: я был сначала удивлен, а в последствие тронут тем, как много своеобразных верований и культур уцелело - и теперь процветают, - несмотря на долгие годы угнетения при советском коммунизме. А теперь раскажи нам о тех народах и культурах, которые уцелели после демократической колонизации коренных народов Африки и Америки
Anonymous
07 Oct 2008, 17:19
У постсоветской России множество проблем ("The Sunday Times", Великобритания) Разрушение демократии президентом Путиным - последнее, о чем думает постсоветская Россия Разрушение демократии президентом Путиным - последнее, о чем думает постсоветская Россия. Проехав по стране 10 тысяч миль, Джонатан Димблби в расстройстве: общество гораздо больше интересуется последними модами, чем этим. Посещение оперы оборачивается для Джонатана возвращением его личного горя Санкт-Петербург - потрясающее достижение человеческого воображения и труда. Тем не менее, этот город есть не что иное, как выдумка, великий обман - и в качестве символа тогдашней России и воплощения самого построившего его гения, Петра Великого, немного отдает абсурдом. По плану, Санкт-Петербург должен был быть построен по образцу Венеции и Амстердама - но его каналы проложены так, чтобы давать чисто визуальный эффект. Своей основной роли - городских магистралей, предназначенных для сообщения и торговли - они выполнять не могут. Местные девушки очень красивы - но они все время напоминали мне кукол или моделей на подиуме. Они столь же нереальны, как и город, по которому они ходят - и поэтому я все сильнее чувствовал, что где-то в глубине сердца этого города должна быть пустота. Меня пригласили на званый прием в дом, где собралась интеллектуальная элита Санкт-Петербурга, 'полное собрание' музыкантов, художников, ученых и писателей. Большинство одеваются по последней моде, только что, судя по всему, доставленной самолетами - вместе с владельцами - откуда-нибудь из Нью-Йорка, Парижа или Лондона. Они умны, веселы - но как-то намеренно горделивы и заносчивы, будто и это тоже объявлено 'последним писком' сезона. Партнеры Мы разговорились с одним дизайнером интерьеров. По его словам, не успела пасть 'диктатура пролетариата', как город попал под власть губернатора, при котором наступила 'диктатура дурновкусия'. 'Нам нужен диктатор с хорошим вкусом', - сказал он, и у меня сложилось впечатление, что он говорит совершенно серьезно. В чем же заключается, по его мнению, хороший вкус? 'Я пытаюсь совмещать нищету и роскошь', - ответствовал он. Я решил напрячь волю и задать серьезный вопрос: каковы перспективы демократии в постсоветской России? Начал я с расфранченного композитора, пишущего, как он отрекомендовался, 'индустриальную музыку'. - Я, конечно, не хочу возвращения прошлого, но иногда меня так злят окружающие, что я думаю: нам нужна большая дубина, нужен какой-нибудь диктатор, который был бы нас, - без малейших признаков иронии ответил он. - Ну, может быть, не диктатор, а сильный лидер, но чтобы он был один. Тему подхватил художник, медленно снявший с плеч ребенка: - Знаете, по-настоящему в России ничего не изменилось, - сказал он. - Десять-пятнадцать лет назад в политику пришли новые люди - хорошие люди, - но как только они туда пришли, они полностью изменились. Вот оно, влияние власти. Из-за него Россия как заморозилась еще в 15-м веке, так заморожена и сегодня. Но о демократии мне говорить не надо: не верю, что в современном мире у этого слова еще остался какой-то смысл. Я перешел в другое место и вклинился в беседу двух исключительно красиво одетых молодых женщин, сказавших, что в Санкт-Петербург надо приезжать зимой, тогда он особенно красив. Однако, добавили они, сами они зимовать здесь не собираются, скорее поедут куда-нибудь в теплые края, в Индию, например: ведь 'в Петербурге становится так темно, холодно, сыро и печально, что поневоле хочется куда-нибудь вырваться'. Шампанское - не особенно холодное и слишком сладкое - меня раззадорило, и я задал свой вопрос о современной России и им. Они ответили, что им сейчас все нравится. 'А что же демократия?', - снова зашел я на территорию, на которой ни один русский, кого мне до сих пор пришлось встретить, не желал особенно засиживаться. Конечно, я знал, что для многих жителей бывшего Советского Союза, угнетаемых и нищих, демократия в дивном новом капиталистическом мире означает с одной стороны американский империализм, а с другой - анархию, преступность, опасность, безработицу и инфляцию. Но, может быть, демократическая концепция пришлась по душе хотя бы этим - так благоухающим, так блестяще одетым, таким 'западным' - жительницам новой России? - А что демократия? - почти хором ответили они. - Что, в Германии есть свобода? Или в Америке? Я ответил, что, если учесть, что люди там имеют право участвовать в свободных выборах, а верховенство закона соблюдается почти неукоснительно, то - да, оба эти государства, в общем и целом, могут быть с достаточной степенью уверенности названы демократическими. - Ну что ж, - ответила одна из них, - мне такая демократия не нравится. Для России демократия - это смерть, потому что народу демократия не нравится совершенно. Ее подруга, будто этого было мало, добавила: - Здесь никто ничем не интересуется. Это наша жизнь и это наша свобода. У нас есть свобода, потому что каждый имеет право выбора. - Но можно ли быть свободным при диктатуре? - попробовал я перевести разговор в философское русло. - Диктатура у нас уже есть, и поэтому мы свободны, - был ответ. После чего одна из самых красивых и утонченных дочерей путинской России откинула голову, выбросила высоко вверх руку с опустевшим бокалом шампанского и издевательски рассмеялась над глупым иностранцем, задающим глупые вопросы. К общему знаменателю, иначе говоря, мы не пришли. Если мне и нужно было лишний раз напомнить, что в России политическая культура в корне отличается от нашей, я это напоминание получил. Люди, с которыми я говорил, были столь же серьезны, как я сам, и настолько же искренне изумлялись, почему я задаюсь такими вопросами, насколько искренне я сам поражался тому, что они ими не задаются. Так что дальнейшие расспросы пришлось прекратить и тихо напиться. На следующий день меня водил по одному из 'садов' - хотя для садов они, пожалуй, слишком формальны - Санкт-Петербурга Алексей, специалист по истории архитектуры, занимающий какую-то высокую и невыносимо заумную административную должность в Эрмитаже. Я заметил, что он использует название 'Ленинград' так же легко, как и 'Санкт-Петербург', и спросил, нет ли у него ностальгии по советским временам. Он ответил не 'в лоб', но гораздо более серьезно, чем вчера отвечали мне на светском рауте: - Этот город был мечтой идеалиста, и я вырос в обществе идеалистов. Еще ребенком я знал только одно - что есть единый 'советский народ', и именно поэтому распад [Советского Союза] стал таким тяжелым ударом для многих людей в России, и особенно для моего поколения. Идеология коммунизма, по его словам, была 'очень репрессивной, но в ней была и своя особая мечта'. - Коммунистическое общество было во многом весьма идеалистическим. У нас не было возможностей - но у нас не было и желаний. Даже будучи на разных уровнях, мы были равны. А теперь нам приходится американизироваться - это происходит со всеми нами, мы, оказывается, должны стать такими же, как и весь остальной мир. Мне это не нравится, в этом нет никакого смысла. Я смотрю на современную молодежь и вижу, что у нее уже совершенно другие ценности. И лично я благодарю Бога, что для меня рыночная экономика не стала мотивом, что мне не двадцать лет, и что я не закончу жизнь так же, как они. Я подумал обо всех тех художниках, мыслителях, музыкантах советской эры, которым приходилось танцевать под дудку Кремля - или терпеть всеобщее порицание, а то и того хуже - ссылку в Сибирь; и я снова спросил Алексея о демократии. Нужна ли она ему? - Демократии у нас нет - нет демократии в России. А будет ли она когда-нибудь? - Нет. После конца коммунизма прошло пятнадцать лет, а у нас однопартийная система. А свобода? - Свобода говорить то, что хочется, у нас есть - но у свободы есть свои достоинства и недостатки. Какие же у нее недостатки? - Реальная вульгаризация общества. Оно стало невероятно вульгарным. Посмотрите на улицы, посмотрите, как люди одеваются. Иногда кажется, что советские ограничения были во благо. В нашем городе не разрешалось ходить в шортах, вас сразу же остановила бы полиция. С эстетической точки зрения это было лучше. Я подумал, что он шутит, и легкомысленно решил пошутить в ответ, сказав, 'Ну, в одежде Вы просто фашист'. Но он вовсе не шутил и резко, с неожиданным негодованием, ответил, словно выстрелил: 'Я - не фашист'. Снова я упал в пропасть, разделявшую наше мировоззрение - пропасть, которую ненадолго скрыла от меня европейская пышность городского ландшафта и высокая образованность моего собеседника. Но для меня это стало важным открытием: один из лидеров санкт-петербургской космополитической элиты, оказывается, может выражать взгляды, которые с моей точки зрения, больше подошли бы какому-нибудь неандертальцу. Познав первый горький вкус жизни на самом верху санкт-петербургской интеллигенции - как они могут столь легкомысленно, столь фривольно, столь безответственно относиться к таким коренным понятиям, как демократия? мрачно размышлял я, - я снова и снова напоминал себе: их Россия совершенно не похожа на мою Британию; для них само понятие о демократии настолько незначительно, что они едва ли задумываются о нем. И все же, когда я подошел к памятнику, воздвигнутому после распада Советского Союза в честь великого ученого и правозащитника Андрея Сахарова, я снова позволил себе задаться вопросом - как он отнесся бы к столь пренебрежительному взгляду на ценности, за которые столь упорно боролся? Следующим моим собеседником был музыкальный маэстро всея Санкт-Петербурга, всемирно знаменитый Валерий Гергиев, художественный директор и главный дирижер Мариинского театра. Сидя в пятом ряду от оркестровой ямы, я не мог не восхититься его оркестром, который, объединив силы со знаменитой американской певицей-сопрано Рене Флеминг (Renée Fleming), буквально зачаровал и местную публику, и множество иностранных туристов. В конце представления овация не прекращалась, их все вызывали и вызывали. И тут произошло такое, от чего слезы потекли у меня по щекам: Флеминг начала петь арию Наташи из 'Пиковой дамы', которую в паре с Пласидо Доминго (Placido Domingo) пела Сью Чилкотт (Sue Chilcott) несколько лет назад, во время своего дебюта в Ковент-гардене. Тогда им тоже дирижировал Гергиев. Меня там не было тогда, я слушал только запись - но и на записи ее голос был столь красив, богат и страстен, что я сразу понял, что имел в виду Пласидо, когда после ее смерти сказал: это была великая певица, она пела душой. И, слушая голос Флеминг, я плакал по Сью, которая, как говорил Пласидо, 'освещала любую комнату, в которую входила'. Сейчас я не мог думать ни о чем, кроме женщины, которая умерла в 2003 году, всего через несколько месяцев после того, как мы полюбили друг друга. Будто чтобы специально сделать волну накатившего на меня горя еще сильнее, следующим номером Флеминг исполнила третью из 'Четырех последних песен' Рихарда Штрауса (Richard Strauss) - самую трогательную из частей этого феноменального цикла. Я уже был готов поверить, что это явно не совпадение: за несколько недель до смерти Сью усиленно работала как раз над этой музыкой; она еще надеялась, что сможет выполнить обещание спеть все четыре Песни в сиднейской опере. Но каждый день, когда она возвращалась с занятий, все сильнее становилась боль от стремительно расширявшейся раковой опухоли. Она уже не могла делать глубокие вдохи, необходимые для этой роли. Как-то вечером она, придя домой, села и просто сказала: 'Я не смогу этого сделать'. Одной фразой она сказала очень много: что выступления в 'Сидни Опера Хаус' не будет, что выступлений больше вообще не будет, что этот лирический голос, исходивший будто бы из самого рая, замолчит навсегда. Я, как мог, успокоил ее, но немного погодя, когда я сидел в кухне за столом, они тихо подошла сзади и нежно сказала: 'Я хочу спеть последнюю песню - только для тебя'. Она обняла меня, ее губы были почти у самого моего уха, и она тихо мурлыкала - хотя я знаю, знаю, что это слово не может передать того молчаливого смирения с неизбежным, которым был пронизан ее голос - третью из Последних четырех песен. Я слушал ее голос через пелену грусти - но знал: если есть на свете рай, то сейчас мы вместе именно там. И вот я услышал Флеминг - ту же самую музыку - в Мариинском. Я поддался восхищению - и снова сломался; глаза мои снова затуманились, в груди закололо и затряслись руки, сами собой потянувшиеся вверх, чтобы сделать то, наверняка делал каждый, кого постигло подобное горе - биться, стучаться в эти жестокие небеса, кричать, рвать, метать - сделать хоть что-нибудь, чтобы только не думать об одном-единственном, неоспоримом, жестоком, окончательном и не подлежащем никакому обжалованию факте: она не вернется. Она не может вернуться. Никогда. На званом ужине я сидел между Флеминг и Гергиевым - глаза еще краснели от слез, но я уже мог себя контролировать. Оба они с восхищением и любовью говорили о Сью, Гергиев вторил Доминго: 'Она одним своим присутствием вносила в мир что-то необыкновенное. Великая певица и большая личность'. Меня тронула и успокоила это глубоко личная, неформальная эпитафия. Что ж, вот еще один человек, кто знает то, что знали те, кто ее любил - и что теперь никогда не узнает никто другой. В тот вечер я не мог думать ни о чем другом и не мог заснуть, несмотря на то, что, специально, чтобы погасить печаль, весь ужин буквально пропитывался красным вином. Я выглянул в окно, выходящее на канал. В сумерках в воде отражались старые многоквартирные дома на другой стороне. Мне вдруг страшно захотелось опять оказаться в Англии - по крайней мере, там я буду среди людей, которых люблю. Я остро почувствовал одиночество и полностью погрузился в грустные мысли. Однако, к своему невероятному удивлению, год спустя я снова ощутил грусть - теперь уже понимая, что до конца моего пребывания в России осталось лишь несколько дней. К этому времени я проехал около 10 тысяч миль по всем одиннадцати часовым поясам - я был и на свадьбе на Кавказе, и в дальних уголках Сибири; в горах Алтая, в мистических землях народа бурят, встретился с шаманом. Я так долго с нетерпением ожидал конца своего путешествия - и, когда мы уже подъезжали к Владивостоку, мне вдруг захотелось, чтобы оно продолжалось еще и еще. Начиная свое путешествие по России, я испытывал к русскому народу некое латентное недоверие - даже, пожалуй, страх. Однако за все время, что я провел в России, мне довелось побеседовать с сотнями самых разных людей - и хотя мои выводы из этих бесед были по большей части грустными и печальными, я снова и снова обнаруживал, что этих людей нельзя не уважать, и что ими нельзя не восхищаться. Так что, даже при том, что Кремль по-прежнему все сильнее сжимает руку на горле судебной власти, парламента и СМИ, те люди, которых я встретил, дают надежду на то, что слухи о смерти демократии в России распространять пока преждевременно. Данная статья - отрывок из книги Джонатана Димблби 'Россия: путешествие к сердцу страны и ее народа' (Russia: A Journey to the Heart of a Land and Its People). Книга выйдет в свет 1 мая в издательстве BBC Books по цене 25 ф.ст. На телеканале BBC2 выйдет многосерийный документальный фильм по путешествий Д. Димблби (производство компании Mentorn Media, время показа - с 11 мая в 22:00). По телефону 0870 165 8585 (телемагазин The Sunday Times BooksFirst) указанные материалы можно заказать по цене 22.50 ф.ст., включая почтовые расходы. http://www.inosmi.ru/translation/241033.htmll
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325